Наука и образование - Страница 23 - Наука и техника - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Наука и образование


Fergus

Рекомендуемые сообщения

В. Е. Грум-Гржимайло

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ

 

В жизни человечества за последние пятьдесят лет произо-шел перелом. Чистая наука, весьма редко спускавшаяся ранее с высот платониче¬ского изучения природы, коснулась земли. Физическая химия, термо¬динамика, учение об электричестве разъяснили нам явления окружающей нас будничной обстановки и дали такой мощный толчок прикладному знанию, что граница между наукой чистой и прикладной исчезла. Чуткая к пониманию жизни Французская Академия Наук ввела и вводит целый ряд виднейших ученых прикладной науки в число своих сочленов. Другие Академии, в том числе и наша, пока не решаются на такой крупный шаг, но это дело времени.

Кроме того, заниматься наукой стало выгодно. Заводы строят обширнейшие лаборатории. Правительства и американские миллиар-деры строят Исследовательские Институты. По этой дороге пошли и мы. Разница между Америкой, Западом и нами – огромная. Там база этого движения – сильно разви¬тая, ворочающая громадными средст-вами промышленность. Наша промы¬шленность ничтожна, средства наши весьма ограничены. Из этого совсем не следует, что мы не должны строить Исследова¬тельские Институты. Напротив того, чем мы беднее, с тем большей энергией мы должны работать, чтобы сделаться богатыми; но мы дол¬жны быть экономны в расходовании средств и не расходовать их зря. Вот об этом я и хотел поговорить здесь.

Работа Исследовательского Института зависит от двух факторов: 1) средств и обстановки лабораторий; 2) мозг руководи-телей и работ¬ников, в нем работающих.

Который из этих факторов должен пойти впереди? Казалось бы, этого вопроса не должно бы быть, так ясно и очевидно, что ду-ша дела в человеке, а не в стенах и приборах. К сожалению, русская действи¬тельность говорит другое. Создавая Институты, мы, прежде всего, начинаем строить лаборатории – дворцы. А потом урезываем штаты и средства на содержание лабораторий до нищенских окладов и получаем только мар¬ку – такой-то Институт, а в научном активе этого Института почти ничего нет. Это печальная русская действительность в последнее время получила совсем неожиданную и в высшей степени неприятную окраску. Ученых мы сделали спекулянтами, иногда монополистами и торгующими специальными патентованными средствами. Наши Институты на хозяйственном расчёте торгуют материалами, ископаемыми, приборами, а за исследования берут чересчур хорошие деньги с промышленников и нечего греха таить, дают им иногда такие работы и исследования, из которых при всем желании промышленник ничего выжать не может; а приборы, материалы и ископаемые продают по таким ценам, что покупатель говорит только «ух»! Да так оно и должно быть: беда, коль пироги начнет печи сапожник! Деньги надо уметь делать, а учёный и деньги, это два таланта, которые редко хорошо уживаются.

Чтобы найти выход из нашей действительности, надо, прежде всего, выяснить, где корень всякого Исследовательского Инсти-тута? В чем залог его научного процветания и промышленной пользы, а следо¬вательно, и экономического благосостояния? Основа всего дела – про¬грамма работ. Научные работы могут быть трех типов:

1. Накопление научного материала. По определенному, зара-нее раз¬работанному методу ученый определяет известные константы, которые записываются в определенном порядке и служат всем ученым, когда в них встретится надобность.

Это чрезвычайно нужная, полезная работа; учреждение рабо-тает чрезвычайно производительно, но к этой работе наша промыш-ленность относится довольно спокойно. Результаты этой работы ко-гда-то кому-то понадобятся...

2. Контроль за производством. Крупные заводы строят свои лаборатории, которые по раз выработанному методу испытывают ма-териалы и продукты. Мелкие заводы объединяются для этой необхо-димейшей работы в испытательные лаборатории при Институтах. Но и не эти работы составляют душу Института.

3. Искания. Вот здесь все помыслы, все сердце промыш-ленности; давая деньги на Институты, все думают только об ис-каниях. Но хорошо сказать – искать. Что искать? Чтобы найти, надо предви¬деть возможности найти. В исканиях должна быть система. Жизнь, ко¬нечно, нам, как всегда, помогает и в этом деле, но да-леко не всем.

Однажды Льва Николаевича Толстого просили определить, что такое гениальность. Он ответил: «Гениальность – это свойство че-ловека заметить то, мимо чего тысячи людей проходят, не замечая». На тот же вопрос Ньютон ответил: «Гений есть терпение мысли».

Дарвин в своей автобиографии помирил эти два мнения, как будто не имеющие ничего общего; о себе он рассказывает, что спо-собен был ду¬мать об одном предмете десятки лет, и мелкий факт, на который никто не обращал внимания, был для него откровением и решал вопрос, так долго его мучивший.

«Ищите и обрящете» сказано в Писании, но не все люди спо-собны искать, как учил Ньютон, и находить, как учил Лев Толстой.

Совершенно очевидно, что во главе исследовательского инсти-тута, поставившего себе целью научные искания, должен быть свой малень¬кий Ньютон, Толстой или примиривший их Дарвин.

Перейду к конкретному примеру работы Исследовательского Института. Производство дает пестрые результаты, получается масса браку. Про¬мышленники говорят: «Помогите, озолотим». Начинаются искания. Вы¬ясняются все возможные причины, влияющие на произ-водство, и ставятся опыты. Но не всякий опыт дает ответ. Опыт дол-жен быть поставлен так, чтобы решалась функция с одной перемен-ной, уравнение с одним неизве¬стным. Но много ли людей, способных из функции со многими переменными исключить все, кроме одной, и поставить опыт так, чтобы выявить влияние именно этой одной пере-менной? Практика научных работ указывает, что такая ясность мысли – удел немногих. Из сказанного видно, что если Исследовательский Институт не обладает такими светлыми головами, Институт, как бы богат он ни был, сколько бы миллионов на него вы не потратите – промышленника ничему не научит.

А ведь это-то простое соображение и упускается людьми, соз-дающими у нас Институты. Например, практикуемый ныне метод НТО в вопросе создания Институтов нельзя считать правильным. В постановлении 15 января 1926 е., протокол № 337, сказано:

«3) Для заполнения пробелов в системе уже существующих Институтов НТО считать необходимым для полного обслуживания крупнейших отраслей нашей промышленности организовать следующие Научно-Исследовательские Институты: а) Институт металлов, б) Институт Угля, в) Институт Красочной Промышлен-ности, г) Пищевой Институт и д) Институт Сельскохозяйственного Машиностроения». Нельзя создавать Институты «для заполнения пробелов».

Несомненно, Институты по рецепту НТО легко создать. Будут отпущены миллионы народных денег, будут построены здания, вы-писано оборудование, но что выйдет из этих Институтов? Большой вопрос. Не будет ли почти это брошенные в печь деньги? Так будет почти, наверное.

Итак, в вопросе о создании Исследовательских Институтов НТО стоит на ложной почве. Где же настоящий путь?

Для Института научных исканий, прежде всего, надо найти че-ловека. Кто способен на это? Конечно не Научно-Технический Отдел Высшего Совета Народного Хозяйства – по существу - бюрокра-тическое учреждение. «Рыбак рыбака видит издалека», говорит по-словица. Кадр научных искателей может быть создан только колле-гией научных искателей. И вот мы совершенно незаметно подходим к выходу из положения: надо создать Академию Прикладных Знаний и в её распоряжение отдать государственные средства для создания Институтов. Такая Академия, конечно, не будет создавать научных учреждений для «заполнения пробелов», но то, что она создаст, будет действительно научные учреждения, а не суррогаты.

Итак, начавши с восхваления Французской Академии Наук, кончаю тем же комплиментом в сторону французов; они не создают канцелярий НТО, а идут прямой дорогой по пути создания научно обоснованной промышленности. Не последовать ли их примеру?

 

Статья была напечатана в журнале «Поверхность и недра» в 1926 г. № 3 (19) C. 24-25.

 

Извиняюсь за длинный пост, если кому интересно, могу запостить статью этого же автора, из этого же журнала: "КАКОВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МОЛОДЫЕ ИНЖЕНЕРЫ"

Ссылка на комментарий
Партия "Единая Россия" весьма болезненно отреагировала на события на Манежной площади и возле торгового центра "Европейский" в Москве. На вчерашнем заседании государственно-патриотического клуба партии были представлены две программы, направленные на коренное преобразование молодежной политики.

 

Одна из них рекомендует вдвое сократить школьную программу в старших классах, а другая – и вовсе "создать современную мифологию", пишет сегодня газета "Московский комсомолец".

 

Единороссы заявили о своей готовности спонсировать книги и фильмы, которые идеализируют Россию и российский народ. Председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев выразил уверенность, что финансовая поддержка со стороны государства позволит авторам создавать более искренние произведения о любви к Родине. "Мы подготовили закон о гарантиях творческой деятельности и внесем его в январе", – заявил культурный деятель.

 

Кроме того, педагоги и академики от "ЕР" подготовили проект нового образовательного стандарта для старших классов школы. По мнению автора проекта, гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, в последнее время школа предоставляла детям лишь знания, а не воспитание, что и привело к "побоищу на Манежной площади".

 

Именно поэтому единороссы уверены, что главная цель старших классов – воспитание патриота. Согласно проекту, учебный день начиная с 9-го класса будет разделен на две половины: первая будет посвящена урокам, а вторая – "акциям, направленным на формирование личности гражданина". Предполагается и сокращение числа предметов до девяти. Обязательными станут лишь физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, "гражданская зрелость" и "Россия в мире".

 

Чтобы дать школьникам возможность изучать несколько иностранных языков, партийцы предложили ввести "интегрированные курсы", например, объединить химию, физику и биологию в один предмет под названием "естествознание". Наконец, единороссы рассчитывают на инкубатор преподавателей: предлагается внедрить раннюю диагностику педагогически одаренных детей.

 

Напомним, в середине ноября 2010г. руководитель Федерального агентства по делам молодежи Василий Якеменко предложил премьер-министру РФ Владимиру Путину изменить структуру уроков физкультуры в школах. По словам главы Росмолодежи, новая программа должна состоять из трех пунктов: современных спортивных программ, культуры питания и мониторинга здоровья.

 

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/16/12/2010/516024.shtml

 

Очень хочется надеяться, что это желток. Иначе создаётся впечатление, что ампутированный моск - обязательное условие для вступления в ЕР.

Ссылка на комментарий

2Peterson

финансовая поддержка со стороны государства позволит авторам создавать более искренние произведения о любви к Родине.

:D

Но в целом думаю желток. Ну уж слишком фееричный бред.

Хотя конечно воспитание и языки дело нужное. :)

Ссылка на комментарий

2Konst

фееричный бред

2Peterson

ампутированный моск

 

Нет, ребяты - это реальная российская власть сегодня. Это ее уровень. Фамилия якеменки там не зря мелькнула. Вы думаете, он и ему подобные не способны родить такую идею? Они ее вовсю воплощали уже - в случае с Селигером. На хрена людям думать - они должны Родину любить. Молчаливо опуская что Родина в их представлении - это они сами. Якеменки всякие.

 

Причем маразм этот распространился - выше некуда. Идея нашего гаранта про нанокомиксы вполне вписывается в два верхние определения

Изменено пользователем Svetlako
Ссылка на комментарий

Просто перековка России из страны с образованным в целом народом в банановую республику на трубе с дешевой быстро дохнущей раб. силой... с такой позиции я только за акты гражданского неповиновения, но властям, а не межэтническим конфликтам, которые вполне могут вызывать эти самые власти

Ссылка на комментарий

2InSomNiac

из страны с образованным в целом народом в банановую республику на трубе с дешевой быстро дохнущей раб. силой

 

Г-н Прохоров очень прозрачно про эти цели рассказывает. Олигархический капитализм в ярчайшем проявлении.

 

Ну а для рабов - еще и немного зрелищ типа ЧМ, Олимпиады и т.п. Двойная польза - и бабла попилить, и людишек развлечь.

 

Кстати. прекрасно понимаю почему такую ненависть у ылиты вызывает критический реализм как направление в искусстве. Уж как его только не обсирают. И как верх творчества всякие иншалляции из кучи дерьма впаривают.

Ссылка на комментарий
  • 1 месяц спустя...

Про новый стандарт образования

 

http://www.gzt.ru/topnews/education/-vospi...from=copiedlink

 

- Три предмета будут обязательными: ОБЖ, физкультура и новый предмет— «Россия в мире» (синтез истории, обществознания, географии и культурологи, направленный на формирование цельного образа страны в мире,— GZT.RU). Остальное подростки смогут выбрать из шести предметных областей: «русский язык и литература или родной язык и литература», «иностранные языки», «математика и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство» или «предметы по выбору».

 

http://www.novayagazeta.ru/data/2011/003/13.html

 

По словам директора департамента министерства Елены Низиенко, речь идет об «инновационном проекте», вносящем «много интересного в старшую школу». «Интересного» действительно много.

 

«Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны важнее математики и физики», — утверждает разработчик проекта, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. И по стандарту в 10—11-х классах останется четыре обязательных предмета — физкультура, ОБЖ, загадочный «индивидуальный проект» и новый курс «Россия в мире», который должен сформировать у школьника «взгляд на мир глазами гражданина России с точки зрения ее национальных интересов».

 

Новая Газета казалось бы, источник требующий фильтрации (они же не любят Путина!!1один), однако есть сообщения от родителей, которые независимо от НГ сообщают нечто подобное.

 

увидел у wiy_daniil

 

Пришли дочери и рассказали, что все предметы кроме ОБЖ, физкультуры, так называемого "естествознания" и что там о России, отныне будут платными. Что ж, если теперь не будет всероссийской забастовки учителей, можно утверждать, что "с этой страной" все кончено. Что никого народа здесь нет, а есть половая тряпка, о которые все вытирают ноги (а для чего еще существует половая тряпка?) и что "эта страна" действительно не достойна права на существование. И может быть, чем скорей поделят ее между собой НАТО и Китай с Японией - тем лучше для нее, как лучше быстрая смерть - долгой, мучительной и жалкой.

http://grphon.livejournal.com/17445.html?thread=11301

 

Предмет "взгляд на мир из России" по содержанию будет наверняка таковым :)

 

Dartanjan1.jpg

Изменено пользователем AlSlad
Ссылка на комментарий

2AlSlad

увидел у wiy_daniil

 

Пришли дочери и рассказали, что все предметы кроме ОБЖ, физкультуры, так называемого "естествознания" и что там о России, отныне будут платными. Что ж, если теперь не будет всероссийской забастовки учителей, можно утверждать, что "с этой страной" все кончено. Что никого народа здесь нет, а есть половая тряпка, о которые все вытирают ноги (а для чего еще существует половая тряпка?) и что "эта страна" действительно не достойна права на существование. И может быть, чем скорей поделят ее между собой НАТО и Китай с Японией - тем лучше для нее, как лучше быстрая смерть - долгой, мучительной и жалкой.

Какой жиденький высер. Теряете квалификацию ?

Ссылка на комментарий

2Берг

Теряете квалификацию ?

Я специально сбавил обороты, мне хочется поехать на повышение квалификации для сотрудников различных фондов. В этом году будет в Пеннсильвании. Посещу памятные места, например там, где США провозгласили независимость и миру явился образец свободы и демократии :)

Изменено пользователем AlSlad
Ссылка на комментарий

2AlSlad

Я специально сбавил обороты, мне хочется поехать на повышение квалификации для сотрудников различных фондов.

Это дело хорошее. А то скучновато стало. Нету былого креатива :)

Ссылка на комментарий

2vergen

уже не первый такой вброс. боюсь неспроста.

Ты про что ? Про НАТО и Китай или еще про что ? :D

Скажу за себя: в родственниках и знакомых есть учительница начальных классов высшей квалификации (да такая учительница - что еще поискать) и завотделением экстренной хирургии, спасший туеву кучу человеческих жизней. И оба получают от гос-ва за свой труд копейки. Вот это - проблема РЕАЛЬНАЯ, об этом стОит говорить.

Ссылка на комментарий

А чото мну понравилось в последнее время набрасывать, поэтому не откажу себе в удовольствии.

автор Константин Сонин

По всем агентствам прошла вчера новость о том, что из Московского университета будут отчислять, по новому уставу, студентов за плагиат. А я хочу выступить в защиту студентов, в одном конкретном случае.

 

На сайте Московской школы экономики, факультета МГУ, опубликована новость 16 декабря о том, что «Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко наградил лучших студентов магистратуры МШЭ МГУ премиями по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи".» - на сайте перечислены имена четырёх студентов, получивших эти премии.

 

А в октябре (13-го) была такая новость – «Московская школа экономики выпустила сборник докладов, представленных на XVII Международной молодежной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010» в секции «Инновационная экономика и эконометрика», впервые проведенной в МШЭ МГУ.» В этом сборнике опубликованы работы всех четырёх студентов, получивших премии.

 

Так вот – работы как минимум трёх из этих четырёх студентов, награждённых правительственными наградами, - это либо чистый плагиат (просто скачано из интернета), либо грубейшее нарушение академической этики (например, поставлена ссылка, после чего идёт несколько страниц, целиком заимствованных из чужой работы – без всяких кавычек). Я не хочу называть имена студентов и, если не потребуется, не буду выкладывать сканы статей (возьмите сборник – он бесплатно выдаётся на факультете, и воспользуйтесь Google) - я их отправил академикам Некипелову и Полтеровичу, потому что, я считаю, студенты не виноваты. Почему студенты не виноваты?

 

Помните прошлогодний «казус Некипелова»? Академик РАН – декан того самого факультета МГУ  переписал, во многих местах просто слово в слово перевёл, два старых учебника по микроэкономике и издал как собственный научный труд, а я написал на эту книгу рецензию, в которой указал на очевидное несоответствие этой публикации общепринятым нормам научной этики. Из его выступлений в газете стало ясно, что он очень приблизительно знает, о чём написано в книге, опубликованной под его именем. Тем не менее, президиум РАН принял постановление, в котором написано, что плагиат (к этому моменту уже был обнаружен и плагиат – прямой незакавыченный перевод, незамеченный мной при написании рецензии) – это полностью приемлемо в научной практике. (Среди подписавших был только один специалист "по формулам", о которых идёт речь в книге и рецензии - сотрудник МШЭ.)

 

Поэтому я и считаю, что студенты МШЭ не виноваты. Они научились "академической этике" и "интеллектуальной честности" у своего декана (А.Д.Некипелова, автора книги) и у своего заведующего магистратурой (В.М.Полтеровича, основного эксперта  президиума); они всё сделали так, как рекомендует постановление президиума РАН. Если сейчас руководство МШЭ этих студентов как-то накажет – это будет и лицемерие, и подлость. Если их накажет руководство МГУ, не уволив их «учителей» - это тоже будет лицемерием. Если студенты сами вернут правительственные премии – это будет достойным поступком и достаточным наказанием.

Ссылка на комментарий

2santil

А чото мну понравилось в последнее время набрасывать

 

А в чем "наброс"-то? В моем представлении, "наброс" - это предвзятое, двусмысленное и некорректное изложение фактов которое должно вызвать однозначно неадекватную реакцию.

 

А это - то. что ты привел - дикая проблема потери нравственных ориентиров в научной этике.

 

На фоне безумной борьбы за аффтарские права для попсо-аффтаров и попила бала за эти аффтарские.

 

И ведь обрати внимание для научных людей проблемы поделиться знанием никогда не возникала. Ставь кавычки, ставь ссылку и юзай информацию влево-вправо! Но привычка красть в быту - привело к тому, что даже тут, когда платить-то не за что - все равно норовят тупо украсть!

 

Считаю, что как раз наложившие лапу на аффтарские денюшки всякие прихлебалы типа "сайтов распространения научной инфы за ма-аа-ленькую плату" - способствуют этому как это ни парадоксально кажется. Их все пытаются обойти, скачать на халяву, а обойдя, забывают, что на самом деле сами эти сайты к науному труду не имеют никакого отношения - но уважение надо проявлять не к этим прилипалам, а к настоящим авторам (без дабл-Ф)...

Ссылка на комментарий

2Svetlako

Что на мой взгляд весьма любопытно, но относится не к данному случаю это, этот самый «казус Некипелова», возник он примерно одновременно с всем известной инициативой Петрика-Грызлова и видео одобрямс этой инициативы РАН в том числе вице РАН Алдошина, так по Некипелову практически мгновенно вышло постановление РАН типа "не было ничего, ничего не было" сие не плагиат, а труработа, по Петрику только обещание разобратся и вобще это была шутка такая типа, до сих пор разбираются шутка это была или не шутка.

Изменено пользователем santil
Ссылка на комментарий

2santil

Что на мой взгляд весьма любопытно, но относится не к данному случаю это, этот самый «казус Некипелова», возник он примерно одновременно с всем известной инициативой Петрика-Грызлова и видео одобрямс этой инициативы РАН в том числе вице РАН Алдошина, так по Некипелову практически мгновенно вышло постановление РАН типа "не было ничего, ничего не было" сие не плагиат, а труработа, по Петрику только обещание разобратся и вобще это была шутка такая типа, до сих пор разбираются шутка это была или не шутка.

 

Мейби. Я за "пэтриками" как-то принципиально не слежу. Они меня :) :) :) БЕСЯТ.

Ссылка на комментарий

Кто интересуется борьбой с мракобесием - наберите в гугле "В защиту науки" - это Бюллетень РАН. Всего выпущенно 7 номеров. Там разбираются многие популярные мракобесные идеи.

Ссылка на комментарий

2Берг

Ты про что ?

про новые возможные программы в школах.

Вот это - проблема РЕАЛЬНАЯ, об этом стОит говорить.

нет смысла. проблема однозначна и хорошо известна.

собственно у нас (новосибирск) недавно новость была:

"В январе-сентябре 2010 года средняя зарплата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составила 15 112 рублей. Чуть ниже зарплата бюджетных рабочих в сфере культуры и спорта – 14 537 рублей. Меньше всех получают работники сферы образования – средняя ежемесячная заработная плата для них составляет 13 946 рублей."

отметим СРЕДНЯЯ.

те реальные люди которых я знаю, получают 8-12 тысяч.

 

а вот статья о прекрасном

http://www.megansk.ru/page/Novocibirck_der...uchitelei_.html

Изменено пользователем vergen
Ссылка на комментарий

2santil

Тем не менее, президиум РАН принял постановление, в котором написано, что плагиат (к этому моменту уже был обнаружен и плагиат – прямой незакавыченный перевод, незамеченный мной при написании рецензии) – это полностью приемлемо в научной практике.

Просто жуть.

Ссылка на комментарий

2 vergen

 

я даже покупал.

жаль там по гуманитарке ничего небыло, всё больше физика

 

Гуманитарка? Вы имеете в виду историю?

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.