Славяне и Русь т.2 - Страница 236 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь т.2


Рекомендуемые сообщения

2Abram_Solomonych

Вот что хочу у Вас спросить. Правильно ли я понял у Назаренко, когда он говорит о развитии т.н. вторичного u в славянских языках из дифтонгов, что правильной праформой для "русь" должна быть *ройс-/*райс-?

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Таки да, все соответствует концепции, изложенной в:

Ну, вобщем, были "гребцы", стали "горцы". :D Маклауд форэва. :punk:

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

Ну, вобщем, были "гребцы", стали "горцы".
Ну, конечно, кому как не "горцам" от Каспийского моря до Багдада на верблюдах добираться через Эльбурс и Загрос? ;):drinkbeer: Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

еремей зонов

Правильно ли я понял у Назаренко, когда он говорит о развитии т.н. вторичного u в славянских языках из дифтонгов, что правильной праформой для "русь" должна быть *ройс-/*райс-?

ЕМНИП, из дифтонга ou. То есть переход ou>u.

Ссылка на комментарий

2Сколот

ЕМНИП, из дифтонга ou. То есть переход ou>u.

Назаренко, говоря об этом переходе, пишет:

"Это важно для установления абсолютной хронологии перехода *ой/*ай > u (вторичный - Е.З.) на востоке Славянщины..."

Ссылка на комментарий

еремей зонов

"Это важно для установления абсолютной хронологии перехода *ой/*ай > u (вторичный - Е.З.) на востоке Славянщины..."

А где он это пишет? Можете название (и номер страницы) скинуть? Или полностью процитировать.

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Ну, конечно, кому как не "горцам" от Каспийского моря до Багдада на верблюдах добираться через Эльбурс и Загрос? 

А також, пройдя по Тереку, сходу взять Бердаа, удерживать его до последнего выпотрошенного (как в финансовом, так и в буквальном смысле) мусульманина и тока после поражение от врага по имени "понос" спокойно смыться восвояси :D:shot::cheers:

Ссылка на комментарий

2Сколот

А где он это пишет? Можете название (и номер страницы) скинуть? Или полностью процитировать.

Не вопрос. Стр. 31, "Древняя Русь на международных путях", М., 2001

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

Правильно ли я понял у Назаренко, когда он говорит о развитии т.н. вторичного u в славянских языках из дифтонгов, что правильной праформой для "русь" должна быть *ройс-/*райс-?

Смотря какую этимологическую гипотезу иметь ввиду. Вторичное /u/, если в родственных корнях чередуется с /ы/, происходит из праслав. дифтонга /oi/ - как, например, в дух-дыхание, руда-рыжий, рушить-рыхлый и тп. Впрочем к 9 веку это "вторичное" /u/ в славянских уже существовало...

Ссылка на комментарий

2Сколот

Да, и еще, мне бы хотелось обсудить с Вами (и не только, канеш) обозначенный Назаренко феномен, от объяснения которого он, впрочем, предпочел уклониться:

"И все же изложенные наблюдения над формой древнейших заимствований имени "русь"/"Русь" в южнонемецкие диалекты дают много больше, чем вывод о том, что на международных рынках варяжские ( :rolleyes: ) купцы пользовались славянским языком. Они влекут за собой последствия, важные для понимания самого этнополитического характера Древнерусского протогосударства IX в., а также древнейшей истории этникона "русь". Одно дело уметь изъясняться на чужом языке, и совсем другое - употреблять иноязычную форму самоназвания. По вполне понятным причинам, связанным с этнической самоидентификацией, самоназвание должно было отличаться максимальной устойчивостью, причем именно в случаях контактов с представителями иных народов и государств, особенно же в "протокольных" ситуациях вроде дипломатических переговоров (как, например, при заключении русско-византийских переговоров первой половины Х в.). Ясность в столь принципиальном вопросе совершенно необходима (Выделено мной - Е.З.)."
Стр. 32-34.

Далее Назаренко "разбирается" с Рос-*ропс, показывает, что греческое Рос вполне выводится из сл. русь и ... И дальше просто "соскальзывает" с темы, завершив ее сакраментальным:

"...носители этнонима "русь", кем бы они не были этнически :( (Выделено мной - Е.З.)..."

Т.о. "ясности в столь принципиальном вопросе" больше не стало.

Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

Впрочем к 9 веку это "вторичное" /u/ в славянских уже существовало...

Собственно, об этом Назаренко и пишет:

"... вторичный u..., развившийся в славянских языках из дифтонгов (исконный долгий u, напомним, повсеместно дал в славянских y - звук типа русск. ы), присутствовал в восточнославянских диалектах (во всяком случае, в некоторых из них) уже в первой половине IX в. Это важно для установления абсолютной хронологии перехода *ой/*ай > u (вторичное - Е.З.) на востоке Славянщине..."

Что и вызвало мой вопрос о возможной праформе для славянского "русь".

Ссылка на комментарий

еремей зонов

Да, и еще, мне бы хотелось обсудить с Вами (и не только, канеш) обозначенный Назаренко феномен, от объяснения которого он, впрочем, предпочел уклониться:

Не, ну а чего здесь обсуждать!? :) для противников гребной версии никакого феномена нет, для скандинавистов, ясен перец, феномен есть. Уклоняется, потому что не хочет быть изгоем в среде скандинавистов. Думаю, в баре за пару-другой кружкой пива он признается, что его лингвистические изыскания как-то не укладываются в основной концепт гребной версии хронологически и душа чует, что искать надо в другом месте ;)

 

2Abram_Solomonych

торичное /u/, если в родственных корнях чередуется с /ы/, происходит из праслав. дифтонга /oi/ - как, например, в дух-дыхание, руда-рыжий, рушить-рыхлый и тп.

А вторичное u как-то отличается от u, полученного из дифтонга ou?

Ссылка на комментарий

2Сколот

Не, ну а чего здесь обсуждать!?  для противников гребной версии никакого феномена нет

Поясните. Вы считаете, что выводы Назаренко об употреблении иноязычной формы самоназвания безосновательны?

Ссылка на комментарий

2Сколот

А вторичное u как-то отличается от u, полученного из дифтонга ou?

 

нет... это она и есть.

я почему-то наспех написал i вместо u, после чего не проверял написанное, а сразу ушёл на другой сайт - отслеживать кой-какие новости (к нашей теме никакого отношения не имеющие).

Изменено пользователем Abram_Solomonych
Ссылка на комментарий

2Сколот

Уклоняется, потому что не хочет быть изгоем в среде скандинавистов. Думаю, в баре за пару-другой кружкой пива он признается, что его лингвистические изыскания как-то не укладываются в основной концепт гребной версии хронологически и душа чует, что искать надо в другом месте

да не уклоняется он. и в более ранних работах Назаренко, ссылаясь на труды западных, в частности финских лингвистов писал о несостоятельности поисков скандинавской праформы для финской руотси. но поскольку других убедительных версий пока нет приходится пользоваться гребной. в той же работе, на которую указывает Еремей, Назаренко возвращается к арийской или индоиранской идеи руси Трубачева, как к вполне рабочей и возможной для обсуждения.

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

 

Таки да, все соответствует концепции

 

собственно это не концепция, а набор бездоказательных (доказательств как не было так и нет, и не будет) предположений. местами нарушающим логику, как то

 

предлагаемое этими бандгруппами с Балтики, называемыми аборигенами «руотси миес», управление территориями посредством периодических водных  и пеших экспедиций, организуемых для сбора дани, а также контроль трансферов в определенных «узловых точках» на основных водных путях – является самым эффективным средством управления северными лесными территориями

 

а ведь свеоны не могли не то что эффективно, а вообще не могли управлять близлежащими финскими землями.

 

франки чтобы управлять землями сначала захватили оные, а разве свеоны что либо захватили в ВЕ?

 

Нет! а на нет и концепции нет.

Ссылка на комментарий

Для разнообразия и может кому то покажется интересным выдержка из статьи Георгия Сотирова (Канада) "Странности ономастики и лексики раннеготского языка" . Звиняюсь если это уже здесь обсуждалось

 

"VI. Словарь готской пляски

 

20. — В своей "Книге Церемоний" византийский император Константин Багрянородный рассказывает о готской пляске, исполнявшейся, видимо, по традиции раз в году перед двором византийского императора в Константинополе [21]. Во время исполнения пляски танцоры, одетые в готские костюмы, произносили определённые слова, четырнадцать из которых являются латинскими, пять – греческими и девять слов были славянскими. Еще четырнадцать слов были определены как еврейские – то ли самим императором Багрянородным, то ли неким учёным-богословом, однако они не получили достаточного объяснения. Справедливости ради следует добавить, что и славянские слова в книге были названы еврейскими, что говорит о том, что составитель данного словаря был никудышным лингвистом.

Таблица IV

 

Словарь Готской пляски (предположительная классификация)

 

латынь*: amor , anti , bonus, circa , gaudens, deus, dies, incertus, ora, salvator, tu, tutubans,

vadens, vicinus (14)

 

греческий ; episcuantes, hagia , diamon(os), nikato, episco(pos?) (5)

 

еврейский: ailares, belous , gegdema, gergerethro, des , El, elkivonides, idesavatous, kiva, nikoni, oua, seva , sevakiva, sikadiase (14)

 

славянский; gubilar °, Igor § ,ide, Sibir", nana, ogun, peretouri, vele, toul** (9)

 

германский: (?)

 

Всего = 42 слова

 

* Флективные латинские формы редуцированы в форму именительного падежа единственного числа.

 

° Очевидная вариация слова gubitel.

 

" Греческое написание - Igger, произносится "Inger". Именно так Лиутпранд Кремонский называет русского князя Игоря. (См. С.Лесной, История руссов в неизвращенном виде, Париж No. 1, p. 37 and No. 2, p. 163. К сожалению, на момент написания я не располагал этим отчетом о посольстве Лиутпранда.), 1953-54,

 

§ В греческом написании Iber.

 

** Слово toul приводится не в самом словаре, а взято из диалога, произносившегося в ходе пляски.

 

21. — Значения славянских слов из таблицы следующие:

 

(i), gubilar (= gubitel) значит "сатана", satan;

 

(ii), Igor – личное имя;

 

(iii) ide значит "идти", to come;

 

(iv) Sibir (= sever) значит "северная страна", northern country — вероятно, Сибирь. В греческом написании заглавная буква "s" была заменена жёстким придыхательным значком, что обычно делается в отношении многих иностранных слов, которые были заимствованы, а затем адаптированы в греческом языке;

 

(v) nana (= nyanya) значит "няня", nurse. У детей "nani" означает "спать", to sleep;

 

(vi) ogun значит "огонь", fire;

 

(vii) peretouri значит "перевернуть", "сбросить", tooverthrow, toupset;

 

(viii) vele значит "велеть", "приказывать", tospeak, toorder;

 

(ix). toul значит "трястись", "дрожать", quiver.

 

Представляется, что все эти слова вполне соответствуют предназначению готской пляски — полурелигиозного, полувоенного обряда.

Ссылка на комментарий

еремей зонов

Поясните. Вы считаете, что выводы Назаренко об употреблении иноязычной формы самоназвания безосновательны?

Почему!? Очень даже основательны. Я имел в виду, что его выводы должны заставить задуматься норманистов. ПРотивникам "гребной" версии заключения Назаренко только на руку.

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

Назаренко, говоря об этом переходе, пишет:

"Это важно для установления абсолютной хронологии перехода *ой/*ай > u (вторичный - Е.З.) на востоке Славянщины..."

Еремей, а как Назаренко объясняет переход "suomi" в "сумь"?
Ссылка на комментарий

2Chernish

Суоми - сумь, руотси - русь? Интересно...

Имхо, еще и Hame - Емь (а с точками). Тама, на северо-западе много такого - и Водь, и Вепсь, и Чудь... Свирь, Сясь, Колпь, Лидь.

Касательно же перехода - руотси>русь, то насколько я помню, сам этот переход особливых трудностей не вызывает, тока никак не могут найти древнескандинавскую праформу для руотси.

2iske_kazaner

Еремей, а как Назаренко объясняет переход "suomi" в "сумь"?

В тех статьях, что я надысь смотрел, спецом об этом нет. Погляжу в других.

Изменено пользователем еремей зонов
Ссылка на комментарий

2еремей зонов

тока никак не могут найти древнескандинавскую праформу для роутси.
А не надо искать праформу - и без нее все нормально вырисовывается :rolleyes: :

http://www.twow.ru/forum/index.php?showtop...ndpost&p=816077

 

P.S. И проблема "этносоциальных групп" решается... :ph34r:

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

И проблема "этносоциальных групп" решается...

 

и как решается?

 

учитывая что никаких доказательств этих самых групп в русском обществе нет.

учитывая что науке такой способ этногенеза неизвестен.

Ссылка на комментарий

2Chernish

Чо то я вот это написал:

Касательно же перехода - руотси>русь, то насколько я помню, сам этот переход особливых трудностей не вызывает, тока никак не могут найти древнескандинавскую праформу для руотси.

и, кажись, сморозил глупость, нет этого перехода руотси>русь. Мог бы быть переход от гипотетического др.скандского *rops.

ЗЫ Ага, вот. Спецом порылся в архиве и нашел тама Вашу с Лестархом дискуссию 2005-го: :book:

2 Chernish

 

— Согласное —ts в слове руотси не соответствует восточно-славянскому, древнерусскому звуку сь (оспаривается положение Шахматова, что др.-славянское ц подлежало палатализации, следовательно не соответствуя финскому -ts, которое дало бы -сб в русском. Черных указывает, что финское -ts перешло бы именно в русское -ц и -с, без палатализации).

 

Собственно, я никогда не говорил, что русь происходит от руотси я утверждал, что они оба могут происходить от одного и того же скандинавского слова, которое не содержит ts оно содержит ths, каковое может развиваться как в -ts-, так и в -s-. Кроме того в данном контексте под словом "финны" я склонен понимать финноязычное население бассейна Ладоги, а однюдь не финнов в современном понимании этого слова.

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

Занятно.

 

В любом случае - про "русь, сумь, емь, чудь, водь" и прочее я давно уже читал. Формы явно однотипные и никаким боком к славянским названиям народов (поляне, сербы, моравы, древляне и прочие) не относящиеся.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.