Корабли и морские сражения - Страница 14 - Новое время (история XVII-XIX вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Корабли и морские сражения


Рекомендуемые сообщения

спасибо.Литературу можете посоветовать?

Именно по этому вопросу - вряд ли...))))

Почитайте сагу о Хорнблауэре Форрестера или Трафальгар Реверте - там обычаи и морская жизнь хорошо описаны, хотя это и художественная литература.

Ещё солонина (мясо, засоленное в бочонках). Правда, не знаю - когда она появилась. Renown, надеюсь, поправит - была ли она во времена Магеллана.

Еще не было.

Самое главное - это соленая рыба (до изобртения солонины). Причем чаще всего голландская, где для посола использовалась вест-индская соль. После начала Тридцатилетки, когда Испания наложила эмбарго на торговлю с Голландией, голландцы были вынуждены использовать французскую соль с примесями кальция. В рыбе появлялась горечь и сохранялась она меньше. Это был очень сильный удар по рыболовному бизнесу Соединенных провинций.

Емнип,сухофруктов немного даже было.

Скорее - фрукты. А точнее апельсины и лимоны, для борьбы с цингой. Для сохранности их густо натирали воском (как сейчас делают грузины и армяне, чтобы придать товарный вид фруктам).

Ссылка на комментарий
  • Ответов 819
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Chernish

    63

  • Damian

    78

  • Takeda

    84

  • Renown

    148

2Renown

Почитайте сагу о Хорнблауэре Форрестера или Трафальгар Реверте - там обычаи и морская жизнь хорошо описаны, хотя это и художественная литература.

Тогда уж и О'Брайена. "На краю земли" - один сплошной отчет о путешествии через полмира...

Ссылка на комментарий

Мне особенно понравилась история про борьбу с цингой с помощью сока лимона с муравьями.

Кстати говоря. С солонины хочется пить. А запас пресной воды достаточно ограничен. Сухарь также без воды не очень. При этом пища, особенно с крупами достаточно калорийна для тяжелой работы.

Мне еще понравилось как решали оригинальными путями вопрос досуга. Чтобы команда дурью не маялась. Особенно тот капитан который приучил матросов выступать с театральными постановками.

Ссылка на комментарий
Особенно тот капитан который приучил матросов выступать с театральными постановками.

Почитайте лекции Вольфганга Люта «Проблемы руководства на подводной лодке». Те же проблемы, то же решение..)))

 

Лют описал те способы, с помощью которых он пытался облегчить жизнь экипажа во время долгого похода. Он начинает с игры в словарь: две команды пытаются запутать друг друга в определении значения редких и непонятных слов. Он беседует с матросами, зачитывает им новости, обсуждает их,{Ограниченность места на подводных лодках не позволяла ввести в штат «национал-социалистического офицера-руководителя», или, по-русски, замполита. Но таковые имелись на всех кораблях Кригсмарине крупнее торпедного катера. Прим. пер.} рассказывает о различных сторонах жизни моря – о рыбах и птицах, о фосфоресценции воды, о полярных сияниях. Лют поощрял индивидуальное чтение, групповые дискуссии, всякого рода хобби. Один из членов экипажа отлично делал модели подводных лодок из дерева, и Лют держал такую модель у себя дома.

 

Много внимания Лют уделял музыке. Подводники очень любили во время похода слушать музыку. Она успокаивала издерганные нервы. Хотя для нас прослушивание грампластинок после того как взорвалось и сгорело торпедированное судно может показаться шокирующим. Николас Монсаррат в предисловии к книге Гейнца Шеффера «U-Boot 977»{Переведена и издана в России. Прим. пер.} пишет: «Оно было потоплено в Северной Атлантике, разломившись пополам во время шторма. Разумеется, экипаж не получил предупреждения. Имело место обнаружение, преследование, палец на кнопке пуска и сладкий момент гибели». И только. Когда все закончилось, автор рассказывает нам, что спасшие моряки были оставлены на верную смерть, а пожары торпедированного судна погасило само море. «А мы поставили пластинку на граммофон и слушали старые песни, навевавшие мысли о доме».

 

Музыка стала составной частью жизни на борту U-43, причем не только как средство развлечения, но и как инструмент командования. Каждый раз, когда лодка выходила в море, играли песню «Englandlied» («Мы плывем сражаться с англичанами»), за которой следовала «Heute Stehen Wir ins Blaue Meer» («Сегодня мы вышли в открытое море»). Лодка возвращалась в порт под звуки «Blaues Boot, Bring Mich Wieder in die Heimat» («Голубая лодка, унеси меня обратно домой»). Огромной популярностью в годы войны на германском радио пользовались концерты по заявкам. Многие лодки, в том числе и U-43, переняли эту форму, используя свои коллекции пластинок. Герберт Кручковски собирал заявки членов экипажа и запускал записи через громкоговорители. Песни чередовались маршами и отрывками из классики. Лют особенно любил ее. Каждую мелодию предваряли несколько слов о композиторе. «И тогда матросы слушали отрывок с большим вниманием». Завершала концерт, разумеется, «Лили Марлен» – самая любимая песня в годы войны по обе стороны фронта.

 

С помощью всех этих мер – концертов, игр, дискуссий – Лют старался поднять дух экипажа и победить усталость. «Однако настоящее счастье приходит после того, как выпущена последняя торпеда и лодка берет курс домой. Тогда экипаж собирается в центральном посту или в носовом отсеке и поет. Siegeswimpel{Вымпелы, обозначающие потопленные суда} вырезаны, подшиты и раскрашены, экипаж начинает обсуждать планы на предстоящий отпуск».

Изменено пользователем Renown
Ссылка на комментарий
  • 3 месяца спустя...
вода с добавлением уксуса (чтоб не тухла во время плавания)
вроде вода всё равно тухла

от чего и брали с собой ром, вино, пиво...

(ром перед употреблением обычно разбавляли морской водой получая грог)

 

вроде ещё и сыр хорошо хранится но не непредставялю как его уберечвь от крыс

 

кстати на русском флот функции фруктов выполняла квашенная капуста - благо её хорощо хранить ;)

 

PS интересно а скандинавы брали с собой в море стрёмбольн (название писал по памяти) - съедобную протухшую рыбу ?

Изменено пользователем Idot
Ссылка на комментарий
  • 5 месяцев спустя...
Да и Ушак-Паша усиленной подготовкой экипажей и особенно к артиллеристов пытался компенсировать низкие мореходные качества и никакую скороходность русских кораблей.

Про скорость - перебор ;)

Не спорю, скорость была ниже, чем у бриттов (и, тем более, французов), но далеко не "никакая".

Ссылка на комментарий

2McSeem

Не спорю, скорость была ниже, чем у бриттов (и, тем более, французов), но далеко не "никакая".

 

Камрад, я сейчас очень плотно сижу на литературе по морской войне XVII-XIX веков, кроме того и на специализированных сайтах и форумах.

Русские корабли вообще, и черноморцы в особенности были тихоходны, т.к. строились крайне неакуратно и не обшивались медью(вам напомнить, когда в РИ начали это делать?). Недаром выйграв все морские сражения обоих русско-турецких войн в царствование Екатерины II, РИФ не мог похвастаться призами: турки просто уходили от ЧФ. После реформ флота Селима III в 90-х годах, положение ещё более усугубилось. Только реформы Лазарева с коренной перестройкой всей судостроительной промышленности России не ЧМ в 30-х годах смогло переломить ситуацию.

Изменено пользователем agnez
Ссылка на комментарий

Подтвердите утверждение. По моим данным более двух третей Балтфлота были в то время гнилыми калошами. За ненадобностью... Ко времени Напи считалось що война будет на суше. Англы же наоборот развивали флот в ущерб всему другому. В игре было бы логичным подчеркнуть сие.

Ссылка на комментарий

2Andron Evil

 

Вообщем да, в 1796 году РИФ при внушительных размерах реально был очень плох, корабли гнилые, условия содержания во льду(Балтика) и необорудованнасть базы(ЧМ) сильно сокращала срок службы. Строительство кораблей из сырого леса также вносило весомую лепту в то, что большая часть русских кораблей имела срок службы в 8-12 лет. Тимберовку практически не делали, дерево от гнили не предохраняли.

Правда при Павле начались подвижки, но увы табакерка прервала начавшуюся реформу. Александр флот практически забросил, а после сдачи в Лиссабоне эскадры Сенявина(наиболее боеспособной в РИФ) так и вообще...

Только в царствование Николая, русский флот был реформирован и фактически создан заного, а на ЧМ Лазарев вывел его на уровень Франции и Англии.

Ссылка на комментарий

Говорят бедный Павел все три дня, що был на флоте блевать изволил... Но выдержал. Говорят был зело придирчив и зол на других. Но и к себе беспощаден был...

Ссылка на комментарий

2agnez

Я где-то утверждал, что русские корабли были хорошими ходоками?

Я, всего лишь, оспорил утверждение, что они были "никакими".

К слову, между "хорошим" и "никаким" есть целая куча прилагательных ;)

Ссылка на комментарий

2McSeem

 

В Naval Chronicle (1799) относительно русских кораблей, которые в составе наших эскадр были в Англии в 1795-99 гг., говорится, что они были старомодные, дурно построенные, набитые некомпетентными офицерами и экипажами, совершенно не опытными в морской службе. Во время Голландской экспедиции русская эскадра просто не поспевала за RN, а её корабли не могли держать строй.

Ладно турки, их корабли были построены по французким проектам, и зачастую по ходкости превосходили британцев, но и во время шведской войны русский флот не мог догнать противника, кроме как перехватить у ВМБ. Только в павловские времена начали что то делать в этом плане, но практически все угробили во время царствования его сына. Лишь при Николае флот довели до ума, да и то, только потому, что не было крупных войн требующих срочной постройки кораблей.

Ссылка на комментарий
В Naval Chronicle (1799) относительно русских кораблей, которые в составе наших эскадр были в Англии в 1795-99 гг., говорится, что они были старомодные, дурно построенные, набитые некомпетентными офицерами и экипажами, совершенно не опытными в морской службе. Во время Голландской экспедиции русская эскадра просто не поспевала за RN, а её корабли не могли держать строй.

А что там говорится, например, про голландские корабли?

Про французские спрашивать не буду - даже англичане признавали, что строить корабли французы умеют.

По экипажам - в ту пору с англами сравниться не мог никто. Тем более, в Англии были корабли с Балтики, а они всегда уступали черноморцам по уровню подготовки.

но и во время шведской войны русский флот не мог догнать противника, кроме как перехватить у ВМБ.

В парусную эпоху вообще не так просто было принудить флот противника к бою - после обнаружения должно было пройти изрядно времени, пока противники не сблизятся на дальность действительного огня.

Но пара боёв со шведами не у ВМБ, когда они таки не смогли убежать, есть :rolleyes:

Строительство кораблей из сырого леса также вносило весомую лепту в то, что большая часть русских кораблей имела срок службы в 8-12 лет. Тимберовку практически не делали, дерево от гнили не предохраняли.

Тимберовка - удовольствие дорогое. Англы под неё выбивали деньги из Парламента (содержание кораблей проходило по другой статье, нежели постройка новых, и на неё средства выделяли с меньшим скрипом).

В России дешевле было построить новый. И древесину для этого не столь обязательно выдерживать - лесов хватало, везти за тридевять земель не нужно.

Да и Ушак-Паша усиленной подготовкой экипажей и особенно к артиллеристов пытался компенсировать низкие мореходные качества и никакую скороходность русских кораблей.

Одно другому совершенно не мешает.

Англы и на более совершенных кораблях не чурались тренировок ;)

Ссылка на комментарий

Я таки не понял, о чём Вы говорите, Mcseem. Ну хотите считать русский флот времени Александра I образцовым и на уровне лучших флотов того времени, то считайте... Нихто не запрещает. Надеюсь Вы не ожидаете, что Агнец или я переменим мнение, подавленные Вашими аргументами ?

Ссылка на комментарий

2McSeem

Тем более, в Англии были корабли с Балтики, а они всегда уступали черноморцам по уровню подготовки.

 

Так к сожалению и на ЧМ приличный уровень подготовки имела только эскадра Ушакова. Как только его убрали оттуда, так все вернулось на круги своя.

 

 

А что там говорится, например, про голландские корабли?

 

Ничего хорошего, да только "голландцы" были такими не просто так - вспомните где они должны были действовать, и почему основная масса англиских 64-х п. кораблей как раз была в составе дивизионов находившихся в Северном море?

 

2Andron Evil

 

Камрад, царствование Александра это вообще полный пипец для русского флота, но речь в основном идет о ситуации в конце правления его бабки и годах, когда на троне сидел Павел.

Изменено пользователем agnez
Ссылка на комментарий
А что там говорится, например, про голландские корабли?

Прозвище еще со времен англо-голландских войн - "масленки".

 

В парусную эпоху вообще не так просто было принудить флот противника к бою

Дело в том, что Балтика - это ограниченный ТВД. Там негде гоняться неделями, там нет просторов не то что Тихого, но даже Атлантического океана, поэтому в боях на замкнутых морях все решало преимущество в скорости кораблей. Быстрее у тебя корабли - сможешь навязать противнику бой или убежать от сильной эскадры в порт. Медленнее - и ты попал.

Одно другому совершенно не мешает.

Подготовка ушаковских артиллеристов - следствие тихоходности русских кораблей. Задача, по ставленая комендорам - за тот небольшой промежуток времени боевого столкновения нанести туркам как можно большие повреждения, чтобы русские корабли смогли сравняться в скорости с турецкими.

Несколько раз удавалось.

Но нанести подобные повреждения БОЛЬШИНСТВУ кораблей эскадры противника у русских не получалось. Тут совокупность факторов.

1) Малая скорость

2) Слабые корабли (даже фрегаты Потемкин рескриптом объявил линейными кораблями, но сильнее они от этого не стали)

3) Как следствие - в бурном Черном море не всегда была возможность использовать пушки гон-дека (особенно это сказывалось как раз на фрегатах).

Изменено пользователем Renown
Ссылка на комментарий

На днях посмотрел передачу по History. Подняли и исследовали пушки и мушкет с пинаса времен Елизаветы. Все пушки - абсолютно идентичные. Авторы заявили, что это самый ранний пример подобного рода, опередивший остальные страны лет на 50. Это так ?

ПыСы: выплавили по возможности идентичное орудие и провели испытания. Скорость и пробивная способность ядер очень высокая. Прикинули, что с расстояния 90 метров пробивали оба борта галеонов навылет.

Ссылка на комментарий
Все пушки - абсолютно идентичные.

Извините, может я не так понял - идентичные чему?

Авторы заявили, что это самый ранний пример подобного рода, опередивший остальные страны лет на 50. Это так ?

Скорее всего - выдача желаемого за действительное. Реально мы не знаем баллистику артиллерии, стоявшей на испанских судах. Найденые же орудия испанцев говорят о том, что они были не хуже английских.

Если же вспомнить, что Елизавета - это шведские и голландские литейщики-протестанты, бежавшие в Англию, то тезис о лучших в мире английских пушках выглядит несолидно.

Прикинули, что с расстояния 90 метров пробивали оба борта галеонов навылет.

Это скорее всего сказки..))))

Стандартное боевое расстояние в Тридцатилетку (то есть позже) - это 30-70 метров. Если вспомнить, что половина ядер тогда - каменные, тезис о пробитии галеона на оба борта - выглядит фантастичным...))))

Ссылка на комментарий

2Renown

Все пушки - абсолютно идентичные.

 

Извините, может я не так понял - идентичные чему?

Идентичные друг-другу. Калибр, вес, длина, конструкция. Т.е. абсолютно единообразные орудия на всем корабле.

Прикинули, что с расстояния 90 метров пробивали оба борта галеонов навылет.

 

Это скорее всего сказки..))))

Стрелять из поднятых не рискнули. Отлили из "грязного" чугуна идентичную под присмотром спецов, в том числе и с кучей экспертов по вооружению той эпохи. Провели серию стрельб с контролем со сверхскоростных камер по мишени, состоящей из дубовых досок толщиной, соответствующей борту галеона.

Это скорее всего сказки..))))

Стандартное боевое расстояние в Тридцатилетку (то есть позже) - это 30-70 метров. Если вспомнить, что половина ядер тогда - каменные, тезис о пробитии галеона на оба борта - выглядит фантастичным...))))

Об этом-то и речь - что орудия с этого корабля отличаются от орудий аналогичного по времени затонувшего корабля, исследованного (попробую найти названия обоих кораблей) ранее. На этих пушках, кстати, стоят клейма какого-то очень известного елизаветинского шишки

 

ПыСы:

Вот тут показывали :

11:00

 

Сила флота королевы Елизаветы

 

Эксперты пытаются поднять пушки с затонувшего 400 лет назад корабля и создать их действующие копии.

http://tv.akado.ru/channels/viasat_history...time=2010-09-28

 

ПыПыСы:

Вот сам фильм:

http://freebooks.net.ua/dokum/bbc/69109-bb...-lost-guns.html

Изменено пользователем Берг
Ссылка на комментарий
Отлили из "грязного" чугуна идентичную под присмотром спецов, в том числе и с кучей экспертов по вооружению той эпохи.

Вот в это верится еще меньше.

Основные орудия тогда - бронзовые и медные. Ибо чугунное литье было в зачаточном состоянии и чугунные пушки часто взрывались. Приходилось их делать толстыми, в результате они весили в 4-5 раз больше при том же калибре, чем их медные собраться.

 

Провели серию стрельб с контролем со сверхскоростных камер по мишени, состоящей из дубовых досок толщиной, соответствующей борту галеона.

Я не особый спец в технологии, но мне кажется, что при постройке галеонов использовались почти целые стволы дерева (их конечно ошкуривали, обрабатывали морилкой и т.д.).

Например толщина обшивки шведского галеона Ваза от 5 (в верхней части и надстройках) до 12 (в прочном корпусе) дюймов. То есть от 12 до 30 см. А Васа - это единственный дошедший до нас ПОЛНОСТЬЮ сохранившийся галеон.

 

Вот например вооружение дрейковского Ривенджа:

 

Revenge 1577 год, 500 тонн, 250 человек экипажа.

2-60-фунт. короткоствольных пушки

6 32-фунтовых коротких полупушек

12 кулеврин (18-фунтовки)

2 полукулеврины (9-фунтовки)

6-сакр (5,5 дюйма),

4-миньона (4 дюйма),

11 дробовиков и камнеметов.

Всего 43 пушки, из них 20 - довольно мощные.

 

Для сравнения - вооружение Nuestra Senora del Rosario, 1150 т, 422 матроса, 195 солдат,

3-30-фунтовки (длинная полупушка),

7-24-фунтовок (длинная полупушка),

4-18-фунтовки (кулеврины)

1-9-фунтовка (полукулеврина),

26 мелких дробовиков и камнеметов

Всего 41 пушка, из них - 14 довольно мощные.

Ссылка на комментарий
Я таки не понял, о чём Вы говорите, Mcseem. Ну хотите считать русский флот времени Александра I образцовым и на уровне лучших флотов того времени, то считайте... Нихто не запрещает. Надеюсь Вы не ожидаете, что Агнец или я переменим мнение, подавленные Вашими аргументами ?

Я далёк от мысли в чём либо Вас убеждать. И не надо мне приписывать то, чего я не говорил, сделайте одолжнение - повнимательнее читайте посты.

Так к сожалению и на ЧМ приличный уровень подготовки имела только эскадра Ушакова. Как только его убрали оттуда, так все вернулось на круги своя.

А Сенявин? А Лазарев? Они ж, практически, один другого сменяли.

Ничего хорошего, да только "голландцы" были такими не просто так - вспомните где они должны были действовать, и почему основная масса англиских 64-х п. кораблей как раз была в составе дивизионов находившихся в Северном море?

Можно подумать, Балтика была значительно глубже Северного моря ;)

Обратите внимание - на БФ почти не было 100-пушечников.

Да и в наше время КБФ - единственный флот, где для ПЛО до сих пор используются обыкновенные ГБ.

Подготовка ушаковских артиллеристов - следствие тихоходности русских кораблей. Задача, по ставленая комендорам - за тот небольшой промежуток времени боевого столкновения нанести туркам как можно большие повреждения, чтобы русские корабли смогли сравняться в скорости с турецкими.

А англичане зачем тренировались? ;)

Ушаков тренировал то, что мог. Корабли он улучшить не мог, зато мог тренировать экипажи.

Уметь быстро и метко стрелять полезно вне зависимости от качества кораблей.

1) Малая скорость

2) Слабые корабли (даже фрегаты Потемкин рескриптом объявил линейными кораблями, но сильнее они от этого не стали)

3) Как следствие - в бурном Черном море не всегда была возможность использовать пушки гон-дека (особенно это сказывалось как раз на фрегатах).

1. Я с этим не особо и спорил. Всего лишь сказал, что "никакая скорость" - это перебор.

2. Не могли иметь более сильные - и баз толком не было, да и казна не резиновая.

3. От этого не только русские страдали - в "Испанском наследстве" есть пара эпизодов ;)

Ссылка на комментарий
Можно подумать, Балтика была значительно глубже Северного моря

Оно - меньше.

Длина-ширина.

Обратите внимание - на БФ почти не было 100-пушечников.

как раз там и были основные 100-пушечники.

Линейные корабли Балтийского флота (1771—1796)

100-пушечные

* Иоанн Креститель, 100 ор. Разломан в 1802 г. в Ревеле

* Трёх иерархов, 100 ор. Исключён из списков после 1792 г.

* Ростислав, 100 ор. Разломан в 1802 г. в Ревеле

* Саратов, 100 ор. Разломан в Ревеле в 1803 г.

* Двунадесять апостолов, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1802 г.

* Святой Равноапостольный князь Владимир, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1802 г.

* Святой Николай Чудотворец, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1807 г.

* Евсений, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1803 г.

 

Сравните с ЧФ того же периода, где вообще не было 100-пушечников в то время.

 

А англичане зачем тренировались?

Не поверите - за тем же самым. Их корабли были хуже французских и испанских.

Вот для примера, как пяток английских эскадр ловили бедный испанский 74-пушечник:

http://george-rooke.livejournal.com/93638.html

 

Всего лишь сказал, что "никакая скорость" - это перебор.

А я бы согласился с тезисом.

Ибо английские корабли медленнее французских и испанских, а русские медленнее и французских, и английских.

От этого не только русские страдали - в "Испанском наследстве" есть пара эпизодов

Есть, не спорю..)))

Но если ЛК не может использовать пушки нижнего дека - у него хотя бы средний дек с 24- или 18-фунтовками действовать может. А если у фрегата?

Его 6- или 4-фунтовые пукалки на верхней палубе - это вооружение шлюпа.

А если на верхней палубе стоят карронады - то ЛК пользуясь преимуществом в скорости просто расстреляет его с дальней дистанции.

Ссылка на комментарий

Наверное пусть будет и здесь - в немного подправленном варианте

 

Путешествие «Глориосо».

 

Удивительно – но в войну из-за уха Дженкинса (плавно перетекшую в войну за Австрийское наследство) испанский флот проявил себя в самом лучшем качестве. Это относится и к сражению у Тулона, и к бою испанского корабля «Принцесса», а так же к путешествию «Глориосо». Связано это, на наш взгляд, с особенностями конструкции испанских кораблей и с подготовкой «на французский манир» экипажей иберийцев.

В 1720-х годах испанский адмирал Хастаньета совершил несколько инспекционных поездок по верфям Франции и в результате выбрал именно французскую систему кораблестроения. Взяв за основу конструкцию французского 74-пушечника Хастаньета разработал отличный проект 70-пушечника, с высоким бортом, сильным вооружением, отличной маневренностью. Гон-дек нового корабля располагался довольно высоко от уровня воды, что позволяло использовать пушки нижней палубы даже в непогоду. После смерти Хастаньеты в 1728 году испанское кораблестроение возглавил его последователь Хосе Аутран, поэтому корабли продолжили строиться по подобной системе.

Эти линкоры были сложны и дороги в постройке, однако в войне они показали все свои самые лучшие качества. «Глориосо» принадлежал как раз к данному проекту. Построен этот корабль был в Гаване в 1740 году, из знаменитого своей прочностью красного дерева. Вооружение линкора было следующим: на нижней палубе двадцать восемь 24-фунтовых орудий, на средней палубе – двадцать восемь 18-фунтовых орудий, на опердеке – четырнадцать 8-фунтовых пушек. Водоизмещение – 3000 тонн. Экипаж, как и на любом испанском корабле, был очень раздут – 760 человек .

После сражения у Тулона в 1744 году (мы уже подробно рассказывали об этом) большая и лучшая часть испанского флота (15 кораблей и 1 фрегат) оказалась заблокирована в Картахене, около которой англичане сосредоточили до 37 линкоров под командованием контр-адмирала Вильяма Роули, которого потом сменил вице-адмирал Генри Медли (Medley). Поскольку Картахена была ограничена в ремонтных мощностях - о попытке прорыва в Кадис, где так нужны были испанские корабли, пришлось забыть. Наварро, получивший титул маркиза де ла Викториа, укатил ко двору и лучшая часть испанского флота медленно гнила в заштатном порту метрополии.

Меж тем испанцам как воздух нужны были свободные корабли. Необходимо было возить в Америки ртуть, с помощью которой добытое в шахтах серебро очищалось от примесей, а так же сопровождать «серебряные флоты» в Испанию. Вся тяжесть этих операций упала на сосредоточенные в колониях корабли. На тот момент в Гаване находились девять (два 70-пушечных «Инвесибле» и «Глориосо», шесть 60-пушечных «Рейна», «Реал Фамилиа», «Сан Антонио», «Европа», «Кастилья», «Сан Луис» и один 50-пушечный «Сантьяго») кораблей под командованием лейтенант-генерала Торреса. В начале 1745 года Торрес с 70-пушечным «Глориосо» и 60-пушечными «Европой» и «Кастильей» сопроводил торговые суда «серебряного флота» в Ла-Корунью. Испанцам удалось избежать британских патрулей и в гавани они сгрузили серебра и товаров на 9 миллионов песо. Обратно в Америку пошел один «Глориосо» под командованием капитана Педро Мессии де ла Серды, поскольку остальные корабли Торреса во время перехода из Америки получили повреждения разной степени тяжести, а те, что оставались в Гаване, были просто не готовы к выходу. На корабль загрузили товары и припасы для кубинских колонистов. В 1746 году «Глориосо» удачно прибыл в Гавану, сгрузил товары, вернулся в Кадис, где его загрузили ртутью, так необходимой на серебряных рудниках, и в начале 1747 года отправили в Вера-Крус – столицу испанской Панамы.

В мае того же года «Глориосо», до верху загруженный серебром и колониальными товарами на общую сумму 3 миллиона песо (для этого пришлось даже снять несколько пушек с нижнего дека), взял курс на Гавану. Там он принял на борт провизию и воду и отплыл по направлению к Испании. Неудачи преследовали корабль практически с самого выхода – около Подветренных островов его обнаружил британский конвой, линкор сумел скрыться в набежавшем шквале (как оказалось позже, англичане были предупреждены своими шпионами о выходе «серебряного галеона» ).

Тем не менее, де ла Серда без особых проблем довел корабль до Азорских островов, но вечером 25 июля у острова Флорэс «Глориосо» был обнаружен английским отрядом в составе 60-пушечного корабля «Варвик» (кэптен Роберт Эрскайн) и 40-пушечного фрегата «Ларк» (кэптен Джон Крукшенкс, флагман). Английские корабли сопровождали конвой с припасами и провиантом для английского Ньюфаундленда и гарнизона Луисбурга, поэтому появление испанца спутало британцам все планы. Тем не менее – англичане сразу пустились в погоню за «Глориосо». «Ларк» довольно быстро нагнал испанца и завязал перестрелку, де ла Серда смог отбиться за счет крупнокалиберных ретирадных 18-фунтовок. Фрегат отстал, поджидая линкор. К 14.00 26-го июля «Варвик» приблизился к «Глориосо», Крукшенкс решил еще раз атаковать испанца на «Ларке», а «Варвику» приказал обстенить паруса и немного отстать. Позже он мотивировал свое решение тем, что основной задачей эскорта было прикрытие конвоя, а не бой с испанцем .

«Глориосо», грамотно маневрируя, смог отбиться от фрегата, сбив противнику две реи на грот-мачте и сильно повредив такелаж. В свою очередь испанцы недосчитались 4 человек убитыми и 44 – раненными. В испанца попало 4 ядра (одно из них – чиненое картечью – разорвалось на шканцах).

После поражения «Ларка» «Варвик» ринулся за испанцем, 28-го числа нагнал его и навязал бой. Де Ла Серда меткими залпами повредил англичанину грот-мачту, а наступивший шторм не дал британцу использовать крупнокалиберные орудия нижнего дека, тогда как испанец спокойно пользовался своими 24-фунтовками . Без улучшения погоды погоня «Варвика» за «Глориосо» не имела смысла - его 9- и 6-фунтовкам верхних деков противостояла грозная сила из 24-фунтовых и 18-фунтовых орудий, поэтому английский корабль решил не искушать судьбу и отвернул обратно, испанец же взял курс на Ферроль, поскольку де ла Серда предполагал, что англичане уже ждут его у Кадиса.

Как позже оказалось – испанский капитан ошибся только в одном – англичане выслали перехватчиков почти ко всем испанских портам.

У мыса Финистерре 15 августа 1747 года «Глориосо» обнаружил кэптен Смит Кейлис с 50-пушечным «Оксфорд», 24-пушечным «Шорхэм» и 20-пушечным «Фэлкон». Кейлис замешкался, он приказал фрегату и шлюпу взять испанца в два огня, а сам не поддержал их, поскольку испугался. Позже он говорил, что «Оксфорд» не атаковал испанца, так как принял его за 100-пушечник, против которого 50-пушечник не имел шансов. Де ла Серда быстро сориентировался в ситуации и отослал всех свободных марсофлотов к пушкам. В результате испанцы развили такой огонь, что вскоре «Шорхэм» и «Фэлкон», расстрелянные донельзя, спешно вышли из боя, а «Оксфорд» потерял грота-рей.

Капитан британского патруля был отдан под суд, офицеры фрегата и шлюпа свидетельствовали, что «Оксфорд» не поддержал атаку малых кораблей. Несмотря на это обстоятельство Кейлиса оправдали, что в свете решения по бою «Ларка» и «Варвика» с «Глориосо» совершенно невозможно понять, ибо Крукшенкс, отягощенный конвоем, хотя бы храбро атаковал, несмотря на разницу в размерах, тогда как трусость кэптена «Оксфорда» глупейше позволила разбить английский патруль по частям.

Но в этом бою получил повреждения и «Глориосо» – «Шорхэму» удалось сбить у де ла Серды бушприт, разворотить корму, около 40 человек на испанце было убито, а более 50- ранено.

Корабль взял курс на порт Коркубион (недалеко у Ла-Коруньи), где с него, прежде всего, выгрузили серебро и попытались произвести необходимый ремонт, а так же пополнили экипаж.

Бушприт удалось поставить, а вот корму отремонтировать в маленьком рыбацком порту было нечем. Поэтому в начале октября «Глориосо» покинул Коркубион и направился в Кадис. Памятуя о британских патрулях де ла Серда повел корабль подальше от португальских берегов, но 17 октября у мыса Сент-Винсент его перехватила эскадра Джорджа Уолкера в составе аж четырех 30-пушечных фрегатов «Дюк», «Кинг Джордж» (флагман), «Принсесс Амалия» и «Принц Фредерик» . Это были зафрахтованные и вооруженные приватиры (лучше всех вооруженным из них был «Кинг Джордж», имевший на гон-деке шесть 12-фунтовых орудий). Уолкер отличился тем, что в 1745 году с 30-пушечным «Боскауэн» и 22-пушечным «Ширнес» атаковал и захватил семь из восьми судов французского конвоя с Мартиники. Сумма захваченного оказалась равна 700 тысячам фунтам стерлингов, каждый матрос получил по 850 гиней призовых.

Узнав, что за корабль они обнаружили, Уолкер, предвкушая еще один жирный куш, кинулся в атаку. Позже на трибунале он объяснял, что вполне осознавал силу противника и слабость своих зафрахтованных фрегатов, однако «на борту испанца – и я знал об этом – было 700 тысяч фунтов!» Эти слова произвели на суд впечатление и Уолкера оправдали .

Де ла Серда же, как мы знаем, тоже был парнем не промах – после 20-минутной дуэли головной «Кинг Джордж» потерял фок-рею и грот-рею, 8 орудий, а так же 7 человек убитыми и 29 – раненными. Корабль Уолкера отвернул, остальные продолжили преследование.

Утром следующего дня к «гончим» присоединились 50-пушечный «Дартмут» и 80-пушечный тяжеловес «Расселл» с 32-фунтовками на нижнем деке (однако корабль имел неполный экипаж – всего 400 человек). «Дартмут», недавно почистивший днище, быстро сблизился с «Глориосо» и затеял дуэль с испанцем. Далее произошло необъяснимое – на «Дартмуте» появились клубы дыма и через минуту корабль взлетел на воздух. Спаслись лишь лейтенант Кристофер О’Брайан и 11 матросов, но и они не смогли объяснить, что произошло. По одной из версий – матрос с фонарем упал около мешков с порохом, что произвело возгорание в крюйт-камере и взрыв. По другой – испанцы все же смогли нанести смертельный удар, ядро попало в разложенный около пушек порох или разбило одну из бочек с порохом; создалось пороховое облако, которое и послужило причиной пожара и взрыва. В любом случае – «Дартмут» был уничтожен. Теперь уже «Глориосо» должен быть захвачен или потоплен хотя бы из соображений престижа.

К вечеру 18 октября англичане смогли окружить испанца. Несмотря на бешеное превосходство в силах бой длился с полуночи аж до 9 утра следующего дня. На утро на «Глориосо» не осталось ни одной целой мачты, совсем кончились порох и ядра, потери убитыми и раненными превысили 160 человек, поэтому де ла Серда по решению военного совета поднял белый флаг.

Англичане сопроводили приз в Лиссабон. Кэптен «Рассела» Мэттью Бакль, рассчитывая получить за захваченного испанца большие призовые, выделил 1726 фунтов стерлингов на ремонт корабля. Португальцы, которым корабль очень понравился, предложили за него 30 тысяч фунтов, однако их предложение было отвергнуто. Весной 1748 года Бакль направился домой вместе с призом, 6 мая он прибыл в Даунс. Но – вот незадача – война уже кончалась и Адмиралтейство весьма прохладно отнеслось к предложению Бакля приобрести «Глориосо». 13 апреля 1749 года с большим трудом Баклю удалось продать испанский корабль британскому купцу за 12100 фунтов стерлингов. Корабль сразу же пошел на слом, поскольку купец надеялся нажиться на продаже запасных частей, сделанных из добротного красного дерева.

Что же касается капитана и экипажа «Глориосо» - они были отправлены в Лондон, где стали предметом поклонения англичан. Де ла Серду принял сам Лорд-Адмирал и выразил ему свое восхищение действиями во время «путешествия «Глориосо».

Сэр Джулиан Корбетт охарактеризовал бои «Глориосо» как «лучший пример настоящего боевого духа испанских моряков».

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.