Этническая карта Византийской империи - Страница 4 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Этническая карта Византийской империи


Рекомендуемые сообщения

2dlook

Ну, вот ещё кой-чё по теме:

Распределение латыни-греческого

balkanlatin8kn.th.gif

arealofromance3go.th.gif

И карта с последними исправлениями:

«Население Византийской империи в начале V века»

v4zl.th.gif

Правда, я этим давно не занимался. Плюс я в истории дилетант, так что не суди строго, возможны архаизмы, неологизмы и просто неточности :)

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

2Alias

на упомянутые здесь в приложениях статьи и карты.

Увы, но за прошедшее со времени первого опубликования и аттачи, и некоторые линки уже успели испортиться.

Ссылка на комментарий
не суди строго, возможны архаизмы, неологизмы и просто неточности

Камрад, право слово, вы меня переоцениваете. :)

К периоду начиная с 8-го века я мог бы добавить еще колонии мардаитов - если ты вдруг про них еще не в курсе. А в этнической карте ранней Византии я не шибко силен. :) Ну вот разве что насчет фракийцев, дарданов и ко есть сомнения... Это откуда?

Да, а вообще, ты какими источниками пользовался?

Изменено пользователем dlook
Ссылка на комментарий

2dlook

К периоду начиная с 8-го века я мог бы добавить еще колонии мардаитов - если ты вдруг про них еще не в курсе.

Колонии эти в Кибирайотоне?

А изначально откуда они, не в курсе? Я читал, что "из Сирийских гор", но не уверен где это: Ливан или побережье Сирии?

у вот разве что насчет фракийцев, дарданов и ко есть сомнения... Это откуда?

Ну, это как раз архаизм :) Т.е. известно, что до вторжения славян тут обитали фракийцы, иллирийцы. Далее я взял карту фракийских племен в 4-5 вв. до н.э. и перенес основные племена оттуда. :) С исправлениями (что знал): гетов ещё до н.э. римляне с правобережья Дуная вытеснили, а после оставления Дакии на Балканы переселилась часть населения этой провинции (не помню уже источник). Бессы упоминаются у того же Сирила Манго, относительно других племен (сохранились ли они на тех же самых территориях под теми же названиями) сказать особо ничего не могу. Плюс к тому дарданов и трибаллов в некоторых источниках называют иллирийскими, а не фракийскими племенами.

Да, а вообще, ты какими источниками пользовался?

Ну, чем только не пользовался. :) С различной литературе, статьям по истории Византии искал упоминания о её населении. Потом искал карты с изображением областей, населенных тем или иным народом. В большинстве своем они не относились к контекстному периоду. Далее шла экстраполяция. К примеру, прочитал я, что в начале 6 века упоминаются бессы - я смотрю на территории их проживания в 4-5 вв. до н.э. и переношу их на свою карту.

Плюс упоминания, в каких городах были иудейские, греческие общины, где персы проживали и т.п.

В общем, где-то так. )))

Топорно оно, конечно, спорить не буду.

Камрад, право слово, вы меня переоцениваете.

С каких это пор мы вдруг на "Вы" стали? ))

Изменено пользователем Alias
Ссылка на комментарий
Колонии эти в Кибирайотоне?

Ааааа! *плачет*

В Кивирреотах!!!!

Не только в Кивирреотах, колония почти такой же численности была переселена в европейскую часть, в фему Эллада.

С каких это пор мы вдруг на "Вы" стали?.

Та это я так, дурью маюсь :)

 

Про дарданов расскажи поподробней, какого их (и кто) в иллирийцы зачислил?

Ссылка на комментарий

2dlook

Ааааа! *плачет* В Кивирреотах!!!!

Позор мне навеки! )))

Про дарданов расскажи поподробней, какого их (и кто) в иллирийцы зачислил?

Опс, ошибся немного: не дарданов и трибаллов, а дарданов и пеонов.

Карта у меня есть советская (видимо), где они поименованы среди прочих иллирийских племен, потом читал, что у албанцев эта версия в почете.

Ссылка на комментарий
Карта у меня есть советская (видимо), где они поименованы среди прочих иллирийских племен, потом читал, что у албанцев эта версия в почете.

Ааа, тогда ладно, может быть. Мне казалось, по гомеровской географии они у самых проливов жили, да и этноним на мысли наводит...

 

Про мардаитов. На всяк пож просто выложу все что мне известно.

Похоже, есть лишь три источника (по крайней мере византийских), имеющих упоминания о мардаитах: "Хронография" Феофана, "De administrando imperio" и "De ceremoniis" Константина Багрянородного. О происхождении больше всего инфы у Феофана, "Об управлении империей" цитирует того же Феофана да еще добавляет интересные подробности отношений кивирреотских власть имущих вокруг должности катепана мардаитов. "О церемониях" дает роспись военного контингента мардаитов в Кивирреотах и, как я понимаю, в Элладе ("Церемонии" я только в скором времени собираюсь заполучить, поэтому когда говорил, основывался на ссылках у Кулаковского, Литаврина и Острогорского). Феофан в отвратном русском переводе Оболенского (1884 г.).

 

Феофан о происхождении мардаитов:

л. м. 6169, р. х. 669. [у Феофана; в реале 676 г.]

В сем году мардаиты взошли на Ливан и владычествовали от горы Мавра до святого града, заняв все высоты Ливана;многие рабы и туземцы к ним сбежались, и в короткое время составилось их до многих тысяч.

Если не знаешь, где горы Мавра (а точнее, "Черные горы"), можешь посмотреть по той карте, Что я выставлял. Побережье Сирии, вокру Искендеруна. Святой град - Иерусалим, разумеется. Учитывая, что мардаиты явно имели тесные контакты и полное взаимопонимание с ромеями, имхо, их база была все-таки скорее в Черных горах.

К этому же отрывку в цитате Константина Багрянородного примечание Литаврина:

Вероятно, от арамейского "марад" ("восставать, поднять мятеж", отсюда "моуруда" -"мятежник"). Полагают, что мардаиты Феофана тождественны "джараджима" арабских источников (см.: The Encyclopaedia of Islam, sv. Djaradjma). Ср.: Teр-геводян A.H. Армения и Арабский халифат. С. 71-72: мардаиты - христианский народ неизвестного происхождения; ср. также: История Византии. Т. 2. С. 42.

Мардаиты неплохо помогали ромеям в отношениях с арабами:

л. м. 6176, р. х. 676. [т.е. 683 г. (??? по хрон. таблице Абдальмалик в 685-м стал халифом)]

Авимелех вождь аравитян. Феодор еписк. Константиноп. 1 год.

В сем году в Сирии свирепствовала язва и произошла смертность. Авимелех покорил народы, но когда мардаиты делали нападения на страны, лежащие близ Ливана, при свирепст-вовавшей язве, то Авимелех просил мира, выпрошенного Мавиею, отправил к царю послов, соглашаясь платить ему ту же сумму триста шестьдесят пять тысяч золота, столько же рабов, и столько же благородных коней.

 

Вступив на престол, Юстиниан II подписал договор с халифом о выводе мардаитов из Ливана:

л. м. 6178, р. х. 678

Юстиниан царь рим. 1 год. [т.е. в реале 685 г.]

В сем году Авимелех прислал посольство к царю Юстиниану о подтверждении мира, который и утвержден на сих условиях: что царь отвел с Ливана отряды мардаитов и прекратил бы набеги их; Авимелех же будет давать римлянам на день по тысяче монет, по лошади и по одному рабу; притом они вообще и поровну должны пользоваться доходами с Кипра, Армении и Ивирии. Царь послал мужа правительственного Павла утвердить условия. Это утверждение сделано письменно и при свидетелях, и правительственный муж осыпанный великими почес-тями возвратился. Царь вследствие того отозвал с Ливана 12 тысяч мардаитов и чрез то осла-бил силу римскую: ибо все города занимаемые аравитянами по вершинам гор от Мансуеды [так они Мопсуестию перевели, уроды :)] до четвертой Армении [столица - Мартирополь] были бессильны и не обитаемы от набегов мардаитов; а когда их отозвали, то римское государство начало терпеть ужасные бедствия от аравитян и поныне терпит.

 

И дальше:

л. м. 6179, р. х. 679.[т.е. 686 г.]

При Павле еписк. Константиноп. 1 год.

В сем году в Сирии был голод, и многие пришли в римскую землю. Царь, пришедши в Армению, встретил мардаитов, эту медную стену Ливана, которую он разрушил.

 

Всех мардаитов Юстиниан, конечно, не мог вывести, и набеги мардаитов вроде бы продолжались еще несколько лет (см. 683 г. по Феофану), но их роль, видимо, быстро сходит на нет.

 

И дальше привожу обширную цитату из 50-й гл. "De administrando imperio" про отношения между представителями власти в Кивирреотах. Так все близко и знакомо... :)

 

Текст:

Да будет известно[99], что укрепилось древнее обыкновение, согласно которому катепан мардаитов[100] Атталии[101] избирается василевсом, поэтому и блаженнейший василевс Лев избрал в качестве катепана Ставракия, по прозвищу Платис, который отличался в течение значительного времени, но нехорошо распоряжался к концу[102]. Ибо, когда протоспафарий и асикрит[103] Евстафий[104] был послан в фему Кивирреоты как "эк-просопу"[105], случились меж ними зависть и столкновения. Ставракий Платис, полагаясь на патрикия Имерия, логофета дрома[106], как на посредника своего у василевса, противодействовал "эк-просопу" Евстафию и держался особенно враждебно в том, в чем считал того поступающим или распоряжающимся вне сферы [его] долга. В свою очередь, "эк-просопу" Евстафий вел себя к Ставракию неприязненно и не единожды замышлял нападки и хитрости. По сей причине упомянутый Евстафий доносил на Ставракия: "Фема Кивирреоты не может иметь двух стратигов, то есть меня и Ставракия[107], катепана мардаитов, но ведь когда я постановляю и хочу управлять, желает делать [то же] катепан мардаитов, и, будучи самовластным, творит по произволу все, что ему взбредет". Слал он и прочие разные клеветнические словеса и, сочинив против него немало козней, одно составя правдиво, другое придумав лживо и сумасбродно. А тот, полагаясь как раз на патрикия и логофета дрома Имерия, писал о том же, тогда как д то время патрикий Имерий был скорее другом Евстафия, чем Ставракия, хотя впоследствии они оба, поссорившись, стали совершенными врагами, полными ярости. Итак, василевс, получив это донесение Евстафия и будучи убежден просьбами патрикия Имерия, дал должность того самого катепана [мардаитов] протоспафарию и "эк-просопу" Евстафию[108]. Когда же блаженный василевс сменил жизнь утлую на вышнюю, его брат Александр[109], став обладателем власти автократора, подобно тому как заменял всех, избранных для какой-либо власти блаженным василевсом, его братом, убеждаемый злорадными и зловредными людьми[110], так он сменил и названного ранее Евстафия, назначив вместо него другого. Поскольку пресловутый Хасе, происходивший от рода сарацин, сарацином оставшийся и по мыслям, и по образу жизни, и по исповеданию[111], раб патрикия Дамиана[112], поскольку этот самый протоспафарий Хасе обладал в то время большой свободой в разговоре с господином Александром василевсом, как и протоспафарий Никита[113], брат Хасе, он-то и стал стратигом Кивирреотов по воле господина Александра василевса. Итак, сей Никита, брат вышеупомянутого Хасе, просил василевса: "Поскольку подобает облагодетельствовать меня как старого твоего друга, единственную к твоей царственности имею просьбу, и справедливо, чтобы ты выслушал меня". Когда же, недоумевая, василевс спросил, что это за просьба, и обещал исполнить, какой бы она ни была, названный выше Никита попросил: "Прошу царственность твою сделать сына моего катепаном мардаитов Атталии". Склонясь к его просьбе, василевс, введя во время процессии в Хрисотриклин[114] сына протоспафария Никиты спафарокандидата Аверкия, избрал его катепаном мардаитов Атталии[115], как блаженный василевс Лев прежде названного Ставракия Платиса. А издревле имеется старый обычай, как сказано у древних, что василевсом избирается катепан мардаитов[116].

 

Комментарии:

99. Здесь начинается второй из четырех пассажей, не охваченных названием гл. 50. Речь идет о неурядицах в управлении фемой Кивирреоты (создана в первой трети VIII в.) и расположенными в ней мардиатами - воинственным племенем, исповедующим христианство и состоящим на службе у империи с VII в. (в район фемы Кивирреоты их переселил с границ Ливана Юстиниан II в конце VII в.). Главы эти подтверждают высокий ранг катепана - главы воинского отряда в провинции (ср. коммент. 37 к гл. 27). Согласно трактату "О церемониях" (De cerem. P. 654.2-6), он командовал в это время (т.е. во время создания обоих трудов) войском численностью до 5087 воинов-мардаитов. 100. Р. Дженкинз подчеркивает, что здесь автор переходит от провинциального управления на суше к делам флота, так как мардаиты чаще служили на флоте (да и сама фема Кивирреоты была морской) (DAI. II. Р. 192). Описанные ниже события произошли в 906-911 гг.

       101. Главный город фемы Кивирреоты, морской порт.

       102. В обязанности катепана мардаитов входил также сбор налогов с определенной местности (но не со всей фемы: этим ведал стратиг). Возможно, часть собранных сумм катепан по праву расходовал на содержание воинов. Но здесь он превысил свои полномочия.

       103. Писец, нотарий секрета, столичного ведомства.

       104. Этот Евстафий не имел ничего общего с упоминавшимся (гл. 50.136) Евстафием Аргиром и с Евстафием - флотоводцем, упомянутым в гл. 51.85 и след.

       105. Полномочный представитель видного должностного лица (здесь - самого императора).

       106. Логофет дрома (см. коммент. 37 к гл. 32). Имерий -.известный политический деятель и флотоводец в правление Льва VI. В 908 г. разгромил флот арабов в Эгейском море, но в 911 г. потерпел тяжелое поражение у Крита.

       107. Полномочия Евстафия были столь велики, что он считал свою временную должность равной посту стратига фемы.

       108. Т.е. император предпочел доверить дела фемы своему "эк-просопу".

       109. Александр, император (912-913). Сменяя должностных лиц, пользовавшихся доверием Льва VI, он не упразднил, однако, столь необычный институт "двоевластия" в феме.

       110. Здесь проявилась неприязнь Константина не только к своему дяде Александру, но _ и к окружавшим его людям: Александр убрал верных Льву VI людей с ключевых постов, облегчив тем самым в дальнейшем дорогу к трону Роману I Лакапину

       111. Конечно, Хасе мог сохранить свою старую религию (мусульманство) лишь втайне: носитель титула и должности не мог быть иноверцем.

       112. Рабы знатных лиц (как правило, иноплеменники) достигали порой в Х-XII вв. высоких постов, вливаясь в состав имперской знати. Сохраняя верность своим господам юридически они, однако, уже не были рабами: раб не мог занимать государственную должность (ср.: DAI. II. Р. 193).

       113. Имя брата Хасе, Никита, - чисто христианское (ср. коммент. 111 к гл. 50).

       114. Зал Большого дворца в столице. Возведение в сан сопровождалось строго предписанной церемонией. Титул получали из рук императора.

       115. Итак, катепаном мардаитов стал сын Никиты, а сам Никита уже был стратигом (навархом) фемы Кивирреоты. Ср. коммент. 107 к гл. 50: не имел ли "эк-просопу" Евстафий власть не только над мардаитами, но и над всей фемой?

       116. Мардаиты после их переселения в район Атталии, видимо, утратили былые привилегии: катепана им присылал василеве (ср. наши заключения об архонте славян Пелопоннеса в коммент. 24 к гл. 50).

 

И Феофан и К.Багрянородный взят из электронных версий, которые есть в сети, но ссылки я потерял, влом искать. :) Да они и так достаточно известны :)

Изменено пользователем dlook
Ссылка на комментарий
Если не знаешь, где горы Мавра (а точнее, "Черные горы"), можешь посмотреть по той карте, Что я выставлял. Побережье Сирии, вокру Искендеруна. Святой град - Иерусалим, разумеется. Учитывая, что мардаиты явно имели тесные контакты и полное взаимопонимание с ромеями, имхо, их база была все-таки скорее в Черных горах.

Значит, от Александроны до Иерусалима по всем прибрежным горам?

Мне казалось, по гомеровской географии они у самых проливов жили, да и этноним на мысли наводит...

Угу ))) Албанцы поэтому очень дарданов любят, несомненно считают их иллирийцами, а не фракийцами: типа, "был великий народ иллирийский под именем дарданы, владели землями аж по Пропонтиду" )))

 

Кстати, тебе никогда "Этника" Стефана Византийского не попадалась?

Ссылка на комментарий

Значит, от Александроны до Иерусалима по всем прибрежным горам?

Значит, похоже так. :)

 

Этника не попадалась, не интересовался особо. :) Посмотрю.

Изменено пользователем dlook
Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

2Alias

Отрывок из "Этники" Стефана Византийского на востлите:

http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/By...Stefan/pred.htm

http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/By...n/frametext.htm

 

Полный текст на древнегреческом есть у меня (мне на днях диск с TLG и Musaios'ом дали).

Ссылка на комментарий

2dlook

Полный текст на древнегреческом есть у меня

Не, древнегреческий я пока что неосилю )))

Вот, кстати, что нашел:

 

http://www.conflicts.rem33.com/images/Tne%...ns/ponticum.htm

Тут на первой карте показаны народы Малой Азии и сопредельных земель до н.э., до 4 века до н.э. явно: галатов ещё нет. До времен Империи ромеев много поменялось. Но кое в чем тоже может быть полезна )))

А это уже более позднее время:

http://titus.uni-frankfurt.de/didact/karten/anat/klasln.htm

 

Тебе, может, пригодится это:

List of traditional Greek place names

http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_tradi...eek_place_names

Ссылка на комментарий

Спасибо, ссылки очень интересные!

 

Не, древнегреческий я пока что неосилю )))

Савсэм-савсэм? :) Смотри, если какие-то самые базовые знания у тебя есть (плюс словарь Альфа, плюс учебник), можно попробовать. Это же словарь географических названий, а не поэмы Гомера :)

 

А ты De thematibus К.Багрянородного смотрел? Там конечно тоже архаики много, но все же...

Ссылка на комментарий

2dlook

Савсэм-савсэм?Смотри, если какие-то самые базовые знания у тебя есть (плюс словарь Альфа, плюс учебник), можно попробовать. Это же словарь географических названий, а не поэмы Гомера

На таком уровне, думаю, осилю )))

А ты De thematibus К.Багрянородного смотрел?

Was ist das?

И почему на латыни? )

Ссылка на комментарий
Was ist das?

И почему на латыни? )

Прошу прощения, просто принято так, удобства ради. :) "О фемах". Оригинал, конечно, на греческом, а русский перевод имеется в интернете, хоть и весьма старый.

http://byzantion.ru/myriobiblion/themata/themata_titul.html

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2dlook

Сенкс.

Надо как-то будет попытаться сделать карту поселений балканских влахов по "Влахи византийских источников 11-13 вв." Литаврина, если будут вопросы по географическим объектам, буду к тебе обращаться.

Один уже есть: "Македония" как географическая область в литературе по византистике - это современная Республика Македония плюс часть Болгарии (Пиринская Македония) и греческая (Эгейская) Македония (современная греческая провинция)? А Эпир - это современная провинция Эпир в Греции плюс Южная Албания или ещё и "Новый Эпир" (Центральная Албания)?

Ссылка на комментарий

Историческая Македония, это, конечно, все современные Македонии вместе взятые. Но если в литературе речь идет о византийской Македонии, то это либо часть исторической Македонии, входившая в состав Византии в описываемый в работе период, либо в более узком смысле - фема Македония. Это уж от контекста зависит.

С Эпиром посложнее, я уточню.

Ссылка на комментарий

Тогда скорее всего Македония в общем... хотя, мало ли, может быть и только западная Македония. Можешь более развернутую цитату привести?

Про Эпир: Скорее всего только южная Албания. Диррахий - это центральная Албания? Если так, то частью Эпира его можно считать скорее лишь с образованием Эпирского деспотата.

Ссылка на комментарий

2dlook

Тогда скорее всего Македония в общем... хотя, мало ли, может быть и только западная Македония. Можешь более развернутую цитату привести?

Ок, завтра дам точную цитату

Если так, то частью Эпира его можно считать скорее лишь с образованием Эпирского деспотата.

Я где-то видел, что ещё в 4 в. существовала на территории Центральной Албании провинция "Новый Эпир".

Ссылка на комментарий
Я где-то видел, что ещё в 4 в. существовала на территории Центральной Албании провинция "Новый Эпир".

Угу, нашел:

http://ancientrome.ru/map/prov/danuvius02.jpg

http://www.mittelalter-genealogie.de/_hell.../e/epeiros.html

(Диоклетиан в ходе своей адм. реформы создал две провинции, Старый Эпир со столицей в Никополе и Новый - в Диррахии (бывшая южная Иллирия)).

И наконец, упоминается Новый Эпир и в "О фемах", в разделе про фему Диррахий.

 

Но например, Успенский, говоря об образовании Эпирского деспотата четко ограничивает Эпир фемами Никополем и Этолией (?), т.е. скорее традиционно принятым регионом, и говорит о Диррахии, как о присоединенной территории, хоть и в дальнейшем важной части Эпирского деспотата.

Короче, как всегда, в контексте нужно смотреть :)

Но Эпир в самом общем смысле у историков вполне может включать в себя и Диррахий.......... мдя, я таки склоняюсь к этому варианту. :)

Изменено пользователем dlook
Ссылка на комментарий

Щас будет цитата, возможно излишне обширная :)

Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI в. / подг., введ., пер., комм. Г.Г.Литаврина. - Изд. 2-е, перераб., доп. - СПб., 2003. - С. 287.

Уйдя из тамошних мест, влахи рассеялись по всему Эпиру [775] и Македонии [776], а большинство их поселилось в Элладе [777].

 

Там же, с. 528-530.

775. Эпир (Ηπειρος -букв, «материк») — прибрежная область Адриатики, в юго-западной части Балканского полуострова, от Диррахия (Драча) на севере до Коринфского залива на юге и при¬мерно до истоков Пенея на востоке. Название Эпир чаще всего упо¬требляется в качестве географического, но для двух периодов (III—II вв. до н. э. и XIII-XIV вв. н. э.) оно служило также (точнее, служит в историографии) для обозначения самостоятельных госу¬дарств, существовавших на этой территории. Древнее Эпирскоe царство было завоевано римлянами к середине II в. до н. э. С конца III в. н. э. Эпир входил в состав префектуры Иллирик, а вместе с ним в IV в. вошел в пределы Восточноримской империи (Визан¬тии). В середине V — начале VI в. Эпир подвергся нашествию готов, а в VII в. его восточные районы, а частично и прибрежные, были частично заселены славянами. В первой половине IX в. на территории Эпира были образованы две фемы: Диррахий (на севере) и Никополь (на юге). В 20-х годах X в. Симеон Болгарский в войнах с Византией захватил фему Диррахий и север фемы Никополь. После распада Первого Болгарского царства (971 г.) эти районы Эпира вскоре вошли в состав Западно-Болгарского государства Самуила (см. с. 168, прим. 182). В войнах Самуила и византийского императора Василия II с 90-х годов X в. до 1014 г., а затем во время походов этого василевса в 1014-1018 гг. Западно-Болгарское царство было завоевано Византией и Эпир возвращен в состав империи. Фема Диррахий была восстановлена, а фема Никополь обрела свои старые границы на севере. Это административное устройство Эпира сохранялось и в эпоху написания нашего сочинения. С конца XI в. все большую роль начинают играть в Эпире древние племена албанцев, живших на севере этой территории, и влахов. Ныне боль¬шая часть Эпира входит в состав Албании.

776. Македония — название, известное с V в. до н. э. для обширной области к северу от Фессалии (Македония включала в отдельные периоды и Эпир). Восточной границей Македонии считался Стримон, а северной — долина Дрина. Исключая Адриатическое побережье, эта территория ныне входит в пределы республики Македония. В византийскую эпоху термин «Македония» употреблялся в двух значениях: как географическое название, поясненное выше, и как наименование административной области (фемы), которая территориально не всегда соответствовала географическому понятию Македонии. Фема Македония была основана в конце VIII — самом начале IX в. и охватывала лишь Западную Фракию. Вскоре она была объединена с фемой Фракия, но около середины IX в. снова стала самостоятельной фемой. В X в. ее территория уже совпадала с современным понятием  Македонии  {Const. Porph. P. 48-49). Однако в XI в., после завоевания Византией Западно-Болгарского царства и создания катепаната Болгария, территория фемы опять переместилась на восток. Столицей фемы был Адриа¬нополь. Именно в этом, административном значении употребляют термин «Македония» современники Кекавмена Атталиат и Скилица. Но наш автор использует его как древнее обозначение территории, соседней с Эпиром и Элладой, т. е. для своего времени — как географическое определение: влахи, утверждает он, переселились от Дуная и Савы на юг, в соседние районы, в Эпир, Македонию и Элладу, а отнюдь не в область Адрианополя.

В рукописи в этом месте стоит ηπειρω μακεδονια, а και вставлено между этими словами сверху. Первые издатели предполагают, что в автографе могло быть εν  παση την Μακεδονια («во всей Эпиро-Македонии»). Такая форма зафиксирована в письменных источни¬ках (Ross. Reisen auf die griechischen Inseln des agaischen Meers. S. 109).

777. Очевидно, под термином «Эллада» здесь нужно понимать не всю территорию Греции от северных границ Фессалии до Ко¬ринфского перешейка, а лишь земли Фессалии. Именно Фессалия в XII в. получила второе наименование — «Великая Влахия». В Элладе, говорит Кекавмен, поселилось «большинство» влахов.

Т.е., кроме исторической Македонии в современном понимании (ее естественной столицей К.Багрянородный в De thematibus называет Фессалоники) и фемы Македония, выделяется и древняя Македония.

Изменено пользователем dlook
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.