Svetlako Опубликовано 30 января, 2018 #76 Поделиться Опубликовано 30 января, 2018 (изменено) Если бы гунны имели старкластер А вот тут и сидит ИМХО вопрос о том, как воспринимать генетику И почему доисторические переселения якобы всегда оставляют генетические следы, более ближние - иногда вроде нет. Движение массы человеков это не снежный ком, и не гранитная глыба. Это и то, и другое, и местами. Э-э-э. Испугался что мое фольклорное изложение не дает понимания сути. Перечитал. Нет. Это очень точное и хорошее описание. В итоге иногда к концу движения массив кочующих людей имеет генотипический состав близкий к исходному, а иногда - нет (тогда исходный остался следом по пути). Вопрос в табуированности кровосмешения с иноплеменцами Для меня классика табу на кровосмешение и на культурную экспансию среди побежденных - это "погибоша аки обре". Кто они такие? Позволю себе вольные фантазии на тему обров. Ака аваров. Наличие такой поговорки летописно фиксировано. Устойчиво. ИМХО поведение обров было антипримером для славян. Что нельзя делать. Нельзя брезговать завоевываемыми. Именно этот архетип поведения, выстроенный на антипримере сработал при переселениях времен Ермака (и на взаимоотношениях в татарами Казани). ИМХО!!! Но ведь действительно - русские якуты и вообще "то дерись, то женись" - это принцип скакания славян с кочки на кочку вглубь Сибири! И это то, что сейчас называют "другим способом агломерации с Азией". любопытно... То бишь мы двигались на восток именно как снежный ком. Не давя, но превращая катящееся в нечто приемлемое для следующей придавливаемой культуры... Не уничтожая эту культуру и генотип ее народа, а включая ее в этот снежный ком... Включая ее элиту в себя - если говорить о персоналиях. А? Нет, серьезно. Найдите аналог такого территориального и генетического движения в т.н. "цивилизованном" мире? Изменено 30 января, 2018 пользователем Svetlako Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 31 января, 2018 #77 Поделиться Опубликовано 31 января, 2018 А с чего ты взял, что это гунны по статье там просто монголы? а кто еще уходил с монголии в период от 2000 до 1800 лет назад? И почему доисторические переселения якобы всегда оставляют генетические следы, более ближние - иногда вроде нет. Все оставляют следы. Проблемы с интерпретацией и недостатком информации. Так все таки - кто что думает насчет невзятия Смоленска Батыем? Ссылка на комментарий
Игорь Опубликовано 31 января, 2018 #78 Поделиться Опубликовано 31 января, 2018 Не только Новгородские ясный пень. От этой ветки Москва пошла. Я к тому, что монголам не было дела до Новгорода, коль им Александровичи занимались. а часть гуннов там осела. гунны в Европе этнически страшно разноплеменный народ. Там собственно гуннов могло быть,условно, человек 10. Как словосочетание "монголо-татары", в котором "татары" туева хуча разных орд. Не уничтожая эту культуру и генотип ее народа, а включая ее в этот снежный ком... Включая ее элиту в себя - если говорить о персоналиях. классический вариант. Специально для Клина. Не все тюрки являются монголоидами. кто что думает насчет невзятия Смоленска Батыем? опять же, его в 1239 взял Ярослав. Вместо монгол. Договорённость? А потом отвёз в Булгар огромную дань по собственной инициативе, никто его не просил. Ссылка на комментарий
Клин Опубликовано 31 января, 2018 #79 Поделиться Опубликовано 31 января, 2018 @Svetlako, Не понял, авары, гунны и монголы брезговали смешиваться и поэтому не оставили генетических следов в Европе, а вот русские не брезговали и тоже не оставили практически никаких следов в Сибири и Средней Азии? То бишь мы двигались на восток именно как снежный ком. Не давя, но превращая катящееся в нечто приемлемое для следующей придавливаемой культуры... Не уничтожая эту культуру и генотип ее народа, а включая ее в этот снежный ком... Включая ее элиту в себя - если говорить о персоналиях. А? Нет, серьезно. Найдите аналог такого территориального и генетического движения в т.н. "цивилизованном" мире? Испанцы в Южной Америке, не? Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 31 января, 2018 #80 Поделиться Опубликовано 31 января, 2018 Испанцы в Южной Америке, не? Напрочь уничтожившие местные культуры? И потом по крупицам их восстанавливающие? Ссылка на комментарий
Игорь Опубликовано 31 января, 2018 #81 Поделиться Опубликовано 31 января, 2018 Население составляли в основном тюркоязычные народы, чаще называемые «сибирскими татарами», которые вели полуоседлый образ жизни. тут просто вызвал вопрос по "сибирским татарам", которых, в принципе, не было. А группу народов ханства так называли русские для простоты. Ссылка на комментарий
Клин Опубликовано 31 января, 2018 #82 Поделиться Опубликовано 31 января, 2018 тут просто вызвал вопрос по "сибирским татарам", которых, в принципе, не было. А группу народов ханства так называли русские для простоты. Ну, строго говоря вообще татары это экзоэтноним. Также, как и узбеки, казахи и калмыки. Просто потом он стал самоназванием. А так генетическая связь сибирских татар и ваших казанских весьма слабая, да. Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 2 февраля, 2018 #83 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2018 Про бурлаков на волге помнишь? "Трое в лодке не считая собаки" больше в пику Ссылка на комментарий
Игорь Опубликовано 2 февраля, 2018 #84 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2018 По дефолту в баржу лошадок или собачек не запрягали, как в нарты. бурлаки часто тянули баржи с реки,а не с берега. Ибо берег так изрезан рельефом,что хрен пешком пройдёшь. А на знаменитой картине изображена лажа. Ссылка на комментарий
Клин Опубликовано 15 марта, 2018 #85 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2018 Сегодня, 13:23 Золотая Орда: как она повлияла на историю России и какое наследие оставила казахам?«Первый канал» России начал показ 16-серийной приключенческой мелодрамы «Золотая Орда». Но сегодня речь пойдет не о ней, а о тех оценках, которые современные историки дают тому периоду, о влиянии империи кочевников на Русь и т.д. Наш собеседник - руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН, профессор Вадим Трепавлов. Иго или симбиоз? - С распадом СССР и уходом в прошлое идеологической монополии в лице марксизма-ленинизма новое поколение исследователей начало переосмысливать устоявшиеся исторические сюжеты, - говорит он - Среди концепций, которые выдвигались в качестве основополагающих, была и евразийская. Один из ее пунктов - тесное взаимодействие, или, как говорил востоковед-евразиец Лев Гумилев, симбиоз Золотой Орды и Руси. Суть этой идеи сводилась к тому, что Русь была не угнетенной и подавленной, как это предстает из русских научных источников, а равноправной частью Золотой Орды. Да, Русь действительно являлась частью монгольской империи, но обладала автономным статусом. Поскольку страна была все-таки завоевана, то на нее распространились те же нормы управления, которые были приняты во всей монгольской империи и позднее в Золотой орде – налогообложение, первая в истории Руси перепись населения, ямская сеть почтовых станций, заимствованная монголами из Китая, выдача ярлыков на княжение. Однако непосредственно ханская администрация не управляла русскими землями, и эти княжества не входили в обычную улусную систему, которая действовала в Золотой Орде. - То есть утверждения евразийцев о том, что в русской политической системе и экономике действительно было очень много заимствований из Золотой Орды, имеют под собой почву? - Я бы расставил акценты иначе. Все-таки многое было навязано завоевателями, русских они просто поставили перед фактом. Другое дело, что за два столетия так называемого монголо-татарского ига экономическая система, связанная с выплатой дани-выхода, укоренилась на русской почве и стала здесь как бы своей. Она осталась и после распада Золотой Орды. Тюркские слова «деньги» и «таможня», которые обозначают виды торговых налогов, - свидетельство тому. - Это влияние можно назвать положительным, или же оно, как было принято считать до недавних пор, носило больше негативный характер? - Мнения о влиянии Орды на русскую историю очень разные. Все многообразие оценок помещается между двумя полярными трактовками. Первая - владычество Золотой Орды было «черной полосой» в русской истории, эпохой подавления, унижения и накопления русскими сил для избавления от ненавистного «ига». Вторая - это был русско-татарский «симбиоз», сосуществование в рамках единой империи. Как обычно, истина лежит посередине. Русь многое переняла от ордынцев. Я уже сказал, что существуют бесспорные примеры таких заимствований в финансовой системе, в организации военного дела, почтовой службы и т.д. При этом некоторые приемы управления и налогообложения были навязаны завоевателями побежденным русским данникам, хотя со временем, за два с половиной столетия ордынского правления, они и укоренились на русской почве. - Русские летописцы называли монголо-татар "разорителем окаянным, лютым зверем". Коль так, то как могли, к примеру, сохраниться церкви того времени? - Монгольское нашествие на Русь, несомненно, было. Это доказывается и письменными свидетельствами современников тех событий (кстати, не только русскими, но и монгольскими, китайскими, персидскими, западноевропейскими), и многочисленным археологическим материалом. Следы сгоревших городов и множество останков погибших людей тоже говорят о кровопролитном завоевании Руси в XIII веке. Так что неопровержимые доказательства нашествия действительно существуют. А что касается церквей, то, насколько мне известно, монголы не подвергали их целенаправленному разрушению. Кстати, русских храмов «домонгольской» эпохи сохранилось до нашего времени очень немного. «Железный занавес» - Откуда вообще появилось слово "иго"? - Считается, что впервые это понятие по отношению к власти Орды над Русью употребил в XV веке польский хронист Ян Длугош. Затем оно долгое время использовалось в западной литературе. А в наш языковой обиход слово «иго», то есть «ярмо» (символ подавления монголами русских данников) ввел создатель «Истории государства Российского» Николай Карамзин. Однако появилось оно еще в XIII веке в различных летописях, в «житиях святых» и другие сочинениях, которые писали люди духовного звания. В «Слове о погибели русской земли», написанном во второй половине XIII века, монах Сарпион осмысливал монгольское завоевание именно с позиции очень верующего православного человека. В 1204 году западные крестоносцы-католики разгромили Константинополь – столицу восточного христианства. И вот через два-три десятилетия новый удар - Русь завоевана иноплеменниками. В таких условиях родилось мнение, что божье попущение отвернулось от Руси, что случившееся – это наказание за грехи. Из письменных источников видно, что у людей, образно говоря, опустились руки: если Господь не помогает Руси, то сопротивляться бесполезно. И русские признали законность монгольского правления. Аналогию сложившейся ситуации интеллектуалы того времени видели в библейских сюжетах: евреи сначала попали в египетский плен, потом – в вавилонский. В библейском лексиконе это называлось «иго». И эту же ситуацию перенесли на XIII век. Но хотя в русском языке данное слово употребляется в негативном плане, чего-то непосредственно антимонгольского в нем нет. - А что тогда подразумевалось под ним в тот период? - Иго - это, во-первых, выдача ханских ярлыков на княжение. Во-вторых, выплата так называемого выхода, то есть дани. В-третьих, мобилизация молодых мужчин в случае войны, участие в организации почтовых сообщений и так далее. Однако ни один из этих признаков не может служить каким-то показателем униженного, подавленного положения Руси в составе Монгольской империи и Золотой Орды, поскольку, например, те же ярлыки пронизывали всю монгольскую иерархию. Даже хан Золотой Орды первое время тоже получал ярлык на ханствование у верховного монгольского императора. Русские князья были встроены в эту систему. А выход (дань) платили не только русские, но и все оседлые народы, подчинявшиеся Орде. Влияние всей этой системы на русскую историю было колоссальным. По сути, таких событий, которые полностью сломали России, за всю ее многовековую историю было лишь два – монгольское завоевание и Октябрьская революция. Почему «монгольское завоевание»? Дело в том, что до пришествия монголов Русь была одним из европейских государств. Не самым многолюдным, зато самым, может быть, обширным. Она на равных правах участвовала в европейской политике. Между Русью и другими европейскими государствами шла оживленная торговля, заключались браки между княжескими и королевскими дворами. Немцы, поляки, французы воспринимали русских как соседей-европейцев. Они вместе противостояли степнякам, норманнам и прочим внешним врагам. Но вот пришли монголы - и сразу опускается, как потом назвали это явление историки, «железный занавес». Русь с этого времени полностью отторгается от европейской цивилизации, поскольку в Европе монголы вызывали панический страх. И, начиная с XIII века, на географических картах все, что находилось к востоку от польской реки Вислы, стало обозначаться как Тартария или Сарматия. Иначе как «там живут татарские данники», «там мир варваров и азиатов», о русских землях не говорили. Так Русь была вырвана из европейской цивилизации. Связи русских с европейцами стали минимальными. Основное внимание князья теперь обращали на отношения с новыми владыками – монгольскими каанами и ордынскими ханами. То есть, Европа и Русь отныне существовали как бы в разных, параллельных мирах. Когда молодое Московское государство в конце XV века обрело независимость от Золотой Орды, оно уже не воспринималось европейцами как равноправный партнер. Двести лет разрыва контактов привели к настороженному отношению Запада к бывшим ордынским данникам. А те направили усилия не только на попытки вернуться в европейскую политику, но и на борьбу за геополитическое наследие Золотой Орды. Сначала в ходе этой борьбы, а затем уже исходя из насущных задач государства, Россия довольно быстро расширила свои границы во всех направлениях. В итоге образовалась громадная Российская империя – самодержавная монархия, кое в чем сходная больше с восточными деспотиями, чем с европейскими современницами. При этом стойкий стереотип негативного восприятия Российского государства «законсервировался» в западной культуре на несколько столетий. Истоки монархии - Так входила Русь в состав Золотой Орды или нет? - Я склонен дать положительный ответ на этот вопрос. От Монгольской империи Орда унаследовала управление русскими данниками. Последние теперь составляли часть ее подданных, но не в рамках обычной улусной системы (на улусы, как правило, делились населенные кочевниками степи). Русские княжества были владениями иного рода – они управлялись князьями на основании жалованных ханских ярлыков, без непосредственного контроля со стороны ордынской администрации. Население княжеств платило налог-«выход», обычный для оседлых жителей других провинций Золотой Орды. В последнее время историки избегают называть эти отношения игом и используют понятие «зависимость русских княжеств от ордынских властей». - А что происходило внутри Руси? - До монгольского завоевания здесь была развитая демократическая система. В отличие от европейских стран, где рядовым крестьянам запрещалось иметь оружие, весь народ на Руси был вооружен. Не только в Новгороде, но и во всех городах и княжествах сохранялись народные собрания – вече. Народ на них сам решал, какого князя пригласить на княжение, с кем заключить мир и какие установить налоги. Но вот пришли монголы. Они имели дело только с князьями, поскольку в империи, как я уже сказал, была система ярлыков. И в этих условиях ни для вече, ни для каких-то боярских и дружинных совещаний не оставалось места. Теперь власть олицетворял только князь. Именно тогда и стало зарождаться российское самодержавие. Это чисто восточная система – когда в одной персоне монарха сосредоточена вся власть. Золотая Орда постепенно распалась, а Московское государство стало разрастаться. И когда вдруг в XV веке на восточных границах Европы появилось такое централизованное и могучее государство, как Российская империя, уже как своих европейцы русских не воспринимали, поскольку это был уже совсем другой народ с другой культурой. Но надо сказать, что и сами русские в Европу особо не рвались. Перед Россией стоял исторический выбор: либо остаться одним из рядовых, не самых сильных европейских государств, либо уйти из Европы, но взамен получить великую империю – от Балтийского моря до Тихого океана. А поскольку развитие в рамках европейской цивилизации для России оказалось недоступным из-за монгольского завоевания, то она, используя монгольское наследие, благодаря, можно сказать, завоеванию Руси в XIII веке внуками Чингисхана, превратилась в империю. Это и есть влияние монгольского завоевания на всю историю России. Если говорить применительно к институтам власти, то оно привело к появлению самодержавия. Правопреемница Золотой Орды? - Можно ли в таком случае считать Российскую империю правопреемницей Золотой Орды? Ведь из ваших публичных лекций следует, что становление Российского государства стало результатом оккупационной политики завоевателей. - Никакой правопреемственности не существовало. Ко времени образования Российской империи (начало XVIII века) эпоха ордынского владычества осталась в далеком прошлом. Некоторые следы порядков, царивших в Золотой Орде, можно увидеть в устройстве и внутренней политике Московского государства XV–XVII веков, но и оно осознавало себя преемником вовсе не Орды, а православной Византии. Кстати, неверно говорить и об «оккупационной политике Орды». Русские земли в XIII веке были завоеваны, но не оккупированы завоевателями. В ответе на предыдущий вопрос я говорил о специфическом положении вассальных русских владений в Золотой Орде. - Вам принадлежит выражение, что после падения так называемого монголо-татарского ига казахи стали единственным народом, который законсервировал "Джучидское государство в ее кочевом проявлении, лавируя между сильными соседями». Как понимать это утверждение? - Я бы не стал применять к казахам понятие «монголо-татарское иго». Предки казахов (кипчаки и другие тюркские народы) были жителями Золотой Орды и, стало быть, теми самыми «монголо-татарами», которые осуществляли «иго». Население Дешт-и-Кипчака вошло в состав крупнейшей мировой империи и впоследствии сохранило ее государственное наследие. Подчеркиваю: именно те элементы наследия, которые были жизнеспособными в кочевой степи. Хранителями угасающей имперской кочевнической традиции стали государства Дешт-и-Кипчака - Ногайская Орда и ханства, образованные узбеками (в XV веке) и казахами. История распорядилась так, что именно Казахское ханство оказалось самым долговечным из этих государств и, значит, дольше сохраняло в своем устройстве преемственность от великой монархии чингизидов. - Откуда пошел термин "монголо-татары"? - Это понятие было известно уже в XIII веке (есть упоминания в китайских и армянских источниках). Однако оно, вероятно, использовалось очень редко и со временем забылось. В 1817 году немецкий историк Христиан Крузе, незнакомый с восточными текстами, заново ввел этот термин в «Атласе по европейской истории». В 1829-м российский историк Наумов применил его (скорее всего, заимствовав у Крузе) в своей небольшой книжке «Об отношении российских князей к монгольским и татарским ханам от 1224 по 1480 годы». С тех пор «монголо-татары» прочно обосновались на страницах научных исследований и учебников. Это стало общепринятым (до недавнего времени) наименованием жителей Золотой Орды. Предки казахов, как я уже сказал, населяли ее территорию и тоже подпадали под это условное обозначение. Автор: Сара Садык https://camonitor.kz/30844-zolotaya-orda-kak-ona-povliyala-na-istoriyu-rossii-i-kakoe-nasledie-ostavila-kazaham.html 3 Ссылка на комментарий
Золд Опубликовано 22 марта, 2018 #86 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2018 Чем Синяя орда отличалась от Золотой? С названием Золотая Орда обычно связывают нашествие татаро-монгольского войска, порабощение Руси и большей части Европы. Однако, по мнению большинства историков, кроме этой орды в составе самой огромной империи мира - Монгольской существовали еще, как минимум две орды: Белая (Ак Орда) и Синяя (Кок Орда). Впоследствии эти государства объединились в одно, которое стало называться Синей Ордой, и в котором правила династия старшего из внуков Великого Чингисхана, Орда-Ичена. Именно представителю Синей Орде хану Тохтамышу и суждено было стать могильщиком могущественной Золотой Орды. Чингисхан еще при жизни передал по наследству своим сыновьям части созданной им империи. Согласно монгольским традициям, самая отдаленная часть, перешла под контроль его старшего сына и стала называться его именем - улус Джучи. Однако в полной мере воспользоваться правом правителя Джучи не успел, поскольку загадочно погиб на охоте в 1227 году. Тогда улус Джучи по восточным обычаям был поделен на две части: восточную и западную, которые были закреплены за его наследниками соответственно: Орду-Иченом и Бату-ханом (хан Батый). Владения старшего сына Джучи Орда-Ичена занимали территорию современного Казахского государства и Южной Сибири. Поскольку у монголов восточная часть света ассоциировалась с цветом неба, постольку эти владения стали называться Синей Ордой. Расширять свои владения Орда-Ичен мог только в северную сторону, но земли там не отличались плодородностью и отсутствовали страны, которые можно было грабить и облагать данью. Таким образом, в усилении своего могущества старший сын Джучи был фактически очень ограничен. Границы территории Синей Орды оставались неизменными за все время ее существования. В более выгодном положении оказался второй сын Джучи Бату-хан, ставший правителем западной части улуса Джучи. В его владении оказались более перспективные земли от уральского хребта до низовьев Волги и возможность расширять территорию вплоть до «последнего моря» коим монголы называли Атлантический океан. Идея создания империи «от моря до моря» (от Тихого океана до Атлантики) принадлежала Чингисхану. При жизни он успел, захватив Китай, расширить свои территории на востоке до Тихого океана. Бату-хан со своим войском дошел до Дуная, покорив большинство стран Западной и Юго-Западной Европы. Но воплотить в жизнь идею великого деда ему не удалось. Причиной этому историки называют смерть правителя Монгольской империи хана Угэдэя (третьего сына Чингисхана), что предписывало всем монгольским правителям присутствовать на похоронах. Однако этот неожиданный финал нашествия татаро-монгольских племен на Европу не помешал Бату-хану создать богатейшее и влиятельное государство, названное, впоследствии, Золотой Ордой по количеству богатства, которым владела правящая династия. Результативные набеги и разграбление Руси и других европейских стран подняли авторитет династии Бату-хана, сделав ее самой богатой и влиятельной монгольской династией. Это позволило Бату-хану и его наследникам поставить в зависимость от Золотой Орды и другие территории, в частности территорию Синей Орды. 1 Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 22 марта, 2018 #87 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2018 Казах писал текст? Стока ляпов. начиная с При жизни он успел, захватив Китай, расширить свои территории на востоке до Тихого океана. Ши_цзу смотрит на тебя с негодованием. Ссылка на комментарий
Золд Опубликовано 22 марта, 2018 #88 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2018 @xcb, не знаю, яндекс зден присылает постоянно )) - там неудобно смотреть от куда текст, нужно много ссылок пройти. ) Они щас турбостраницы под дзеном публикуют. Ши_цзу смотрит на тебя с негодованием. Ну тут образно имелось ввиду. Как ни крути Чингиз Хан китайскую стену то прошел ) Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 22 марта, 2018 #89 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2018 А ничего - что Чингис воевал не с китайцами, а с чжурдженями? Ссылка на комментарий
Золд Опубликовано 22 марта, 2018 #90 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2018 Я думаю тут территория современного Китая имеется ввиду, так как он про Синию Орду пишет что это территория современного Казахстана. Т.е. больше в публицистику. Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 22 марта, 2018 #91 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2018 Учитывая что китайцы нынешнию Монголию с Тувой до сих пор своими территориями считают Ссылка на комментарий
Клин Опубликовано 22 марта, 2018 #92 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2018 (изменено) @Золд, По мнению Сабитова, а до него об этом писали Валиханов и Юдин, Синяя и Белая орды, это не названия отдельных государств, а названия ханских ставок. Собственно и Золотая орда это название ханской ставки, а само государство называлось Улуг улус или Улус Джучи. Изменено 22 марта, 2018 пользователем Клин Ссылка на комментарий
Клин Опубликовано 28 марта, 2018 #93 Поделиться Опубликовано 28 марта, 2018 Не про Золотую орду, но не знал куда кинуть. Пилипчук Я. В. КЫПЧАКИ В КИТАЕ http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/metami/metami05/metami05_14.pdf Данное исследование посвящено истории кыпчаков в Китае. По-добно тюркам в других государствах, кыпчаки вышли на ведущие по-зиции благодаря военным успехам. Большую роль в становлении кып-чакской гвардии сыграл кыпчак Тутуха из правящей династии восточ-ных кыпчаков. Потомки Тутухи занимали высокое положение при дво-рах императоров династии Юань. Иль-Тимур стал всесильным мажор-домом при слабых императорах. Канглы также занимали высокие по-сты при династии Юань. Как и кыпчаки, они отметились как полко-водцы. К упадку влияния кыпчаков при дворе привело соперничество сдругими этническими группами. Кыпчакская аристократия, утративвласть в Дешт-и-Кыпчак, имела высокий статус в Китае. Полный текст по ссылке. Кыпчаки и канглы оказывается занимали высокие посты и пользовались большим влиянием в империи Юань. Ссылка на комментарий
Клин Опубликовано 6 мая, 2018 #94 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2018 (изменено) Джучи: история человека, который дал имя Золотой Орде 07:00, 02.05.2018 23 Кем был старший сын Чингисхана и был ли он сыном Чингисхана? Колонка историка Ильнура Миргалеева. Часть 1-я Фото: Enerelt / wikipedia.org В 2019 году исполняется 750 лет Таласскому курултаю, где царевичи и представители улусов Джучи, Чагатая и Угэдэя официально разделили между собой земли и установили границы. С этого периода Менгу-Тимур принял титул хана (император) и начал печатать свою монету, что в средневековье считалось признаком независимого государства. Также поступили Хайду и Барак. Курултай поставил юридическую точку в процессе распада Монгольской империи. Условно эту дату можно связывать с образование независимого государства Улус Джучи (Золотая Орда). В 2019 году в Республики Татарстан намечается проведение различных мероприятий, приуроченных к юбилею. В частности, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ проведет шестой Международный золотоордынский форум, посвященный этому событию. Интернет-газета «Реальное время» и Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ запускает рубрику, посвященную освещению средневековой татарской истории. Рубрику начинает статья руководителя центра Ильнура Миргалеева. Странная смерть прародителя ханов Золотой Орды Еще при жизни Чингисхана его старшему сыну Джучи был выделен отдельный улус и земли, которые завоевал сам Джучи. После конфликта с Чингисханом Джучи практически отстраняется от участия в завоевании государства Хорезмшахов. Причина такого отношения к нему кроется в том, что во время семейного совета, описанного «Тайной историей монголов» («Сокровенным сказанием»), Джучи затаил обиду на своего отца. После того как он был смещен с должности главнокомандующего войском и должен был подчиниться Угэдэю, он решил удалиться в свои владения. Объяснялось это тем, что ему якобы поручили организовать охоту для Чингисхана. Естественно, такое решение было продиктовано конфликтом между Чингизидами и, самое важное — между Чингисханом и самим Джучи. Чингисхан, несомненно, почувствовал недовольство Джучи и, возможно, хотел дать ему поостыть. Однако дело зашло далеко, Джучи начал отстраняться от поручений Чингисхана и критиковать методы своего отца и братьев. Подобные упоминания просто так не попадают на страницы источников. Проблема разрешилась как нельзя кстати внезапной гибелью Джучи. Такое «благоприятное» завершение возникшей проблемы как для династии, так и для будущего империи, а также сохранение «лица» Чингисхана дают исследователю пищу для размышлений. Почему все так «удачно» и своевременно разрешилось? Кем же был первый правитель улуса, который вошел в историю под его именем? Чингисхан со своей женой Борте и сыновьями. Илл. wikipedia.org Меркитское проклятие: недоказанное и неопровергнутое До сих пор остаются дискуссионными дата (наиболее вероятны 1182—1183 годы) и обстоятельства рождения Джучи. Этот вопрос был не решен, кажется, и для семьи Чингисхана, раз на семейном совете во всеуслышание Джучи был назван «наследником меркитского плена». Поэтому, исходя из разных соображений в источниках, по-разному описывались время и обстоятельства пленения и освобождения из меркитского плена его матери Борте. Неясно, какой точно срок она находилась в меркитском плену. Но это, очевидно, был такой срок, что Джучи можно было счесть как сыном Чингисхана, так и сыном меркита Чильгира. «Сокровенное сказание» очень подробно описывает пленение, а также освобождение Борте из меркитского плена. Но не говорит о рождении Джучи по пути домой, как это сообщают нам более поздние источники. Согласно Рашид ад-Дину, Джучи родился после освобождения его матери из меркитского плена: «В то время, когда Чингисхан воевал с племенем меркит и оно одержало над ним верх, Бортэ-фуджин была беременна Джочи. Племя меркит увело ее в полон. Так как в ту пору между племенами меркит и Он-ханом были мирные отношения, они отослали ее к Он-хану. Он-хан держал ее в почете и уважении. Когда Чингиз-хан узнал об этом обстоятельстве, он послал к Он-хану Саба. Он-хан вручил ее ему, в пути появился на свет Джучи». Несмотря на все эти обстоятельства, Чингисхан вырастил Джучи как своего сына. Как он рос в семье, конечно, сказать трудно, но по косвенным данным видим, что «меркитская история» давала о себе знать. Согласно некоторым источникам, у Джучи были натянутые отношения по меньшей мере с его братьями, что часто приводило к конфликтным ситуациям. Рашид ад-Дин в нескольких местах указывает на непростые отношения между Джучи и его младшими братьями: «Когда Джучи-хан вырос, то постоянно сопровождал отца и неотлучно состоял при нем и в счастье, и в несчастье. Но между ним и его братьями Чагатаем и Угэдэем всегда были препирательства, ссоры и несогласие». Об этом же сообщается и в анонимном сочинении «Родословие тюрок»: «Чагатай и Угетай постоянно клеветали Чингисхану в отношении происхождения Джучи». Чингисхан сидит в центре, Джучи стоит слева. Илл. wikipedia.org Самый гуманный из сыновей завоевателя мира Слава Джучи как самого гуманного сына Чингисхана дошла и до его врагов. Ан-Насави упоминает о Джучи как о добром завоевателе, говоря о его мягком отношении к завоеванному населению: «Он послал к ним (жителям Хорезма) людей, предупреждая их и предостерегая, и обещал им пощаду, если они сдадут его (Хорезм) без боя, и сказал, что Чингисхан подарил город ему и что он воздержится от его разрушения и намерен сохранить город для себя. Об этом будто бы свидетельствует то, что за время своего пребывания вблизи от (Хорезма) это войско не предпринимало набегов на его сельские местности, отличая Хорезм от других областей большей заботой и большей милостью, опасаясь за него, чтобы он не стал жертвой судьбы ущерба и чтобы его не достигла рука уничтожения». Однако Джузджани, наоборот, обвиняет Джучи в свирепости по отношению к мирному населению города Ургенча. Несомненно, он был искусным полководцем и хорошим дипломатом и действовал сообразно сложившейся ситуации. Военная карьера Джучи началась еще при походах Чингисхана на тайджиутов, татар и кереитов, против Джамухи и Ван-хана. В 1207 году Чингисхан отправляет Джучи в его первый самостоятельный поход против «лесных народов» на западе. «Сокровенное сказание» сообщает, что: «В год Зайца (1207 год) Джучи был послан с войском Правой руки к Лесным народам». Джучи смог покорить их без единого боя, тем самым доказывая, что он не только хороший полководец, но и отличный дипломат: «Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Джучия. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Тубасов, Джучи подступил к Тумен-Киргизам. Тогда к Джучи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебекдигин. Они выразили покорность и били государю челом. Джучи принял под власть Монгольскую все Лесные народы: Шибир, Кесдиин, Баит, Тухас, Тенлек, Тоелес, Тас и Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингисхану, велел бить государю челом. Милостиво обратясь к Джучи, Чингисхан соизволил сказать: «Ты старший из моих сыновей. Не успел и выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство». Чингисхан и трое из его четверых сыновей. Илл. wikipedia.org Зарождения Улуса Джучи Джучи получил от Чингисхана только что завоеванные земли. Именно с этого времени начинает свое существование Улус Джучи. Также ему было поручено завоевывать новые земли для своего улуса на западе: «Все области и улус, находившиеся в пределах реки Ирдыш и Алтайских гор, летние и зимние кочевья тех окрестностей Чингисхан пожаловал в управление Джучи-хану и издал беспрекословный указ, чтобы Джучи-хан завоевал и включал в свои владения области Дашт-и-Кипчак и находящиеся в тех краях государства». Столицей Улуса при Джучи была ставка на Иртыше, возможно, в одном из бывших кимакских городов, хотя существует спор о том, дожили ли кимакские города до времен Джучи, но тут не важно, кому они принадлежали до их взятия монголами — каракитаям, найманам или кипчакам. Кимаки основали на Иртыше несколько городов и использовали их сообразно кочевническому складу государства. В этом отношении их местоположение и форма использования прекрасно подходили кочевому улусу Джучи. Поэтому вполне логично предположить, что Джучи мог использовать в качестве столицы одну из столиц бывшего кимакского государства на Иртыше. Несмотря на кочевой уклад улуса, Чингизиды в качестве столицы использовали города. Бату в дальнейшем, до западного похода, столицу своего улуса учредил в Гургандже, но когда это произошло, неизвестно, скорее всего, как только представилась такая возможность, и, скорее всего, после смерти Чингисхана, когда были некоторые изменения территории Улуса Джучи. И далее, до специальной постройки столицы на Нижней Волге Сарая, Бату использовал в качестве столицы город Булгар. Продолжение следует Ильнур Миргалеев Справка Ильнур Мидхатович Миргалеев — кандидат исторических наук, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники. Сфера научных интересов — социально-политическая история и источниковедение Золотой Орды и татарских ханств. Научный редактор четвертого тома «Истории татар с древнейших времен», координатор коллективной монографии «Золотая Орда в мировой истории», изданной совместно с Оксфордским университетом. Соавтор нескольких учебников по истории татарского народа и Татарстана. Соавтор восьми учебно-методических пособий по ЕГЭ. Автор более 130 научных статей и автор пяти книг по золотоордынской истории. Научный редактор десятков монографий, коллективных трудов, научных сборников, главный редактор ежегодников «Золотоордынская цивилизация» и «Нумизматика Золотой Орды», журнала «Золотоордынское обозрение» (входит в перечень рецензируемых журналов ВАК, а также в такие международные базы, как SCOPUS, Web of Science, Ulrichs и др.), член редакционных коллегий журнала «Studia et Documenta Turcologica» (Румыния), журнала «Крымское историческое обозрение» и др. Организатор Международного золотоордынского форума. При его участии и научном руководстве введены в научный оборот такие источники, как «Кара таварих» Утемиша-хаджи, «Умдет ал-ахбар» Абдулгаффара Кырыми, «Шуаби панджгана» Рашид ад-дина, «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара и ряд других источников.Источник : https://realnoevremya.ru/articles/97498-dzhuchi-chelovek-kotoryy-dal-imya-zolotoy-orde-chast-1 Изменено 6 мая, 2018 пользователем Клин 3 Ссылка на комментарий
Клин Опубликовано 7 мая, 2018 #95 Поделиться Опубликовано 7 мая, 2018 (изменено) Продолжение Джучи: конфликт с Чингисханом, сочувствие мусульманам и загадочная смерть 07:00, 07.05.2018 5 Как ссора между сыновьями великого завоевателя предопределила историю Монгольской империи. Колонка историка Ильнура Миргалеева. Часть 2 Фото: wikipedia.org «Реальное время» продолжает цикл исторических публикаций к 750-летнему юбилею Таллаского курултая, на котором Золотая Орда стала независимым государством. Сегодня у нас вторая часть колонки историка Ильнура Миргалеева об основателе правящего рода Джучидов и старшем сыне Чингисхана. В первой части мы разобрали трудные вопросы биографии Джучи и застали его улус, который впоследствии станет Золотой Ордой, в момент основания. В завоевательных походах великого отца После объединения тюрко-монгольских кочевников Центральной Азии Чингиcхан завоевывает государство тангутов Си Ся (на территории современных китайских провинций Шэньси и Ганьсу, — прим. ред.). Об участии Джучи в военном походе против тангутов сведений в источниках нет. В 1211 году Чингисхан пересекает границы империи Цзинь. Войсками лично руководил сам Чингисхан. Также в этой военной компании вместе с Чагатаем и Угэдэем участвовал и Джучи. Джучи мы видим и в кампании 1213 года против киданей. Войска Чингисхан разделил на три группы. Главную группу возглавили он сам и его младший сын Тулуй. Западную группу войск возглавили Джучи и его братья Чагатай и Угэдэй. Третью, восточную, возглавил брат Чингисхана Хасар. Известно, что Джучи и его братья действовали к югу от хребта Тайхан и вышли на северный берег Хуанхэ. Скорее всего, до хорезмийского похода Джучи находился в своем улусе и был занят обустройством и расширением его в западном направлении. Источники об этом отрезке времени ничего не сообщают. Возможно, Чингисхан специально разъединил Джучи с Чагатаем и Угэдэем, чтобы их препирательства не вредили общему делу, как это случится в дальнейшем при осаде Гурганджа (Куня-Ургенч, Старый Ургенч на севере Туркменистана, — прим. ред.). Да и до войны с сильным противником, с государством Хорезмшахов, желательно было захватить его союзников — тюркские племена восточных кипчаков, канглы, остатки татар, меркитов, найман и др. Фото wikipedia.org (Угэдэй) Джучи возглавил взятие нескольких хорезмийских городов и вместе с войсками Чагатая и Угэдэя он должен был взять город Гургандж, который должен был принадлежать ему, но Чингисхан приказал возглавить армию Угэдэю. Больше информации о Джучи в источниках зафиксировано в связи с его участием в походе против Хорезма. Джучи получил от Чингиз-хана поручение обеспечить безопасность на севере. Его действия в 1218—1219 гг. во многих отношениях дали возможность для маневра в больших масштабах для монгольских войск в походе на Хорезм. Ему также в это время пришлось вторично покорить восставшие киргизские племена, разгромить меркитов и столкнутся с Мухаммедом II Ала ад-Дином. В войне против хорезмшаха Джучи возглавил взятие нескольких хорезмийских городов и вместе с войсками Чагатая и Угэдэя он должен был взять город Гургандж, который должен был принадлежать ему, но Чингисхан приказал возглавить армию Угэдэю. После взятия Гурганджа они поделили между собой добычу, «причем не выделили доли для Чингисхана», чем обидели своего отца. «Чингиcхан сошел с ума, что губит столько народа и разрушает столько царств» В это время случилось так, что пути сыновей Чингисхана разошлись. Джучи ушел «к своим обозам» в свой улус на Иртыш и занялся расширением исключительно своего улуса за счет кыпчакских земель. Возможно, что это было решение Чингисхана. Но возможно и другое: Джучи свои завоевания на западе мог вести самостоятельно, не делясь добычей и не согласуясь с приказами отца. «Чингисхан приказал, чтобы Джучи выступил в поход и покорил северные страны, как то: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Дашт-и Кипчак и другие области тех краев. Когда же он уклонился от участия в этом деле и отправился к своим жилищам, то Чингисхан, крайне рассердившись, сказал: «Я его казню, не видать ему милости». Преднамеренно ли Чингиcхан отдалял его от метрополии, и был ли в состоянии Джучи завоевать столько народов на далеком западе? Так ли было важно в это время разделить силы и заниматься завоеванием далеких народов, когда шла война с хорезмийцами? Когда остальные Чингизиды завоевывали богатые среднеазиатские города, Джучи должен был отправиться в степь, чтобы поохотиться «на диких ослов», как сообщают источники. Ведь с военной точки зрения было бы важно сперва покончить с остатками сил хорезмийцев, сам Чингиcхан всегда делал так: последовательно завоевывая племена и государства. Видимо, ситуация с Джучи к военной стратегии не имела отношения. За недосказанностью средневековых авторов лежит семейная психологическая драма. Джучи был отстранен Чингиcханом от дальнейших военных операций из-за каких-то конфликтов между ним и его братьями, и Чингиcхан взял сторону его братьев. Фото wikipedia.org Его имя больше не упоминается в дальнейших военных операциях монгольских войск. В то время, когда его братья с отцом воевали на территории современных Афганистана и Пакистана, Джучи находился в своем улусе. Безусловно, он усиленно занимался его устроением и окончательным подчинением своей власти населения Восточного Дешт-и Кыпчака. Все это показывает, что Джучи был отстранен Чингиcханом от дальнейших военных операций из-за каких-то конфликтов между ним и его братьями и что Чингиcхан взял сторону его братьев. Была ли на самом деле после этого встреча Джучи с отцом и братьями, сказать сложно. Хотя Джувейни и сообщает, что зимой 1222/1223 гг. Чингиcхан «послал к старшему сыну своему Туши гонца с приглашением также приехать туда из Дешт-и Кипчака и позаботиться охотою. У реки Фенакетской (Сыр-Дарьи) все сыновья собрались к отцу, устроили курултай, оттуда выступили и дошли до Кулан-баши. С другой стороны, прибыл Туши и также явился на поклон к отцу». Однако, как свидетельствует Рашид ад-Дин, его старшего сына на этом собрании не было. Данные Рашид ад-Дина подтверждает Джузджани: «Когда Туши, старший сын Чингиз-хана, увидел воздух и воду Кипчакской земли, то он нашел, что во всем мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих. В ум его стало проникать желание восстать против своего отца; он сказал своим приближенным: «Чингиcхан сошел с ума, что губит столько народа и разрушает столько царств. Мне кажется наиболее целесообразным умертвить отца на охоте, сблизиться с султаном Мухаммедом, привести это государство в цветущее состояние и оказать помощь мусульманам». Проведал о таком замысле брат его Чагатай и известил отца об этом изменническом плане и намерении брата. Узнав [это], Чингиз-хан послал доверенных лиц своих отравить и убить Туши». Безусловно, в отчете Джузджани имеется определенная противоречивость, и к тому же султан Мухаммед был уже несколько лет мертв к этому времени. Однако его сообщение показывает, что о недовольстве Джучи политикой Чингиcхана знали не только в кругу семьи. Скорее всего именно поэтому после взятия Гурганджа Джучи начал уклоняться от контактов как с отцом, так и со своими братьями. Мавзолей Джучи в Караганде. Фото Aeon32 / wikipedia.org Улус Джучи переходит к Бату Точная дата и обстоятельства смерти Джучи также неизвестны. В «Родословии тюрок» говорится, что Джучи умер за 6 месяцев до смерти Чингиз-хана, т. е. в 1227 году. Другую дату называет Джамал ал-Карши: «Туши умер раньше своего отца — в 622/1225 году». Также источники называют разные причины его смерти: болезнь (скорее всего Рашид ад-Дин приводит официальную версию) и отравление по приказу Чингисхана. Вполне возможно, что Джучи уклонился от участия в курултае 1224 года и за это был убит по приказу Чингисхана. Поэтому 1225 год выглядит более предпочтительным. После смерти Джучи его сыновья жили в своем улусе и продолжили завоевания на западе, чтобы расширить свою территорию. Семью возглавил Бату. Джузджани, сообщает, что «когда он, вследствие замысла против отца, переселился из мира сего, то после него осталось много сыновей; старше всех их был Бату; его Чингисхан посадил (на престол) на место его отца». Глобальные политические последствия застарелых обид Все это сохранило на определенное время единство династии. Многочисленные сыновья Джучи еще были малы и остались в большой семье Чингизидов, хотя часть их улуса и была отобрана, а сами молодые Джучиды получили «поручение» расширять свой улус, правда, пока только собственными силами, т. е. они также были заняты тем же, чем и их двоюродные братья. Однако те совместно завоевывали богатые территории, а Джучиды сами должны были воевать с немногочисленными кочевниками Западной Сибири. Было ли это сделано преднамеренно, сказать трудно, но факт остается фактом: семья Джучи и остальные Чингизиды были разъединены между собой еще при Чингисхане. В дальнейшем они совместно будут участвовать в западном походе, однако и там сыновья Чагатая и Угэдэя будут свысока смотреть на Джучидов, что станет предметом обращения Бату с жалобой к хагану Угэдэю. В последующем сыновья Джучи сполна отомстят своим двоюродным братьям, практически уничтожат рода Чагатая и Угэдэя. Во главе Монгольской империи поставят род младшего сына Чингисхана Тулуя, а сами станут соправителями империи, при этом усиливая власть своего рода, и при хане Менгу-Тимуре объявят о фактической независимости. Ильнур Миргалеев Справка Ильнур Мидхатович Миргалеев, кандидат исторических наук, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники. Сфера научных интересов — социально-политическая история и источниковедение Золотой Орды и татарских ханств. Научный редактор четвертого тома «Истории татар с древнейших времен», координатор коллективной монографии «Золотая Орда в мировой истории», изданной совместно с Оксфордским университетом. Соавтор нескольких учебников по истории татарского народа и Татарстана. Соавтор восьми учебно-методических пособий по ЕГЭ. Автор более 130 научных статей и автор пяти книг по золотоордынской истории. Научный редактор десятков монографий, коллективных трудов, научных сборников, главный редактор ежегодников «Золотоордынская цивилизация» и «Нумизматика Золотой Орды», журнала «Золотоордынское обозрение» (входит в перечень рецензируемых журналов ВАК, а также в такие международные базы как SCOPUS, Web of Science, Ulrichs и др.), член редакционных коллегий журнала «Studia et Documenta Turcologica» (Румыния), журнала «Крымское историческое обозрение» и др. Организатор Международного золотоордынского форума. При его участии и научном руководстве введены в научный оборот такие источники, как «Кара таварих» Утемиша-хаджи, «Умдет ал-ахбар» Абдулгаффара Кырыми, «Шуаби панджгана» Рашид ад-дина, «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара и ряд других источников.Источник : https://m.realnoevremya.ru/articles/97502-dzhuchi-chelovek-kotoryy-dal-imya-zolotoy-orde-chast-2?_url=%2Farticles%2F97502-dzhuchi-chelovek-kotoryy-dal-imya-zolotoy-orde-chast-2&utm_source=desktop&utm_medium=redirect&utm_campaign=mobile#from_desktop Изменено 7 мая, 2018 пользователем Клин 1 Ссылка на комментарий
Idot Опубликовано 11 мая, 2018 #96 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2018 (изменено) А ничего - что Чингис воевал не с китайцами, а с чжурдженями? чжурджени правили северным Китаем и носили титул китайских императоров причём именно Север иностранцы называли словом "Китай" а Юг называли не Китай а "Чайна" (China) то есть можно сказать что "Чингисхан захватил Китай а China он не захватывал" Изменено 11 мая, 2018 пользователем Idot Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 5 сентября, 2022 #97 Поделиться Опубликовано 5 сентября, 2022 Темы о Хазарском каганате не обнаружил. Положу сюда. Ребята раскопали нечто в дельте Волги, которое может быть столицей Итилем. Будем ждать Археология наука неспешная https://www.tatar-inform.ru/news/itil-ili-ne-itil-v-poiskax-stolicy-xazarskogo-kaganata-arxeologi-nasli-moshhnuyu-stenu-5876172 1 Ссылка на комментарий
Игорь Опубликовано 6 сентября, 2022 #98 Поделиться Опубликовано 6 сентября, 2022 16 часов назад, Svetlako сказал: Археология наука неспешная зато конкретная.В отличие от кабинетных историков. Получается,Итиль не на Волге стоял? Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 6 сентября, 2022 #99 Поделиться Опубликовано 6 сентября, 2022 23 минуты назад, Игорь сказал: зато конкретная.В отличие от кабинетных историков. Получается,Итиль не на Волге стоял? Это ж река с дельтой. Главное русло гуляет. Ссылка на комментарий
Demetrius Опубликовано 6 сентября, 2022 #100 Поделиться Опубликовано 6 сентября, 2022 В продолжение темы хазар: В 2021 г. вышел сборник статей "Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе" со статьей В. Петрухина "Хазарское начало русской истории". В статье Петрухин предполагает, что посольство народа Рос, упоминающееся в Бертинских анналах, и посольство хазарского кагана в связи со строительством крепости Саркел - это одно и то же посольство: Цитата Историки не обращали должного внимания на посольство, которое должно было отправиться в Константинополь от хакана как раз в это время: Константин Багрянородный свидетельствует о просьбе хазарского хакана (и пеха) помочь в строительстве крепости Саркел на Дону. Крепость была построена около 840 г.[94] Впрочем, еще В. Г. Васильевский думал, что посольство, прибывшее в Константинополь осенью или зимой 838 г., имело цель отблагодарить императора Феофила за строительство Саркела[95]. Согласно Бертинским анналам, люди Рос до прибытия к Людовику уверяли в 838 г. (?) императора Феофила в своих дружественных отношениях с греками. При этом не раз предполагалось, что «русь» из Бертинских анналов подчинялась именно хазарскому, а не собственному «русскому» кагану[96]. А. П. Толочко в недавней монографии также указал на близость по времени хазарского посольства с просьбой построить Саркел и появления «росов» в Константинополе, хотя и посчитал их разными посольствами[97] . Его критика исторических гипотез о «неуловимом Русском каганате»[98] в целом совпадает с позицией автора этой статьи[99]. И немного информации из той же статьи по археологии Киева: Цитата В современной историографии повторяются попытки пересмотреть летописную историю, в том числе в отношении хазарской и варяжской дани, собираемой со славян. О. Прицак, опираясь на произвольную интерпретацию письма киевской еврейско-хазарской общины как на свидетельство власти хазар над Киевом до 930-х годов, отрицал достоверность летописного повествования о правлении в Киеве Вещего Олега[196] ; К. Цукерман, отметив отсутствие в Киеве варяжских (скандинавских) древностей IX в., перенес эпизод призвания варяжских князей из 860-х годов в начало X в.[197] ; В. В. Седов настаивал на том, что Олег в 880-е годы захватил древний центр упоминавшегося «Русского каганата», существовавшего по крайней мере с 830-х годов, ссылаясь на известия Бертинских анналов о кагане, правителе «росов», и т. п.[198] Пока историки создавали свои конструкции и реконструкции русской истории, в Киеве благодаря раскопкам М. Сагайдака на Подоле были открыты древнейшие городские кварталы, ориентированные на речной путь и обслуживание проходивших днепровским путем ладей: планировка этих кварталов повторяла планировку, характерную для балтийских «виков» и поселений на пути из варяг в греки: схожую планировку имели прибрежные кварталы Ладоги и Гнёздовского поселения[199]. На киевской «горе» не было древнего города, там и в X столетии располагались некрополь и княжеский двор (предшествовавший городу Владимира): эту топографическую ситуацию отражает скандинавское наименование Киева — Koenugarđr, «лодочный двор (гард)»[200] . Остается неясным место в предгородской или городской истории остатков укреплений — городища волынцевского времени на Старокиевской горе: дожил ли этот поселок до X в. и представлял ли он собой «киевскую крепость Самватас», упомянутую Константином Багрянородным, — возможное место обитания еврейско-хазарской общины, давшей крепости свое наименование[201] Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти