Славяне и Русь т.2 - Страница 193 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь т.2


Рекомендуемые сообщения

плюс к уже имеющимся пятая (это не считая венгерской, и (!) иудейской) этимология, и пять из них ИЕ.

 

Мб посчитать этимологию порогов в основе ИЕ?

По-моему считать особо нечего: 2 этимологии "бьют" ближе всего к переводам КБ и славянским названиям - иранская (аланская) и балтская, все прочие, более-менее удовлетворительно расшифровав 2-3 названия, далее уходят в сторону, превращая в "подбор по созвучии" (фонетическое сходство) без соблюдения смысла - скандинавская, славянская, венгерская, тюркская...

Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

2 этимологии "бьют" ближе всего к переводам КБ и славянским названиям - иранская (аланская) и балтская

 

но всё же посчитать можно, то бишь некий ИЕ язык дал эти названия, и родство ИЕ языков даёт сходства этимологий и тем самым обесценивает оную.

 

"подбор по созвучии" (фонетическое сходство) без соблюдения смысла - ..., славянская,

 

поясните вот это, в чём бессмысленность славянской этимологии росских названий.

Ссылка на комментарий
поясните вот это, в чём бессмысленность славянской этимологии росских названий.

Возьмём для примера этимологию Струвун - Струенъ (Струйный) - нет соответствия переводу "малый порог", или Леанти - Льющий (lьjonstij, льюштий) - нет соответствия переводу "кручение воды", Улворси - заведомо нелепая этимология Иловайского Волнъ Ворсы ("ворсистая волна"), или более современная этимология Улъ *Ворьця ("желоб, путь, водосток" "заборца") - нет соответствия переводу "остров преграды", потому что нет слав. слова фонетически похожего на "Ул", которое достоверно использовалось бы для обозначения острова... я не упоминаю ещё многие ещё более далёкие этимологии, проводившиеся многими авторами - там расхождение с показаниями источника ещё больше... если есть полная славянская этимология всех названий с опорой на весь подходящий (то есть, где исключены все поздние заимствования и новации) языковой материал, соответствующая всем (или почти всем) показаниям КБ, то мне оная не попадалась...

Ссылка на комментарий

К этимологии:

в русских диалектах существуют слова: бырца, бырь, вырь - "каменистое дно на быстрине/перекате", "быстрина", "перекат", по-видимому это аланизм (от аланск. *byrc), который из формы *бырьцъ мог быть "восстановлен" до "бырь/вырь" путём отсечения форманта -цъ принятого за уменьшительный суффикс. Все производные (бырый, быро, бырит и тд) от "бырь" по данным диалектов связаны почти исключительно с "быстрым течением реки на быстрине"...

Если предположить, что в русском диалекте было слово *выр(ь)цъ или *выр(ь)ця (диал. "вырь" при "бырь" и "бырца" допускает подобную возможность), то в русских названиях этот корень мог быть передан по гречески, как -ворси (род. п. от *въiрьця) или -форос... правда переход ы -> о выглядит довольно притянутым...

Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

где исключены все поздние заимствования и новации

 

то то и оно, заимстования и новация нельзя исключить не только на сейчас, но и на тогда.

Если в регионе последовательно сменяли разные ИЕ языковые группы, нет причин исключать возможность заимствования ряд топонимов, при том что оные могли переходить не всей группой, а по отдельности, тем более что подвергались искажениям.

 

И это если не учитывать воспроизведение топонимов КБ и его информаторами.

 

Смысл простой, невозможно привести убедительной этимологию только с одного ИЕ языка, и тем более на основе этой весьма спорной этимологии невозможно строить научные концепции, альтовщину это пжлста, любителям швейцких теорий это нужно.

Но научному исследованию вопроса генезиса руси это вредит несомненно.

Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

2 этимологии "бьют" ближе всего к переводам КБ и славянским названиям - иранская (аланская) и балтская
"Бьют свинцовые ливни, нам пророчат беду..." :rolleyes: (это так, вспомнилось...)

К делу:

потому что нет слав. слова фонетически похожего на "Ул", которое достоверно использовалось бы для обозначения острова...
А почему, вообще, должно быть такое слово?

Как известно:

1. Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски "Не спи"....

2. … отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Острову нипрах, что значит "Островок порога"...

3. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает "Шум порога"...

4. затем так же - четвертый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны

5. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь...

6. … они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает "Кипение воды"...

7. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как "Малый порог"...

Откуда, вообще, взялось, что "росские" названия порогов должны соответствовать славянским?

Насколько видно из Багрянородного только Эссупи по его данным звучит в двух языках одинаково и одинаково переводится.

Откуда уверенность, что другие определения "росских названий" порогов должны в точности соответствовать славянским определениям, перевод на греческий с которых приводит Порфирич?

Ведь, например, если следовать этой логике, то Киоава м.б. - это "славянское название", а "росское название" - Самбатас?

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Откуда уверенность, что другие определения "росских названий" порогов должны в точности соответствовать славянским определениям, перевод на греческий с которых приводит Порфирич?

Просто потому, что славянские названия - это буквальный перевод русских названий даже с нарушением синтаксиса славянского языка: "Островьный прагъ" вместо "прагъ Островьный"... вообще уже композит -прах выдаёт наличие буквального (или очень близкого) перевода русских названий.

Потом сравните длинну слов:

2. Ул-ворси

Островуни-прах

4. Аеифар

Неасит

5. Вару-форос

Вулни-прах

6. Леанти

Верутзи

7. Струвун

Напрези

исключительно только 2-е название, где славянское слово длиннее явно из-за сильного различия Ул- и Островуни-...

Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

Просто потому, что славянские названия - это буквальный перевод русских названий даже с нарушением синтаксиса славянского языка:
Это понятно. Но я не об этом.

Почему-то считается, что "росские названия" должны соответствовать греческому переводу. В тексте Багрянородного об этом ничего нет, кроме как о названии "Эссупи".

В качестве примера: если на секунду встать на норманистскую позицию и жутким усилием воли представить русов скандинавами, то про Новгород Багрянородный, если брать логику построения отрывка о росах, мог бы написать:

одни из города, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, называемого по-росски Холемгардом, а по-славянски Немогардом, что значит "Новый город".
Но Холемгард - это ведь не "новый город" по-скандинавски.

Поэтому, какая там была "росская" расшифровка названий: Улворси, Геландри, Аифор, Варуфорос, Леанди, Струкун из текста Багрянородного нам неизвестно - он переводит только славянские названия этих порогов.

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

если на секунду встать на норманистскую позицию

Зачем? А если и встать на позицию какого-нибудь ваксмана, то более чем странно, что Новгород не назван "Хольмгардом", а Киев - "Коенугардом"... Вообще-то Немогард уже что-то западнославянское: гард - это город у полабов и кашубов, а в "норманистской позиции" миграция в 8-10 вв балтийских славян на север Руси это кошмар, который "не мог быть, потому что не мог быть никогда" (потому что чуют, что если допустить западнославянские миграции с Балтики в этот период, то они обесценят все археологические "доказательства" швецкой теории)...

называемого по-росски Холемгардом, а по-славянски Немогардом, что значит "Новый город".

Поелику таких записей у КБ нет, то и не надо их выдумывать....

 

Поэтому, какая там была "росская" расшифровка названий: Улворси, Геландри, Аифор, Варуфорос, Леанди, Струкун из текста Багрянородного нам неизвестно - он переводит только славянские названия этих порогов.

Геландри значит "шум преграды" (ихос фрагму) именно по-славянски (это если не придумывать "ошибку" и "нечаянный пропуск" названия типа "Звинящий")...

Леанди - "уж сколько раз твердили миру", что это название записано "Леанти" безо всяких "-ди"...

 

Струкун вообще прямо переводится только из балтских - "короткий, коротышка" - вот Вам и "малый порог" у КБ....

Ссылка на комментарий

Кому интересно:

я тут в родном регионе поучаствовал в геокешерской экспедиции и написал про святилище именьковцев, коих В.В.Седов считает пра-русами:

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=10302

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

написал

 

во второй половине VII века, большая часть именьковцев мигрировала на запад, ... оставшаяся часть была ассимилирована.

 

то бишь население Булгара было разноэтническим?

Ссылка на комментарий

2MethodMan

то бишь население Булгара было разноэтническим?
Да, с маленькой поправкой - не Булгара, а Булгарии.

Например:

Мы видели у них домочадцев одного "дома" в количестве пяти тысяч душ женщин и  мужчин, уже  всех принявших ислам,  которые  известны  под  именем  аль-Баранджар.  Для них построили мечеть из дерева, чтобы они молились в ней.
Потом  он захотел (снова) переехать и послал к людям,  называемым саван (суваз),  приказание ехать вместе с ним.  Они же отказали  ему,  и  они  разделились на две группы:  одна группа с неким родом,  над которым как будто был царем (человек) по  имени Вираг (Выры).
Другая группа была с царем из  некоего  племени,  которого  называли  царь  Аскал.  Он (Аскал) был в  повиновении у него (царя Булгара),  но только он (Аскал) еще не принял ислама.
Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

с маленькой поправкой - не Булгара, а Булгарии

 

поправка не принимается ибо сами же приводите цитату

 

царя Булгара

 

 

Да

 

следовательно в источниках описывающих страну царя Булгар ожидаемо присутствие нескольких этносов, по мнению источников, проживающих на описываемой территории?

Ссылка на комментарий

Нашёл в архиве забавную аргументацию почему Геландри "не может" быть славянским топонимом:

http://www.twow.ru/forum/index.php?showtop...ndpost&p=323490

Цитата

В славянском много корней “гал, гул, гол”, в значении шума, звука и тд. И здесь возникает вопрос, а правомерно ли выводить название порога “Геландри” из скандинавского языка?

 

Здесь есть ряд проблем. Во-первых, "а", "о", "у" это никак не "е", следовательно надо пытаться объяснить как одно превратилось в другое.

Во-вторых, что такое "андри"? Подобных конструкций в славянском нет. Мало того их и не могло быть, потому что исходные конструкции гласный + носовой в славянском всегда стягивались в носовые гласные. То есть там должен был быть один из "юсов", который греки как правило передавали как "он" или "ен" но не "ан".

Далее в славянском заднеязычные согласные "г", "к", "х" не сохранялись в положении перед "е", так называя палатализация. В частности "г" должно было дать "з" или "ж". То есть форма "геландри" в принципе не может быть славянской по чисто филологическим причинам.

Автору таких утверждений явно известен только славянский "сферический в вакууме"....

Утверждение, что перед "е" не может быть "г" не относится к Х в. и к корню гълк- (вариант гъл-) - "шум", в котором корневой редуцированный "ъ" в южнославянском безбожно путался с другим редуцированным "ь" и мог быть передан в греческом буквой "е"...

 

передача "юсов" в греческом не обязательно "он" и "ен", в варяги-варанги "юс малый" передан как раз "ан", в миляги-милинги и колбяги-кульпинги - "ин"...

Уцелом славянская этимология Геландри - Гъл(к)ъ Ядрый (Шум сильный) в рамках вероятности.

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...
следовательно в источниках описывающих страну царя Булгар ожидаемо присутствие нескольких этносов, по мнению источников, проживающих на описываемой территории?

 

 

Алогичность ваших рассуждений как бе налице.

Ссылка на комментарий

2Total Warrior

Ведь само название Русь было придумано Византией..
Это что, в "Новостях" передали? Тут 1000 с лишним страниц полемики было, но до этого еще не догадались. Таки и "пруссы", "сумь", "чудь" - тоже пришло из Византии?

2MethodMan

следовательно в источниках описывающих страну царя Булгар ожидаемо присутствие нескольких этносов, по мнению источников, проживающих на описываемой территории?
Алогичность ваших рассуждений как бе налице.
"Тихо сам с собою, тихо сам с собою я веду беседу"? :D
Ссылка на комментарий

Я всего лишь задал вопрос.На Византии наших предков "обозвали" русами.Когда и почему мы переняли это название?Ведь варяги же не называли себя русами изначально?И славяне тоже.

Ссылка на комментарий

2Total Warrior

Ведь варяги же не называли себя русами изначально?
А откуда, вообще-то, Вы взяли что варяги когда-либо называли себя русами?

Кроме того, например, ат-Табари указывал, что уже в далеком 644 году правитель Дербента сражался с русами:

В Баб-аль-Абвабе находился тогда царь, по имени Шахриар, который пошел к Абдуррахману обратно (на встречу), заключил мир с ним, чтоб не платить дани (Арабам) и сказал следующее: "Я нахожусь между двумя врагами, один - Хазары, а другой - Русы, которые суть враги целому миру, в особенности же Арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с Русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтоб они не вышли из своей страны. Считайте это нам данью и податью, чтоб мы ежегодно это давали". Затем Абдуррахман совещался с Шахриаром и сказал: "Я буду вести в этих дербендах священную войну, выступлю с войском и обращу жителей городов и дербендов в мусульман". На что Шахриар сказал: мы у них то хвалим, что они врагу дороги к нам не дают. Абдуррахман же сказал: "я с этим не согласен. В этих дербендах по ту сторону, когда проходят мимо Руса и Джуран, то находят государство и многие города, которые называют Баланджаром...

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru...i_mus_pis/9.htm

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий
2Total Warrior

Цитата Ведь само название Русь было придумано Византией..

 

Это что, в "Новостях" передали? Тут 1000 с лишним страниц полемики было, но до этого еще не догадались. Таки и "пруссы", "сумь", "чудь" - тоже пришло из Византии?

"Товарищ не из нашего института" начитался Лиутпранда Кремонского и сделал сенсационное открытие...

Хотя лучше сначала внимательно почитал бы Галиндо (более чем на 100 лет раньше Лиутпранда): "тех, которые себя, то есть свой народ, называют Rhos"....

Ссылка на комментарий

iske_kazaner

А откуда, вообще-то, Вы взяли что варяги когда-либо называли себя русами?

 

Ну если русские князья - потомки Рюрика, значит называли себя русами.С определенного момента точно.

Было 4 славянских племени и они призвали варяг к себе - я из этого исхожу.

Кто же были тогда эти загадочные русы в 7 веке??

Ссылка на комментарий

2Total Warrior

Ну если русские князья - потомки Рюрика, значит называли себя русами.
Рюрик вполне себе мог быть русом, но как известно жил на севере и до Византии никогда не хаживал. А вот его причисление к стану варягов - это, как известно, выдумка "Повести временных лет", потому как первое упоминание о варягах относится к 1029 году (аль-Бируни). До этого времени ни о каких варягах никто слыхом не слыхивал. Тем более англы VII-IX в.в., оставившие о после себя достаточно много письменных источников (см. Беда Достопочтенный, Альфред Великий и т.д.), никоим образом себя к варягам (или хотя бы к чему-то аналогичному по звучанию) не причисляли (в отличие от "ПВЛ": "Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си..").
Ссылка на комментарий
Кто же были тогда эти загадочные русы в 7 веке??

 

Видимо на этот вопрос у вас ответа нет.Зачем поднимать тезис, если даже не хотите попробовать объяснить?

По варягам:

Вот что говорит википедия:

 

Варя́ги (греч. Βάραγγοι, др.-исл. Vaeringjar) — поселенцы из Балтийского региона, представители которых присутствовали как наёмные воины или торговцы в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.).

 

 

Византийский император Константин Багрянородный (945—959 гг.) оставил в своих сочинениях подробное описание государственного устройства Византии, но нигде не упомянул про варягов. Варяги также не упоминаются в византийских документах и при описании событий 2-й половины X века. Они появляются в источниках с XI века, иногда совместно с русами. Единственное употребление термина в более раннем времени относится к «Псамафийской хронике», документу 1-й половины X века, однако неясно, кем был употреблён термин φαραγοι (фараг) для названия телохранителя византийского императора — анонимным автором или переписчиком единственной греческой рукописи, утерянной к настоящему времени.[39]

 

Тоесть, в Византии то может и не знали вплоть до 11 века, но это не значит, что о них не знали другие.

Ссылка на комментарий

2Total Warrior

Тоесть, в Византии то может и не знали вплоть до 11 века, но это не значит, что о них не знали другие.
Ну так и назовите этих "других". Приведите хотя бы одно упоминание о варягах ранее 1029 года, хотя бы косвенное.

А заодно и о том, что англы назывались варягами.

 

Видимо на этот вопрос у вас ответа нет.Зачем поднимать тезис, если даже не хотите попробовать объяснить?
Ну почему же, я тут даже статью как-то свою выкладывал по этим русам. Обсуждалась неоднократно.

Если коротко, то:

1. Русы (росы, урусы, еросы) в 6-7 веках обитали в районе Каспия, что засвидетельствовано Псевдо-Захарией, Загираддином и ат-Табари. Скорее всего, это были славянские племена, подчиненные аварам, шедшие впереди аварского войска (как позднее татары – впереди войска Чингисхана) и первыми вступавшие в сражение – «урусы». Византийцы соотносили их с ужасным библейским народом Рош/Рос – отсюда греческое название «росы».

2. Вместе с аварами они мигрировали в Паннонию-Подунавье.

3. Значительная часть славян-урусов осела на придунайской территории, где когда-то долгое время обитало германское племя ругов, – Ругии, что вызвало со временем у окружающих народов смешение названий руги/русы.

4. Жители Ругии (русы), как и другие племена Аварского каганата, активно занимались торговлей по Янтарному пути, что привело к их упоминанию в ряде источников того времени (Раффельштеттенский таможенный устав, Ибн Хордадбех). Купцы русов входили в «торговый союз» европейских купцов, позже названных варягами.

5. Титул каган - унаследован русами от авар (возможно, русин стал во главе остатков Аварского каганата). С разгромом аварского каганата в начале IX века происходит возвышение их бывших подчиненных и союзников - славянских племен под предводительством моравов. Они подчиняют окружающие народы бывшего Аварского каганата.

6. Крещение росов упоминаемое рядом византийских источников прямо или косвенно связано с происходившей в то время византийской христианизацией Великой Моравии.

Если пополнее, то можно скачать здесь

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Тихо

 

появилась смелость ответить на вопрос?

 

следовательно в источниках описывающих страну царя Булгар ожидаемо присутствие нескольких этносов, по мнению источников, проживающих на описываемой территории?

 

с нетерпением о жидаю

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.