vergen Опубликовано 15 апреля, 2008 #501 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 (изменено) ... Изменено 15 апреля, 2008 пользователем vergen Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 15 апреля, 2008 Автор #502 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 xcb Ну, камрад, блин. Уточнить что-ли сложно, ежели че-то непонятно?! А потом уже и критиковать. Да вы напишите конркетно - Славяне выделились из общей Индоевропейской общности тогда то и тогда то. Подтверждается сие тем то. А то все кругами ходят. Что касается конкретного случая, то в диалоге с камрадом Hugin'ом у нас нужды в привязке к конкретным датам не было. То есть указывать конкретно дату было не обязательно. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 15 апреля, 2008 #503 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 2vergen я знаю. потому и говорю:артамонова бы почитать, афанасьева и плетневу, чтобы было ясно. а то все в этом вопросе на них ссылаются и пересказывают своими словами. а конкрето.... Плетневу могу скинуть завтра. Она у меня откуда-то скачана, откуда не помню. Плетнева может и крутая тетка - а против академика слабовата. Вынуждена поддакивать. А Артамонов на раскопках "Саркела" себе всю карьеру сделал. Одно дело - безымянное хазарское городище раскопать, другое дело - сам Саркел. Мало кто сможет против такого искуса устоять. Подумаешь, пару фактиков по-шулерски передернуть. Ведь, а вдруг, это и вправду - Саркел? Только вот для меня, после этих "фактиков", Артамонов акадэмик из той же серии, что и Фоменко. Даже если вдруг чудом окажется, что цимлянское городище и вправду - Саркел. Ненавижу лжецов. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 15 апреля, 2008 #504 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 2jvarg Одно дело - безымянное хазарское городище раскопать, другое дело - сам Саркел. Мало кто сможет против такого искуса устоять. Подумаешь, пару фактиков по-шулерски передернуть. ээ я пожалуй не встречал историков совсем без передергов Плетневу могу скинуть завтра. Она у меня откуда-то скачана, откуда не помню. буду ждать. я что-то её книгу про салтовцев не нашел. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 15 апреля, 2008 #505 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 (изменено) 2 vergen Позволю себе ряд комментариев на приведенные цитаты: Примерно во 2-1-м тыс. до н.э. из группы родственных диалектов индоевропейской семьи языков выделяется протославянский язык (на поздней стадии - примерно в 1-7 вв. - называемый праславянским). Его наличие предполагает компактную территорию проживания, общее этническое и лингвистическое сознание у славян. Где жили протославяне и их потомки праславяне, - вопрос дискуссионный. И далее там же: Во-вторых, тесное родство славянских языков продиктовано относительной молодостью праславянского языка. Считается, что язык-основа существовал с 3 тысячелетия до н.э. до первой половины 1 тысячелетия н.э. К тому же уже обособленные славянские языки подверглись более или менее кардинальному расподоблению лишь к XIV веку. То есть славянский язык по данной концепции в течение примерно 4 тыс. лет существовал в "сторогой изоляции" выступая неким языком-изолятом типа баскского... Но с другой стороны, а если существовали некие "третьи" языки сохранявшие общность со славянским и позже, и обособившиеся не так давно, но затем в силу тех или иных обстоятельств исчезнувшие? И тут возникает вопрос традиционно трактуемых как балтские "лесных культур" языки которых нам неизвестны а балтскость определяется на основе топонимики и сходства этих культур с протопрусскими и протолитовско-латышскими. Кстати ряд лингвистов позиционируют прусский язык как промежуточный между собственно балтскими (литовский, латышский) и славянскими. В результате были подтверждены все основные традиционные положения балто-славянского языкознания: 1) славянские языки распадаются на три подгруппы (восточную, западную и южную), 2) расхождения между этими тремя подгруппами примерно одного уровня, 3) прусский язык, судя по всему, следует относить к особой группе, занимающей промежуточное положение между собственно балтийскими (литовским и латышским) и славянскими языками [19].... Как писал об этом В.Н. Топоров, "роль славянских лексических параллелей к прусскому языку исключительна", см.: Топоров В.Н. Прусский язык. Словарь. А - D. - М., 1975. - С. 5. http://www.philology.ru/linguistics1/dyachok-02b.htm#19 Далее, Старостин-младший датирует распад прото-восточнобалтского языка первыми веками до н.э. То есть опять же приняв разделение балтославянской общности в III тыс. до н.э. получим язык не дробившийся несколько тысячелетий, а затем внезапно разошедшийся на отдельные языки. То есть не все так просто. Имхо большинство языков Восточной Европы до нас просто не дошло, отчего наши представления об их эволюции крайне отрывочны и не полны. Еще далее. Я уже приводил пример долганов которые язык заимствовали из одного источника, а культуру из другого. Что означает, что корни славянской культуры и славянского языка не обязаны быть общими (впрочем и раздельными тоже не обязаны) По-видимому, к середине I тысячелетия до н. э., а возможно и раньше, у группы племен уже сформировались собственно славянские диалектные черты, достаточно отличавшие их от балтов. Иначе говоря, в это время сформировалось то языковое образование, которое принято называть праславянским языком. Это, опять же имхо, более логично. Хотя все равно между отделением от балтов и началом славянского расселения проходит тысячелетие в течение которого славяне ни археологически ни источниками не фиксируются. В общем на мой взгляд разделение славян и летто-литовцев действительно произошло давно. Но кроме них существовали и "промежуточные" народы - пруссы, днепровские "балты" и т.д. О взаимоотношении их языков с праславянским мы можем только догадываться. Изменено 15 апреля, 2008 пользователем Lestarh Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 15 апреля, 2008 #506 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 2Lestarh Позволю себе ряд комментариев на приведенные цитаты: да там полно и противоречий и прочего, этож выжимка из разных концепций То есть славянский язык по данной концепции в течение примерно 4 тыс. лет существовал в "сторогой изоляции" выступая неким языком-изолятом типа баскского... честно говоря не понял с чего такой вывод Но с другой стороны, а если существовали некие "третьи" языки сохранявшие общность со славянским и позже, и обособившиеся не так давно, но затем в силу тех или иных обстоятельств исчезнувшие? тут даже сложнее. а не были они например более рано обособившимися славянскими? (ну пра или прото), но в силу исчезновения до нас не дошедшими. И тут возникает вопрос традиционно трактуемых как балтские "лесных культур" языки которых нам неизвестны как я понимаю вообще нет одного мнения по поводу балто-славянская общность - начальный этап. или тесное взаимодействие в процессе развития двух разных общностей. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 15 апреля, 2008 #507 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 То есть славянский язык по данной концепции в течение примерно 4 тыс. лет существовал в "сторогой изоляции" выступая неким языком-изолятом типа баскского... ну вото тот-же Трубачев, резко против "Малые размеры праславянской территории, как и первоначальная бездиалектность праславянского языка, - это не доказанные истины, а предвзятые идеи." Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 15 апреля, 2008 #508 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 2 vergen честно говоря не понял с чего такой вывод С того, что от ближайших известных родственников обособился во II тыс. до н.э., а отдельные славянские языки возникли только во II н.э. Как мог язык сохранять единство и не дробится в течение столь длительного срока кроме как существуя в рамках компактной и однородной группы носителей? ну вото тот-же Трубачев, резко против "Малые размеры праславянской территории, как и первоначальная бездиалектность праславянского языка, - это не доказанные истины, а предвзятые идеи. И я против Только вот высокая монолитность славянского языка еще на рубеже I - II тыс. н.э. это реальный факт. Нету в нем значительных и различающихся диалектов Соответственно придется констатировать что эти диалектные различия были затерты в эпоху славянского расселения либо же их не было вообще. Я сторонник первой версии. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 15 апреля, 2008 #509 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 2Lestarh Соответственно придется констатировать что эти диалектные различия были затерты в эпоху славянского расселения либо же их не было вообще. Я сторонник первой версии. я тоже, т.к. вторая пмсм не реалистична. а по поводу балтов, я всегда в таких ситуациях теряюсь. авторы отставивают разные концепции, и фиг их поймет - кто из них прав, а кто нет. Ссылка на комментарий
kisselev Опубликовано 15 апреля, 2008 #510 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 2Lestarh И я против Только вот высокая монолитность славянского языка еще на рубеже I - II тыс. н.э. это реальный факт А на чем этот факт основан? Кроме записки Храбра и надписей типа знаменитой горухши, ни одного текста 10 века как будто нет. Не так много их и от 11 века. Даже если считать, что сравнение самых ранних из них убедительно показывает единство языка - не был ли это независимо от происхождения рукописи болгарский либо македонский, занявший по историческим причинам место своеобразной "латыни" образованных людей? Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 15 апреля, 2008 #511 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2008 (изменено) 2 kisselev А на чем этот факт основан? 1. На утверждениях современников о едином языке славян. 2. На деталях создания славянской письменности Кириллом и Мефодием. Они изучали язык в Македонии, а затем спокойно и без проблем проповедовали в Моравии. Созданные ими переводы сочетали южнославянские и некоторые моравские формы и успешно использовались по всему православному славянскому миру без специального перевода. 3. На реконструкции ранних славянских форм. 4. На анализе раннеславянских текстов ( хотя бы и XI века) Изменено 15 апреля, 2008 пользователем Lestarh Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 16 апреля, 2008 #512 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2008 2Lestarh а к вам вопрос. а когда у германцев язык перестал быть единым? не связано ли "единство" славянского языка (думаю всё же диалектов было полно) с отсутствием письменности? Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 16 апреля, 2008 #513 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2008 2vergen Свою Плетневу не нашел. Скачать можно здесь: (сцылко) Кстати, если там ссылка вдуг не работает, найти другую очень просто, надо просто в яндексе набрать "плетнева хазары скачать". Ты мог бы и сам давно это сделать Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 16 апреля, 2008 #514 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2008 (изменено) 2 vergen а когда у германцев язык перестал быть единым? Вот схема. Она в целом соответствует общим представлениям, но учитывая отсутствие общепризнанной методики определения колебания плюс-минус несколько столетий могут присутствовать. Плюс некоторые считают что готский и скандинавский образовывали некую общность противопоставленную западногерманским языкам. Также не учтены замысловатые отношения между нижненемецкими (континентально-саксонскими) диалектами и английским. http://starling.rinet.ru/images/germ.png не связано ли "единство" славянского языка (думаю всё же диалектов было полно) с отсутствием письменности? Возможно, но факт взаимопонимания славян разных племен и отсутствия видимых для внешнего наблюдателей диалектного дробления явно присутсвуют. Изменено 16 апреля, 2008 пользователем Lestarh Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 16 апреля, 2008 Автор #515 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2008 (изменено) Lestarh, vegren Соответственно придется констатировать что эти диалектные различия были затерты в эпоху славянского расселения Кстати говоря. Если принять эту точку зрения, то не являются ли полабы последними (из известных) представителями ранних диалектов (пра)славянского языка? Та же кровная вражда вильцев и ободритов может являться следствием того, что они были от разного «колена» славянского. Причем вильцы – это представители тех славянских групп, кто участвовал в последней волне славянского расселения. А ободриты – более ранние. Изменено 16 апреля, 2008 пользователем Сколот Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 16 апреля, 2008 #516 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2008 2jvarg Кстати, если там ссылка вдуг не работает, найти другую очень просто, надо просто в яндексе набрать "плетнева хазары скачать" ээх, это не много не та, надо про хазаро славянское приграничье Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 16 апреля, 2008 Автор #517 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2008 (изменено) vergen Плетнева "Хазары" в электронном виде http://russiancity.ru/ybooks/y1.htm А еще есть вот это на археология.ру (региться там надоть): Винников А.З., Плетнева С.А., На северных рубежах Хазарского Каганата. Маяцкое поселение, Воронеж, 1998 http://www.archeologia.ru/Library/Book/cac5873a2e75/page3 Изменено 16 апреля, 2008 пользователем Сколот Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 16 апреля, 2008 #518 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2008 2Сколот на археология.ру они меня не регят уже второй раз Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 16 апреля, 2008 #519 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2008 2Сколот Та же кровная вражда вильцев и ободритов может являться следствием того, что они были от разного «колена» славянского. Причем вильцы – это представители тех славянских групп, кто участвовал в последней волне славянского расселения. А ободриты – более ранние. Это уже здесь обсуждалось. В том смысле, что язык ободритов один из первых отделился от общеславянского массива, и Нестор вполне честно мог их не считать славянами, ввиду невзаимопонимаемости... Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 16 апреля, 2008 Автор #520 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2008 (изменено) jvarg Это уже здесь обсуждалось. В том смысле, что язык ободритов один из первых отделился от общеславянского массива, и Нестор вполне честно мог их не считать славянами, ввиду невзаимопонимаемости... Да и берестянные грамоты Новгорода свидетельствуют о разных диалектах полян Киева и словен. Но насколько различия этих диалектов существенны, чтобы можно было говорить о разных "коленах" славян севера Руси + полабов и остальных славян?!.. Изменено 16 апреля, 2008 пользователем Сколот Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 16 апреля, 2008 #521 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2008 2Сколот берестянные грамоты Новгорода свидетельствуют о разных диалектах полян Киева и словен. На основаниии полторых граффити в Софии. Тем паче, что в Софии вообще можно найти иллюзионы. Мы с Сашкой Монфором там мальтийские кресты нашли Ссылка на комментарий
rincip Опубликовано 20 апреля, 2008 #522 Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2008 2 Сколот Меня отругали ,пойду порыдаю. Ссылка на комментарий
kisselev Опубликовано 20 апреля, 2008 #523 Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2008 Да и берестянные грамоты Новгорода свидетельствуют о разных диалектах полян Киева и словен. Но насколько различия этих диалектов существенны, чтобы можно было говорить о разных "коленах" славян севера Руси + полабов и остальных славян?!.. 2Сколот Очевидно был общий "русский язык" (на самом деле одно из болгаро-македонских наречий), воспринятый на территории Киевской Руси как религиозный и официальный, который должны были более-менее знать грамотные люди. Вот как сейчас русский язык на котором говорят хорошие дикторы ТВ. Плюс к этому были территориально-племенные говоры, о близости которых к официальному языку судить трудно. Во всяком случае украинизмы появляются в югозападнорусских летописях чуть не с конца 13 века. По чисто формальным соображениям, если мы положим возникновение единого славянского языка на 5 век то от 5 до 11 600 лет, от 11 до 21 века 1000 лет, поэтому различия между территориальными наречиями могли быть раза в 2-3 меньше чем сейчас между русским и украинским. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 21 апреля, 2008 #524 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2008 2kisselev Очевидно был общий "русский язык" тут есть нюансы. то что дошло до нас - это ээ высокий стиль - т.е. письменная речь. каковы были различия в поле - фиг знает. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 21 апреля, 2008 #525 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2008 2 kisselev Очевидно был общий "русский язык" (на самом деле одно из болгаро-македонских наречий), воспринятый на территории Киевской Руси как религиозный и официальный, который должны были более-менее знать грамотные люди. Это собственно церковно-славянский. Он был основным письменным и официальным языком практически все средневековье и сохранял свои позиции в дальнейшем, пока его окончательно не вывели из этой роли петровские реформы. Следствие такой ситуации - масса южнославянизмов в русском. Плюс к этому были территориально-племенные говоры, о близости которых к официальному языку судить трудно. Во всяком случае украинизмы появляются в югозападнорусских летописях чуть не с конца 13 века. Да. Но единственный из них который более или менее зафиксирован письменно - древненовгородский, сохранившийся на берестяных грамотах. Про остальные можно в основном гадать. А с XIII - XV веков локальные диалекты начинают проникать в письменный язык не только в юго-западных, но и в прочих летописях. Видимо в силу того, что разговорный язык сильно отошел от церковнославянского и в ряде случаев (особенно в юридическом документообороте, реже в летописном официозе) стали писать "как говорят", а не "как положено". Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти