Минное дело и саперная практика - Милитаристика - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Минное дело и саперная практика


Svetlako

Рекомендуемые сообщения

Хочется узнать про саперов побольше. К сожалению, не специалист, но думаю, что много мне открытий чудных готовит минное дело.

 

Для затравки разговора процитирую наградной лист своего деда - единственное, наверное, что я последнее время читал "по минному делу":

 

"16 марта 1942 года под руководством лейтенанта Светлакова было обнаружено немецкое противотанковое минное поле по дороге из Крапивно на юго-восточную окраину, где немецкими фашистами было установлено 16 противотанковых мин. Указанное поле нужно было разминировать для прохода наших танков. Конструкция мин встречается впервые - с 3-мя взрывателями. Л-т Светлаков, тщательно осмотрев мины, окопал их и обезвредил..."

Ссылка на комментарий
  • 6 лет спустя...

Еще из Голицина, "Записки беспогонника", про строительство мостов:
 

Концы свай полагалось затесывать на три грани. Для их забивки заготовили две бабы из толстых обрубков с четырьмя ручками и два «самолета». Самолет больше всего похож на крышку от деревенского сортира. Это дощатый помост с круглым отверстием соответствующего диаметра; к двум сторонам помоста прибиваются концы двух параллельно идущих длинных слег. И самолет готов.
 
Через отверстие продевается вертикально поставленная в воду свая, возле макушки которой временно врезают две планки, это чтобы самолет не оседал. На помост забирается четверка молодцов, они начинают бить бабой по макушке сваи: «Раз-два — взяли!» Свая забивается в грунт или на третью часть длины, или до «отказа». В каждом ряду забивают 5–8 свай, в зависимости от их диаметра и ширины будущего моста. Если мост высок, сваи крепят дополнительными укосинами. Забив один ряд свай, переходят на следующий. А самые опытные плотники равняют их макушки, долотами выбивают шипы и насаживают на каждый ряд поперечные насадки. А наверх насадок вдоль моста укладываются прогоны, на которые крепится поперечный настил из подтоварника или жердей. Потом по краям настила устанавливаются колесоотбойные брусья и перила. Одновременно возводятся насыпи на подходах к мосту.
 
Словом, работы всем хватало. К стуку топоров присоединялись крики забивающих сваи, короткие команды командиров. Мата не было. Все понимали важность работы и так дружно старались, что ни о каком понукании и речи не могло быть.
 
Пылаев, скинув свой щегольской кремового цвета китель, тоже было залез на помост забивать сваю. Но он был толст, и сердце у него пошаливало, и он, весь раскрасневшийся, довольно быстро слез на землю.
 
Подъехал майор Харламов и встал в стороне. Я видел, как раза три подъезжали «виллисы» с офицерами, разговаривали с Харламовым и Пылаевым, вновь уезжали, связисты с разных мест подтягивали телефонные провода.
 
Наконец, когда мост заканчивался, Пылаев встал на его середине и громко сказал:
 
— Я обещал командованию, что мост будет готов через час.
 
В ответ раздался еще более звонкий стук топоров.
 
Через час, когда плотники кончали долбить дыры в колесоотбойных брусьях для установки перил, показались танки. Они медленно, грозно лязгая гусеницами, спускались с горы один за другим с открытыми люками, бойцы сидели на танках, выглядывали из люков. Танки остановились…
 
Все мы сошли с моста, и первый танк, красавец KB, медленно въехал на мост, проехал по мосту… И тут я увидел, как под его тяжестью правый дальний угол моста разом осел сантиметров на десять. Потом танк медленно съехал с моста, поднимаясь в гору, прибавил ходу. За ним так же медленно спустился на мост второй танк и прошел благополучно. Мост больше не оседал.
 
И пошли танки один за другим, сперва KB, потом Т-34, всего их было около 50. Мы смотрели как зачарованные. Потом на полчаса пришлось движение прервать, потребовалось спешно закрепить расшатавшийся настил, заменить отдельные жерди.
 
На тракторах поехали тяжелые орудия, потом орудия меньшего калибра на автомашинах, потом нескончаемая вереница автомашин грузовых, все больше американских, иногда легковые, поехали подводы…
 
Вскоре вдали послышалась орудийная канонада.
 
А мы отправились обедать. О том, что мост под первым танком чуть осел на один угол, Пылаев велел молчать, да мало кто и заметил эту заминку, в частности, майор Харламов не заметил, и, глядя на мост, трудно было обнаружить перекос. А если бы каждый проходящий танк вдалбливал бы угол моста еще на десять сантиметров?.. А если бы… Страшно было подумать…
 
Впоследствии парторг Ястреб нам говорил, что видел, как Пылаев в тот, могущий стать гибельным для него момент пошатнулся, побледнел и схватился за сердце.
 
А уже прибыли фронтовые саперы с заданием возвести постоянный высокий мост на месте взорванного. Через три-четыре дня он будет готов, и тогда надобность в нашем низком и некрасивом, построенном за несколько часов мосту отпадет, и с первым же подъемом воды, хотя бы на полметра, он будет снесен. Но роль свою наш мост выполнил с честью.
 
Так мы и ехали все дальше на запад, постоянно строя подобные мосты длиною не более 20 метров, разумеется, на сваях. Научились мы их строить с быстротой поразительной, за несколько часов, случалось, строили в дождь, случалось, ночью, случалось, по два моста вдень. И все знали, пока не кончим, отдыхать и обедать нельзя. Но полезность нашей работы была так реальна и наглядна и особенно в сравнении с бесполезностью прежней, на оборонительных рубежах, что никто не жаловался на усталость, не ворчал, хотя случалось, мы ночами не спали или работали в мокрой одежде.
 
Помнится, уже в Польше один ксендз мне сказал:
 
— Немцы строили здесь мост целых две недели, а вы выстроили за шесть часов.
 
Забыл, что я ему тогда ответил, сейчас хочется написать: «Вот потому-то мы и победили!»

 
Это они впервые сваи забивали.

Инженерная разведка:

В нашей роте жертв пока не было. По нашему маршруту все время впереди шел взвод минеров под командой лейтенанта Немцова. Мы ехали, и по пути нам постоянно попадались предостерегающие таблицы на кольях за подписью этого офицера. Еще у нас острили — «За немцем едем». Несколько раз мы нагоняли минеров, и я запомнил фигуру их командира — долговязого, очень худого, загорелого, в очках лейтенанта. Я видел, как он был требователен к своим бойцам, как заставлял их тщательно прочесывать местность. И уже в Польше мы наткнулись на группу бойцов, хоронивших своего командира лейтенанта Немцова. Он ошибся только один раз в жизни, неосторожно перепрыгивая через кювет. Вечером того дня погиб на мине первый наш боец — очень добродушный богатырь узбек, забыл его фамилию. И тогда мы в роте вспомнили Немцова — а скольких людей спасла его казавшаяся чрезмерною требовательность.


Топокарты:

 

Хочу специально отметить четкую работу картографов. Если год назад лучшими картами были немецкие, хотя и трудночитаемые, например, Щучье писалось Schtachutachje, то теперь стали великолепны наши километровки, очень точные, с коричневыми горизонталями, с синими реками, ручьями и озерами, зелеными лесами и черными названиями, с сеткой координат. В Москве их вычерчивали на основании недавних аэрофотосъемок, немецких и старых, еще царских карт; сотни девушек, работая по 12 и больше часов в день, портили себе глаза и жили на скудном пайке.

 

1944.

Изменено пользователем Тарпин
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.