Hugin Опубликовано 7 февраля, 2008 #1 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2008 Давно меня тут не было, Всем-здравствуйте, люди. Заинтересовала меня такая тема-скоморошество на руси. Заинтересовала по двум причинам: 1 Официальная точка зрения русской истории на скоморохов-ноль. Её просто нет. То что мне попадалось в нете по крайней мере нельзя вообще назвать исследованиями. Скоморохи-шуты, паяцы, внесли вклад в развитие театра итп. Все. То ли в академической среде не принято рассматривать такие явления, то-ли просто за недостаточностью данных никто не решается его исследовать. 2 Несмотря на то, что для академ-науки скоморошества не было-оно было. Причем как культурное явление было настолько мощным, что ни одно народное действо без скоморохов до начала 17 века не обходилось. У Рыбакова где-то по моему была мысль, что скоморохи-наследники жреческого сословия дохристианской руси, но он насколько я помню не особо развивает эту мысь, она у него вскользь проходит, хотя подтверждений этому масса. Однако все только косвенные. Что интересует меня? Информация и ваши собственные мысли. Теории и факты. Я если можно так сказать провожу собственное исследование. Ссылка на комментарий
Fergus Опубликовано 7 февраля, 2008 #2 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2008 2Hugin Шуты в православной ипостаси? Ссылка на комментарий
Hugin Опубликовано 7 февраля, 2008 Автор #3 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2008 Fergus Как раз православие относилось к скоморохам как бы помягче выразится..... не очень хорошо. Я приведу текст былины "Вавила и скоморохи" У честной вдовы да у Ненилы А у ней было чадо Вавила. А поехал Вавилушка на ниву, Он ведь нивушку свою орати, Еще белую пшеницу засевати, Родну матушку свою хочет кормити. А ко той вдове да ко Нениле Пришли люди к ней веселые, Веселые люди, не простые, Не простые люди - скоморохи: - Уж ты здравствуешь, честна вдова Ненила! У тебя где чадо да нынь Вавила? - А уехал Вавилушка на ниву, Он ведь нивушку свою орати, Еще белую пшеницу засевати: Родну матушку хочет кормити. Говорят как те ведь скоморохи: - Мы пойдем к Вавилушке на ниву, Он нейдет ли с нами скоморошить? А пошли скоморохи к Вавилушке на ниву: - Уж ты здравствуешь, чадо Вавила, Тебе дай бог нивушку орати, Еще белую пшеницу засевати: Родну матушку тебе кормити. - Вам спасибо люди веселые, Веселые люди, скоморохи; Вы куда пошли да по дороге? - Мы пошли на инищее царство Переигрывать царя Собаку, Еще сына его да Перегуду, Еще зятя его да Пересвета, Еще дочь его да Перекрасу. Ты пойдем, Вавила, с нами скоморошить. Говорило тут чадо Вавила: - Я ведь песен петь да не умею, Я в гудок играть да не горазден.- Говорил Кузьма да со Демьяном: - Заиграй, Вавила, во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособят. Заиграл Вавила во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособил. У того ведь чада у Вавилы А было в руках-то понукальце, А и стало тут ведь погудальце; Еще были в руках да тут ведь вожжи, Еще стали шелковые струнки. Еще то чадо да тут Вавила Видит: люди тут да не простые, Не простые люди-то, святые; Он походит с ними да скоморошить. Он повел их да ведь домой же. Еще тут честна вдова да тут Ненила Еще стала тут да их кормити. Понесла она хлебы-то ржаные - А и стали хлебы-то пшеничны; Понесла она курицу варену - Еще курица да ведь взлетела, На печной столб села да запела. Еще та вдова да тут Ненила Еще видит: люди не простые, Не простые люди-то, святые. Отпустила тут Вавилу скоморошить. А идут да скоморохи по дороге, На гумне мужик горох молотит. - Тебе бог помочь да те, крестьянин, На бело горох да молотити! - Вам спасибо, люди веселые, Веселые люди, скоморохи! Вы куда пошли да по дороге? - Мы пошли на инищее царство Переигрывать царя Собаку, Еще сына его да Перегуду, Еще зятя его да Пересвета, Еще дочь его да Перекрасу.- Говорил да тут да ведь крестьянин: - У того царя да у Собаки А окол двора-то тын железный, А на каждой тут да на тычинке По человеческой сидит головке; А на трех ведь на тычинках Еще нету человеческих головок, Тут и вашим-то да быть головкам. - Уж ты ой еси да ты, крестьянин! Ты не мог ведь нам добра тут сдумать, Еще лиха нам ты не сказал бы! Заиграй, Вавила, во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособят. Заиграл Вавила во гудочек, А Кузьма с Демьяном приспособил - Полетели голубята-то стадами, А стадами тут да табунами; Они стали у мужика горох клевати, Он ведь стал их кичигами сшибати, Зашибал он, думал, голубяток, Зашибал да всех своих ребяток. Говорил да тут да ведь крестьянин: - Уж как тяжко тут да согрешил я! Это люди шли да не простые, Не простые люди-то, святые! А идут скоморохи по дороге, А навстречу мужик едет торговати. - Тебе бог помочь да те, крестьянин, Ай тебе горшками торговати! - Вам спасибо, люди веселые, Веселые люди, скоморохи! Вы куда пошли да по дороге? - Мы пошли на инищее царство Переигрывать царя Собаку, Еще сына его да Перегуду, Еще зятя его да Пересвета, Еще дочь его да Перекрасу.- Говорил да тот да ведь крестьянин: - У того царя да у Собаки А окол двора да тын железный, А на каждой тут да на тычинке По человеческой сидит головке; А на трех-то ведь на тычинках Еще нету человеческих головок, Тут и вашим-то да быть головкам. - Уж ты ой еси да ты, крестьянин! Ты не мог нам добра ведь сдумать, Еще лиха нам ты не сказал бы! Заиграй, Вавила, во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособят. Заиграл Вавила во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособил - Полетели куропцы с рябами, Полетели пеструхи с чюхарями, Полетели марьюхи с косачами. Они стали по оглоблям-то садиться, Он ведь стал их тут да бити И во свой ведь воз да класти. Наложил он их да весь возочек, А поехал мужик да во городочек. Становился он да во рядочек, Развязал да он да свой возочек - Полетели куропцы с рябами, Полетели пеструхи с чюхарями, Полетели марьюхи с косачами. Посмотрел ведь во своем-то он возочке, Еще тут у него одни да черепочки. - Ой, я тяжко тут да согрешил ведь! Это люди шли да не простые, Не простые люди-то, святые! А идут скоморохи по дороге, Еще красная да тут девица, А она холсты да полоскала. - Уж ты здравствуешь, красна девица, Набело холсты да полоскати! - Вам спасибо, люди веселые, Веселые люди, скоморохи! Вы куда пошли да по дороге? - Мы пошли на инищее царство Переигрывать царя Собаку, Еще сына его да Перегуду, Еще зятя его да Пересвета, Еще дочь его да Перекрасу. Говорила красная девица: - Пособи вам бог переиграти И того царя да вам Собаку, Еще сына его да Перегуду, Еще зятя его да Пересвета, А и дочь его да Перекрасу. - Заиграй, Вавила, во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособят. Заиграл Вавила во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособил, А у той у красной у девицы У ней были-то холсты-то ведь холщовы. Еще стали-то атласны да шелковы. Говорит как красная девица: - Тут ведь люди шли да не простые, Не простые люди-то, святые! А идут скоморохи по дороге, А пришли во инищее царство. Заиграл да тут да царь Собака, Заиграл Собака во гудочек, А во звончатый во переладец - Еще стала вода да прибывати, Хочет он водой их потопити. - Заиграй, Вавила, во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособят. Заиграл Вавила во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособил. И пошли быки-то тут стадами, А стадами тут да табунами, Еще стали воду упивати, Еще стала вода да убывати. - Заиграй, Вавила, во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособят. Заиграл Вавила во гудочек, А во звончатый во переладец, А Кузьма с Демьяном припособил. Загорелось инищее царство И сгорело с края и до края. Посадили тут Вавилушку на царство, Он привез ведь тут да свою матерь. Не видно, чтобы скоморохи в былине вообще хоть где-то шутят. Скорее наказывают. К тому же деятельность скоморохов не заканчивалась на пирах и праздниках. В церковных документов попадаются призывы гнать скоморохов с ... похорон. Там же где осуждается причитания по умершим и языческие погребальные обряды. Насколько я знаю века до 17. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 8 февраля, 2008 #4 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2008 2Hugin Там же где осуждается причитания по умершим и языческие погребальные обряды. Насколько я знаю века до 17. емнип в Европах ко всяким шутам у церкви отношение схожее. не уверен в том насколько они ээ продолжатели жрецов, но то что шибкими христианами они не были (особенно с т.з. церкви) думаю очевидно. Ссылка на комментарий
old17 Опубликовано 8 февраля, 2008 #5 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2008 2Hugin Очень интересная тема. Сам давно задумывался. По молодости ЕМНИП для себя классифицировал измышлизмом смеховые ранги: клоун (юмор) - примитивен, народен, рационален, обо всем и ни о чем, для всех и ни для кого; шут (пародия, сатира, гротеск, сарказм) - отрицание клоунады, индивидуален, конкретен, шут - наперсник благородного, господина, своеобразный янь, так сказать; скоморох (смех) - самое высокое, отрицание шутовства, коллективен, нечто иррациональное, для каждого, о всем, правда (былина очень в тему). Извините, если сбивчиво и возможно противоречиво, но ткань очень тонкая. Что касается средневековой народной культуры смеха следует обратиться к Бахтину. Правда, он писал о Европе, но, думаю, с корректировкой можно его выводы обратить и на Русь. Интересная статья по теме. Святой пошутил (режет слух, не так ли?)... бес пошутил (очень органично, не правда ли?). Поэтому, думаю, скоморохов правомерно рассмотривать, если не как продолжателей жречества, то как народных духовных оппонентов христианским священникам. Еще следует рассмотреть взаимосвязи скоморохи - юродивые; скоморохи - Грозный; скоморохи - ряженые. Зы: кстати, где-то читал, что бес - языческое славянское ДОБРОЕ божество. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти