Славяне и Русь - Страница 98 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь


Рекомендуемые сообщения

2Сколот

Во-первых, благодарю за любезное приглашение. Признаться, давно следил за вашей битвой титанов, но по принципу: двое дерутся - третий не лезь! :)

 

 

Покажите, каким образом у булгар оружие состоит из дротиков, щитов и копий, а "другого оружия не имеют". 

Это очень хорошо поясняет, как авары, бегущие после разгрома на Востоке, в относительно малом числе разгромили и прожгли насквозь все болгарские орды: у них, у авар, было вполне серьезное вооружение.

Да, и еще. Хмельной напиток булгар - мед. Лютни, гусли, свирели. При сожжении покойника предаются шумному веселию. Разве булгары или кочевники?

Одно другому не мешает: кочевники-булгары, перебравшись на Волгу стали оседлым народом. и уж если кругом полным-полно пчел, гонящих сырье для медовухи, то надо быть полными идиотами (иди религиозными фанатиками, что, впрочем почти одно и тоже), чтобы не воспользоваться.

Что до веселья на похоронах, то надо смотреть чувашские народные обычаи

Ссылка на комментарий

O'Tim

Цитата

Покажите, каким образом у булгар оружие состоит из дротиков, щитов и копий, а "другого оружия не имеют". 

Это очень хорошо поясняет, как авары, бегущие после разгрома на Востоке, в относительно малом числе разгромили и прожгли насквозь все болгарские орды: у них, у авар, было вполне серьезное вооружение.

Честно говоря, не понял.

 

Одно другому не мешает: кочевники-булгары, перебравшись на Волгу стали оседлым народом. и уж если кругом полным-полно пчел, гонящих сырье для медовухи, то надо быть полными идиотами (иди религиозными фанатиками, что, впрочем почти одно и тоже), чтобы не воспользоваться.

Что до веселья на похоронах, то надо смотреть чувашские народные обычаи

ЗДесь я бы по-другому сказал.

Вот есть описание ас-сакалиба Ибн-Русте (музыкальные инструменты, мед, обряд похорон, нет лошадей и т.п.). Я могу показать, что это соответствует образу жизни славян (причем лесных). Вы можете показать, что это описание булгар? ;)

Ссылка на комментарий

2O'Tim

Одно другому не мешает: кочевники-булгары, перебравшись на Волгу стали оседлым народом.

 

мешает ибо у текста есть ещё и начало - по которому славяне опознаются вполне:

 

" самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т (Ва.ит.) (1). Путь в эту сторону идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. Называется это у них улишдж, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут па место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать больше или меньше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится па скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сго-рает. И все они поклоняются огню. Большая часть их по-севов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии»."

 

а вот для сравнения обряд булгаров (в описании Фадлана):

 

"И когда умирает мусульманин у них, и (или) когда (умирает) какая-нибудь женщина-хорезмийка, то обмывают его обмыванием мусульман (т.е. по обряду мусульман), потом везут его на повозке, которая тащит (его) понемногу (вместе) со знаменем, пока не прибудут с ним к месту, в котором похоронят его. И когда он прибудет туда, они берут его с повозки и кладут его на землю, потом очерчивают вокруг него линию и откладывают его (в сторону), потом выкапывают внутри этой линии его могилу, делают для него боковую пещеру и погребают его. И таким же образом они (жители) поступают со своими мертвыми. Женщины не плачут над мертвыми, но их (жителей) мужчины плачут над ними. (Они) приходят в день, в который он умер. Таким образом они останавливаются у дверей его палатки и шумят (кричат) самым гнусным плачем, каким только могут плакать, и самым диким. Это - (люди) свободные. Когда же закончится их плач, приходят рабы, (неся) с собой сплетенные кожи, и непрерывно плачут и бьют свои бока и задние части своих тел этими соболями82, пока на их телах не образуются (следы) битья бичом. Им (жителям) надлежит водружать на дверях его палатки знамя, они приносят его оружие и кладут вокруг его могилы и не прекращают плача два года. Когда же закончатся два года, они снимают знамя и отрезают (часть) от своих волос, и родственники мертвого созывают званый пир, посредством которого дается знать об окончании их печали, и если у него была жена, то она выходит замуж. "

Ссылка на комментарий

2Kapitan

O'Tim Если булгары жили на Волге, на нафиг им было плыть по Дону?! Другое дело славяне, которых булгары элементарно могли не пускать вниз по Волге, не давать самим торговать.

а можно получить если не ссылку на текст, то хотябы более полную цитату?

Но даже из этого отрывка можно предположить, что будь мы с вами булгарскими купцами, то был бы огромный смысл подняться по Волге-Оке, перебраться в верховья Дона, и оттуда сплавляться: так мы охватим кучу местных финских племен и вятичей, наменяем у них рабынь и мехов на бусы, и с ними уже пойдем в Решт.

Ссылка на комментарий

2O'Tim

 

http://www.adfontes.veles.lv/arab_slav/index.htm

 

 

кое-что есть тут.

про море славян и прочее там нет. я уж не помню где брал:(.

привел цитату целиком.

Изменено пользователем vergen
Ссылка на комментарий

Что касается Ибн-Фадлана: у меня сложилось впечатление, что дальше Булгара он не был. А в этом "волжском вавилоне" у него в башке перемешались все встреченные народы (а может, еще и медком злоупотребил;) ).

 

Тем более, что и булгары кочевниками сроду не были, даром, что тюрки, а у него они какие-то половцы получаются.

Ссылка на комментарий
Город, в котором он живет, называется Джарваб (3), и в этом городе ежемесячно в продолжение трех дней проводится торг, покупают и продают.

 

(3)Джарваб - Сопоставляя разные варианты этого же описания, исследователи сходятся на том, что имеется в виду - Хорват и Прикарпатье.

 

Здесь есть кудесники лингвистики. Скажите, не мог Сувар превратиться у араба в Джарваб?

Ссылка на комментарий
ЗДесь я бы по-другому сказал.

Вот есть описание ас-сакалиба Ибн-Русте (музыкальные инструменты, мед, обряд похорон, нет лошадей и т.п.). Я могу показать, что это соответствует образу жизни славян (причем лесных). Вы можете показать, что это описание булгар?

 

Сведения о славянах-сакалиба поступали в исламский мир из разных источников и совсем не обязательно в связи с русами. Где-то на востлите есть небольшая подборка о "до-русских" сакалиба, сведения о которых шли через балканы и малую азию, где славяне селились. Отрывок где упомянут супанедж-жупанец имеет частично как раз это юго-западно-славянское происхождение. Сюда очевидно вплелась информация иного происхождения, о каких-то степных народах причерноморья, возможно, остатках антов, ко временам киевской руси уже утративших славянский язык, но по более ранним сведениям, возможно, проходящих как сакалиба. Как и когда и до какой степени *сакалиба* приобрело значение *северные варвары, массово доставляемые на рынки рабов* вряд ли когда-либо станет известно точно.

Изменено пользователем zilovs
Ссылка на комментарий

2vergen

Сравнение похоронных обрядов не корректно: в это время булгары раскололись - часть приняла ислам, вслед за ханом Алмушем, и нижняя часть текста у вас к ним и относится, часть яростно отстаивала язычество (предки будущих чувашей). Вот они то и могли цирк из похорон устраивать.

 

Но, если заметили, я раньше сегодня уже сказал, что по видимому арабы-персы валили в сакалиба первоначально все народы за линией хазарского фронта, с которыми особо сильно общаться не приходилось.

Поскольку булгары через Волгу и Дон, из этих народов были наиболее доступны, то в большинстве случаев речь идет о них. Что вовсе не отменяет в некоторых случаях славян, а также мордву, мерю, и прочие финские племена.

Изменено пользователем O'Tim
Ссылка на комментарий

2jvarg

Тем более, что и булгары кочевниками сроду не были,

Это, мягко говоря, не совсем так. Считается, что булгары (точнее, их предки - утигуры и кутигуры), пришли с гуннской волной, и лет триста занимали Причерноморские степи.

На Волгу они перебрались в 8 веке, и уже там, постепенно, кочевниками сроду быть перестали.

Ссылка на комментарий
Тем более, что и булгары кочевниками сроду не были,

 

Это, мягко говоря, не совсем так. Считается, что булгары (точнее, их предки - утигуры и кутигуры), пришли с гуннской волной, и лет триста занимали Причерноморские степи.

На Волгу они перебрались в 8 веке, и уже там, постепенно, кочевниками сроду быть перестали.

Под булгарами я подразумеваю жителей собственно волжской булгарии, а не протобулгар.

Изменено пользователем jvarg
Ссылка на комментарий
Но, если заметили, я раньше сегодня уже сказал, что по видимому арабы-персы валили в сакалиба первоначально все народы за линией хазарского фронта, с которыми особо сильно общаться не приходилось.

 

скорее не так.

как правило сакалиба - славяне (емнип название от столкновений со славянами в малой азии, Сколот кажется приводил ссылку на это).

но иногда могут быть и не славянами.

особенно это актуально в случае с булгарами, которые пришли где-то в начале 9 века (и возможно не разом, и тем паче могли не разом организоваться в государство), т.е. Фадлан мог использовать более старое название бытовавшее в арабской лит-ре применительно к тем (или примерно тем) местам.

 

а учитывая что в тех местах археологически известна именьковская культура (нередка относимая к славянским) - выводы - напрашиваются.

 

http://www.ksu.ru/archeol/srednev.htm

Изменено пользователем vergen
Ссылка на комментарий

O'Tim

Но даже из этого отрывка можно предположить, что будь мы с вами булгарскими купцами, то был бы огромный смысл подняться по Волге-Оке, перебраться в верховья Дона, и оттуда сплавляться: так мы охватим кучу местных финских племен и вятичей, наменяем у них рабынь и мехов на бусы, и с ними уже пойдем в Решт.

Я бы предпочёл в таком случае сначала сплавать по Волге, Оке и прочим притокам, а уж потом из Булгарии плыть в Решт...

Ваш маршрут чересчур длинный крюк предполагает...

Ссылка на комментарий

ну и мнение Седова:

http://lib.crimea.edu/avt.lan/student/book5/part1/p1_9.html

 

 

"Есть некоторые основания полагать, что далеко не все именьковское население покинуло средневолжские земли при расселении кочевых орд болгар-тюрок. Исследователь именьковских древностей П.Н.Старостин полагает, что значительные группы этого населения остались в Волго-Камском регионе, были постепенно ассимилированы болгарами и влились в состав жителей Волжской Болгарии [23]. Исследователь обращает внимание на то, что керамика болгарского времени на поселениях бассейна Малого Че-ремшана по формам, примесям и фактуре теста близка именьковской. По всей вероятности, в условиях нашествия воинственных кочевых орд отдельные группы именьковского населения ушли в глухие местности Среднего Поволжья, в частности, в регион Черемшана, а когда жизнь в этих землях стабилизировалась, возвратились на места своего прежнего проживания. П.Н.Старостин отмечает, что на многих именьковских поселениях имеются отложения волжскоболгарской культуры, не отделенные от именьковских стерильными прослойками. Существенно и то, что территория Волжской Болгарии почти полностью совпадает с ареалом именьковской культуры.

 

О наличии славянского этнического компонента в составе населения Среднего Поволжья в послеименьковское время писал А.П.Смирнов. Исследователь отмечал, что славянская лепная и гончарная керамика встречена на ряде поселений этого региона (Белымерское, Хулаш, Кайбельское, Малопальцевское и др.), а на селише Криуши в слоях IX-XI вв. открыты полуземляночные жилища славянского облика [24]. На этом поселении нередки и горшки с высокой цилиндрической горловиной, столь характерные для именьковской культуры. А.П.Смирнов и Н.В.Тухтина сопоставляли их с волынцевскими сосудами [25].

 

Исследователь глиняной посуды памятников Волжской Болгарии Т.А.Хлебникова выделяет группу керамики с примесями шамота в тесте и полагает, что в ней могут выявиться традиции керамического производства именьковского населения. Однако связь горшкообразных сосудов с более или менее высоким цилиндрическим горлом и с полосным лощением, найденных на Криушкинском селище, Суварском, Танкеевском и Муромском городищах, а также в Болгарах и ряде памятников Нижнего Прикамья, с именьковской культурой ею отрицается [26].

 

Как известно из письменных источников, правитель Волжской Болгарии хан Алмуш (Алмас), пытаясь освободиться из-под власти и зависимости Хазарского каганата, в 921 г. обратился к багдадскому халифу с просьбой прислать миссию для официального принятия ислама. Арабский писатель Ибн-Фадлан, посетивший в следующем году в составе посольства Муктадира Волжскую Болгарию, отметил многоплеменной состав населения этого раннегосударственного образования. Наряду с ханом Алмушем, происходящим из племени болгар, но называемым царем "сакалиба", упоминаются еще царь племени эскель, народ сиван во главе с князем Виригом и баранджары. Примечательно, что все они объединяются под общим названием не болгар, а "сакалиба". Волжская Болгария именуется Ибн-Фадланом страной Сакалиба [27].

 

Термин сакалиба (ас-сакалиба) в арабских исторических сочинениях означает "славяне". Этим этнонимом называют славян все арабские историки и географы раннего средневековья [28]. Его происхождение в средневековом арабопер-сидском мире связывается исследователями с греко-латинским названием славян - sclavi [29].

 

До установления этноса носителей именьковской культуры трудно было предполагать проживание славянского населения на средней Волге в середине и второй половине I тыс. н.э. Теперь исторические свидетельства о наличии в составе населения Волжской Болгарии Х в. славян подкрепляются археологическими материалами.

 

В восточных источниках IX-Х вв. неоднократно называется гидроним Славянская река. Одни исследователи отождествляют ее с Доном (И.Маркварт, В.Ф.Ми-норский и другие), другие - с Волгой (Т.Левицкий, А.З.Валиди Тоган, Б.А.Рыбаков, и другие). А.П.Новосельцев писал, что в решении этого вопроса существенны данные археологии: славян на Волге в VIII в. не было, а на верхнем Дону (или на Донце) они были [30]. Теперь, после открытия поселений раннесредневековых славян на Волге, можно считать, что Славянской рекой именовалась Волга не только в XI в., когда об этом достаточно определенно свидетельствует ал-Биру-ни, но и в источниках последних веков I тысячелетия н.э."

Ссылка на комментарий

2zilovs

Отрывок где упомянут супанедж-жупанец имеет частично как раз это юго-западно-славянское происхождение.

 

такой вариант имеется, но этому мешают упоминания холода и печенегов.

тем паче что:

Ибн Русте. (903-913 гг) Они [болгары] трёх разрядов. Один разряд из них называется б.р.сула, другой разряд - ас-к.л. и третий - булгары.

 

Гардизи. (1050-1059 гг.) И существуют эти три разряда, первый называется б.р.сула, другой разряд - ас.к.л. и третий - булгары.

 

цитирую от сюда. http://www.bibliotekar.ru/rusKiev/23.htm

Ссылка на комментарий

Harald

Я не совсем понимаю, почему вы вцепились в Фадлана и его булгар. Сам же Фадлан говорит о том, что в Булгарии среди других жителей живут и славяне.

Если не ошибаюсь, в явном виде это не прописано. Или прописано?

Изменено пользователем Сколот
Ссылка на комментарий

2 Harald

Я не совсем понимаю, почему вы вцепились в Фадлана и его булгар. Сам же Фадлан говорит о том, что в Булгарии среди других жителей живут и славяне.

Это к вопросу кого именно могли арабы называть ас-сакалиба. Только славян или трактовали термин расширительно на все лесное население Восточной Европы.

 

2 O'Tim

Здесь есть кудесники лингвистики. Скажите, не мог Сувар превратиться у араба в Джарваб?

Ну так высоко я себя не ставлю, но рискну высказать предполжение - врядли. Слишком малопохоже.

 

И кстати

Признаться, давно следил за вашей битвой титанов

Спасибо за комплимент :)

Ссылка на комментарий

2Kapitan

Я бы предпочёл в таком случае сначала сплавать по Волге, Оке и прочим притокам, а уж потом из Булгарии плыть в Решт... Ваш маршрут чересчур длинный крюк предполагает...

Но охватываются дополнительные территории. А притоки Волги уже пробомбили те, кому лень крюки нарезать :)

Но пожалуй соглашусь с Вами. Вероятно, купцы с Днепра пробивались этим путем (каботаж вокруг Крыма, или по Северному Донцу).

 

 

2Harald

Я не совсем понимаю, почему вы вцепились в Фадлана и его булгар. Сам же Фадлан говорит о том, что в Булгарии среди других жителей живут и славяне.

А в Киеве жили евреи в числе прочих. Но речь о титульном народе. Какое имеет значение? У одной из сторон постоянно сильным аргументом было такое построение: "Скалиба=славяне. Арабы различали русов и скалиба (славян), как разные народы. Следовательно, русы НЕ славяне."

 

Если же выясняется, что скалиба - очень часто НЕ славяне, то аргумент

теряет в весе.

Ссылка на комментарий

2Сколот

2Lestarh

Пересмотрел сейчас Фадлана и не нашел там этого отрывка - наверное он все-таки относится к хазарам в каком-то арабском источнике. Зато нашел интересный фрагмент:

Посол  к  аль-Муктадиру от владетеля славян был муж,  которого зовут Абдаллах ибн-Башту аль-Хазари  (хазарец),  а послом со стороны султана (халифа) Сусан ар-Расси,  клиент Надира аль-Хурами и Такин ат-Турки (турок),  Барис ас-Саклаби (славянин) и я вместе с ними,  как я уже сообщил.
Таки славяне там были.

И о лесных народах Восточной Европы:

Царь рассказал  мне,  что  за его страной на расстоянии трех месяцев пути есть люди (народ), которых называют Вису.

...

У них  много  купцов,  которые  отправляются в землю турок,  причем привозят овец,  и в  страну,  называемую  Вису,  причем  привозят соболей и черных лисиц.

Ссылка на комментарий
Царь рассказал  мне,  что  за его страной на расстоянии трех месяцев пути есть люди (народ), которых называют Вису.

...

У них  много  купцов,  которые  отправляются в землю турок,  причем привозят овец,  и в  страну,  называемую  Вису,  причем  привозят соболей и черных лисиц.

 

Вису=Весь?

Изменено пользователем Gross
Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.