Прибалтийское язычество. - Страница 2 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Прибалтийское язычество.


Рекомендуемые сообщения

2 badbug

Почему ворон? Вороны это его спутники, но сам он с вороном вроде как не ассоциировался. Наоборот. Сага об Инглингах недвусмысленно называет его человеком после смерти ставшим божеством.

А.А. Хлевов в книге "Предвестники викингов" обращает внимание на эпизод из Младшей Эдды, где говорится, что Один всю еду со стола бросает своим волкам, а сам пьет только вино, которое служит ему и едой и питьем. По мнению Хлевова для исконно германского божества такой оборот нелогичен, ибо виноделие германцам никогда свойственно не было.

Ссылка на комментарий

2badbug:

Образ одноглазого странника в сопровождении воронов и волков достаточно поздний. Изначально Вотан - хтонический, судя по всему именно чудовищный ворон.
Для более интересного разговора нужны ссылки на источники - без предмета разговора не будет разговора :lol: .
Ссылка на комментарий

2 Leshiy

Образ одноглазого странника в сопровождении воронов и волков достаточно поздний. Изначально Вотан - хтонический, судя по всему именно чудовищный ворон.

Для более интересного разговора нужны ссылки на источники - без предмета разговора не будет разговора

 

Согласен. В ожидании источников выскажу пару мыслей.

Ворон как персонаж для индоевропейской мифологии вроде как не характерен. Ни у кого кроме германцев и, возможно, островных кельтов я его особой роли не припоминаю. Хотя возможно и ошибаюсь, если так, поправьте.

 

Далее, у того же Хлевова есть замечание, что на ранних вендельских изображениях фигурирует не ворон а некая обобщенная хищная птица, которая приобретает черты конкретно ворона позже, уже с переходом к эпохе викингов.

Ссылка на комментарий

Боюсь что источников тут никто не дождется. В нете вообще мало толковой инфы по язычеству.

Насколько я знаю ворон-один из посредников-медитаторов, способных путешествовать между тремя мирами-верхним, нижним и срединным(мидгард). Вороны нужны Вотану именно как связные, посредники. В Ст. Эдде насолько я помню есть места где Один посылает воронов с посланиями. Я думаю что культ Вотана ближе всего к древним культам Велеса-ящера. Оба хтонические божества, связанные с нижним миром и культом предков, оба маги, покровитель всякого богатства(скота). Оба изначально не персонифицированы. Оба носители древней мудрости. По моему связь довольно ясно прослеживается. Даже часть функций в поздних пантеонах совпадает. Насчет имени Волос-Вотан. похоже но не могу утверждать, не лингвист.

Короче ИМХО.

 

только при чем тут Балтская мифология? :)

Ссылка на комментарий

2 Hugin

только при чем тут Балтская мифология?

Ну мы эта... оффтопим помаленьку :D

 

Я думаю что культ Вотана ближе всего к древним культам Велеса-ящера.

Смущает идея последнего. Почему ящера. Построения Рыбакова на этот счет мне показались все таки не слишком убедительными (при всем уважении к академику). Ящер как образ нижнего мира очень популярен в финно-угорской изобразительной традиции, но его отношение к славянской мифологии, и конкретно к Велесу, имхо, не очень убедительно.

Велеса обычно все-таки сопоставляют со змеем, а не ящером.

 

. Оба хтонические божества, связанные с нижним миром и культом предков, оба маги, покровитель всякого богатства(скота). Оба изначально не персонифицированы. Оба носители древней мудрости. По моему связь довольно ясно прослеживается. Даже часть функций в поздних пантеонах совпадает.

А вот тут готов поспорить.

Один/Вотан не замечен в покровительстве богатству, это скорее "зона ответственности" Фрейра или Ньёрда, и о его связи со скотоводством я тоже ничего не слышал.

Хтоничность Одина также сомнительна, он повелевает не преисподней (там царствует Хель), а Вальгаллой. Его резиденция - небо, его эпитет "высокий". Наконец он ассоциируется с волками и воронами, которые сами не слишком хтоничны.

Зато Один ярко выраженный бог войны и битвы. Его имя возводится к германскому слову выражающему неистовство, вдохновение, ярость, тот самый латинский furor teutonicus, и современный немецкий Wut. Он покровитель как вдохновенных поэтов, так и берсерков.

Для Велеса подобные контаминации с войной и яростью вроде не отмечались. По ПВЛ он бог "народа" , а не "дружины", в то время как Один именно бог дружины, причем дружины в противопоставлении народу. Как отмечал тот же Хлевов, в функциях Одина нет ничего полезного простому земледельцу/рыбаку/охотнику. Его покровительство распространяется исключительно на войну и магию - занятия дружинной элиты.

 

В общем, имхо, явно не Велес.

Изменено пользователем Lestarh
Ссылка на комментарий

2Lestarh А возможно и так.

Только что то я не припомню, что Один выполнял роль бога войны. Это Тор. Я рко-выраженный громовержец и воин. Слово скот я употребил в смысле "Достаток, богатство". У скандинавов, достаток вполне мог ассоциироваться с войной. Ибо грабеж был для них нормой. А магия у них вроде считалась уделом ведьм, но никак не дружинников-воинов. Ящера оставим пожалуй на совести Рыбакова, тут я тоже не уверен.

В общем еще туманнее. Действительно, четких параллелей с индоевропейскими верованиями вроде как нет. Единственное-связь с магией, причем не только военной, а вообще любой. Кстати чертоги вальгаллы на небе-это поздняя штука, именно княжеско-дружинного пошиба и именно для отделения дружины от народа(Имхо).

Ссылка на комментарий

2 Hugin

Только что то я не припомню, что Один выполнял роль бога войны.

Выполнял. Правда и Тор тоже. Но Тор действительно классический индоевропейский громовержец с молотом на колеснице, а вот Один фигура довольно своеобразная. Кстати его привычка ездить верхом наводит на мысль о более позднем появлении данного образа.

 

У скандинавов, достаток вполне мог ассоциироваться с войной. Ибо грабеж был для них нормой.

Не знаю, не знаю. Грабеж чужаков был нормой для большинства народов на этой стадии развития.

 

А магия у них вроде считалась уделом ведьм, но никак не дружинников-воинов.

А вот это интересный момент. В саге "перебранка Локи" он как раз пеняет Одину на женоподобие, и именно за занятия таким женским делом как колдовство:

А сам ты, я слышал,

на острове Самсей,

как ведьма, бил в барабаны.,

жил, ворожея,

у людей в услуженье, —

сам ты бабоподобный муж.

http://norse.ulver.com/edda/tichomirov/lokasenna.html

 

Вобще, как уже было замечено исследователями, Один носитель несколько специфической азиатско-шаманской традиции, не характерной для собственно индоевропейцев.

Ссылка на комментарий

2Lestarh

Ворон как персонаж для индоевропейской мифологии вроде как не характерен. Ни у кого кроме германцев и, возможно, островных кельтов я его особой роли не припоминаю. Хотя возможно и ошибаюсь, если так, поправьте.

 

Ворон может быть позднейшим понятием. Сначала просто полухищиная полупадальная птица.

Как лебеди - по сути в мифах не лебеди - а водоплавующие птицы

Ссылка на комментарий

2 Lestarh

"Кстати его привычка ездить верхом наводит на мысль о более позднем появлении данного образа."

 

Не соглащусь. Верховая езда не может считаться признаком "младости" Одина. Лошадь-одно из первых одомашненных животных. Возможно Образ одина верхом на коне и остался у скандинавов от древнейшего их кочевого прошлого. Кстати и образ мужа-мага древнейший. Из этнографии известно, что носителями сакральных знаний всегда сначала являются мужчины, потом при угасании традиции и культов, они переходят к женщинам, потом остаются в виде детских игр. Кстати множество наших сегодняшних детских игр во времена оные были магичекими ритуалами.

Именно из-за связи с магией я и провожу параллели Один-Велес.

 

Один выполнял не функции бога войны. Он был скорее олицетворением порядка, которыйассоциировался именно с конунгом и дружиной, как основными административными еденицами германцев. Вспомните Ст Эдду, где именно Один разделяет мир на Мидгард, асгард и етунхейм. Создает порядок в противовес изначальному хаосу.

Ссылка на комментарий

2Hugin

Из этнографии известно, что носителями сакральных знаний всегда сначала являются мужчины, потом при угасании традиции и культов, они переходят к женщинам,

 

Вы уверены? А нет разве разделения изначально магии на мужскую(охота-сила-удача) и женскую(дети-здоровье-жизнь)?

 

 

 

Вообще то вдохновение, типа поэзии, боевой ярости и шаманского экстаза всеми народами древности относилось именно к магии.

 

я к чему. А не может ли Один быть столь оригинален - так-как он возник во многом как бог скальдов и прочих безумцев:) ? Т.е. появилась жреческо-творческая прослойка - которая постепенно и создала и вознесла своего бога на верх пантеона.

Ведь отдельно в Одине ничего особенного (физический урод - Гермес, на конях - вообще полно (хоть Гелиос), со спутниками в роли птиц и зверей - опять же кучи.)

А тут всё в месте. есть некоторая эээ искуственность.

Ссылка на комментарий

2 Hugin

Не соглащусь. Верховая езда не может считаться признаком "младости" Одина. Лошадь-одно из первых одомашненных животных.

Камрад xcb уже вкратце ответил. По современным представлениям, лошадь в Евразии сначала запрягли, а уж потом оседлали. Соотвественно образ колесничного воина восходит к более архаичным временам, нежели образ воина-всадника.

 

Один выполнял не функции бога войны.

Уже говорил, что деление богов по признаку функции - явление позднее, и, имхо, продукт деятельности позднеантичных философов, стремившихся примирить мифы и философию. В реальных культах боги могут иметь определенную сферу специализации, но эти сферы запросто могут пересекаться, и за одну сферу может "отвечать" несколько божеств одновременно.

В скандинавской традиции Один в очень большой степени бог-воин.

 

Именно из-за связи с магией я и провожу параллели Один-Велес.

Тогда можно поподробнее о Велесе и его связи с магией. Я не очень хорошо владию вопросом. Заодно приблизимся к теме дискуссии :) У балтов Велс/Велняс был. Вот его вроде с магией соотносили, но на основании поздних и косвенных свидетельств.

 

2 vergen

А не может ли Один быть столь оригинален - так-как он возник во многом как бог скальдов и прочих безумцев

Может. Собственно я гну к тому, что это либо оригинальный образ возникший именно у германцев (и возможно имевший реальный прототип в виде конкретного удачливого вождя), либо заимствованный у кого-то из соседей не индоевропейцев.

 

Ведь отдельно в Одине ничего особенного (физический урод - Гермес, на конях - вообще полно (хоть Гелиос), со спутниками в роли птиц и зверей - опять же кучи.)

Особенность в том, что для индоевропейских богов характерно передвижение в колесницах - Перун, Тор, Зевс, тот же Гелиос, а никак не верхом. Меня смутило именно то, что он подчеркнуто ездит верхом на Слейпнире, а не запрягая того в колесницу.

Ссылка на комментарий
Меня смутило именно то, что он подчеркнуто ездит верхом на Слейпнире

 

есть у греков герой оседлавший крылатую лошадку, у кельтов емнип.

Но да - это показатель более позднего периода.

Ссылка на комментарий

2Lestarh

Тогда можно поподробнее о Велесе и его связи с магией. Я не очень хорошо владию вопросом. Заодно приблизимся к теме дискуссии  У балтов Велс/Велняс был. Вот его вроде с магией соотносили, но на основании поздних и косвенных свидетельств.

А покажите кто этим вопросом хорошо владеет? :)

К сожалению документальные данные по родному язычеству почти отсутствуют. Можно только спорить до хрипоты да трактовать все как угодно. С балтским язычеством сходная картина.

Велес вообще-очень земное божество. Это и культы плодородия, аграрная магия и в какой-то мере шаманизм, да и вообще все что связано с выживанием общины. Это и культ предков во всех его проявлениях. Большинство всех магических действий направлены именно на выживание общины. Чтобы жито родилось, детишки не болели итд. Это вообще-то и есть магия, а не то что сейчас под этим словом часто понимают. И велес был олицетворением именно магии в ее изначальном виде. Обратите внимание что именно волхвы-жрецы велеса а может и рода, сохранились в народной памяти как носители магических знаний. Не знаю, возможно они и умели там громом из задницы греметь и файерболлами плеваться но в основном занимались поддержанием жизни общины, то есть были носителями специфических знаний и о нижнем мире и мире природе и об обществе и что надо делать чтобы все было хорошо и всем было сыто.

2vergen

Вы уверены? А нет разве разделения изначально магии на мужскую(охота-сила-удача) и женскую(дети-здоровье-жизнь)?

Не стоит так обобщать. Все эти сферы пересекаются. Неверная постановка вопроса.

Возможно я неверно выразился в посте. Я имел в виду что ритуалы изначально принадлежавшие мужчинам с вырождением культа переходят женщинам-детям. Это вообще то верно для патриархальных обществ, где ведущую роль имеют все-таки мужчины.

2xcb

Однако, первоначальны колесницы, а потом уже всадники.

Вообще да. Об этом я не подумал. Спасибо.

2Lestarh

Уже говорил, что деление богов по признаку функции - явление позднее, и, имхо, продукт деятельности позднеантичных философов, стремившихся примирить мифы и философию. В реальных культах боги могут иметь определенную сферу специализации, но эти сферы запросто могут пересекаться, и за одну сферу может "отвечать" несколько божеств одновременно.

Так и есть. И когда мы говорим о "функциях" какого-либо божества то все это весьма условно.

Вообще интересно, балтская мифология сильно отличается от славянской? Я с ней плохо знаком и вообще как то ее от славянской не отделяю. На мой взгляд они почти не различаются.

Ссылка на комментарий

2 Hugin

Честно говоря толком со славянской мифологией видимо никто не знаком, ибо аутентичных источников в принципе не сохранилось. Все что о ней известно это либо очень отрывочные записи немецких хронистов, которых в основном интересовало описание культа а не его суть. Плюс поучения против язычества также не слишком вдававшихся в детали авторов, и экстраполяции на основе фольклора, записанного в XIX веке.

Ряд параллелей с балтийской есть - образ Перуна, возможно Велеса, впрочем о нем известно мало, и подозреваю, что многое в его образ вписано по аналогии с балтским Велсом.

Ссылка на комментарий

2Lestarh

Честно говоря толком со славянской мифологией видимо никто не знаком, ибо аутентичных источников в принципе не сохранилось.

Источников сколько угодно. Только все они не документальные к сожалению. Вообще у нас огромное количество этнографических сборов, которые еще толком никто не обработал. Песни, сказки, поверья, детские игры, пляски итд. Другое дело чтобы что то в этих источниках найти надо знать что ты ищешь. Мелкоскоп настроить.

Ссылка на комментарий

Для меня например в свое время стали откровением нередактированные записи сказок того-же Афанасьева. Когда сказка про курочку рябу начинается со слов "Жил был дед да баба..." Не жили а именно жил :). То ест дед жил, а баба не поймешь что. Сначала подумал-опечатка. И в сказке явно показывается какое-то божество, скорее всего Род.

Ссылка на комментарий

2 Hugin

Фольклор не столь уж стабилен. Практически все записи для славянских территорий это XIX век. В то, что за тысячу лет христианства и культурного влияния соседей ничего не изменилось, честно говоря, не поверю.

Кроме того, не забывайте о том, что русские в очень немалой степени потомки финно-угров и балтов. Многие черты русской культуры, особенно северной, имеют скорее финские параллели, чем собственно славянские. Соответственно, что в фольклоре от славян, что от балтов и финнов, тоже еще вопрос.

Не следут исключать и влияние христианской, византийской и европейской культур, сначала на горожан, а затем и на сельское население.

 

В силу этого экстраполяции на базе фольклорных данных можно рассматривать как дополнение либо косвенные источники, но не более того.

Ссылка на комментарий

2 Hugin

Ну я, собственно, это и говорил :cheers:

 

Из европейских мифологий более или менее известны греческая и римская (тут понятно), островная кельтская (повезло с ирландскими монахами), исландская версия скандинавской (опять те же монахи подсуетились :) ), и, возможно, балтская (ей повезло дожить почти до конца Средневековья). В отношении остальных - темно и непонятно :(

Ссылка на комментарий

2Lestarh

Тут еще плохо что сами собиратели фольклора частенько в погоне за экзотикой не замечают важных и интересных вещей. Примелькалось, выросли с этим. К тому же большинство из них были естественнонаучниками, что для 19-20 века было и модно и безопасно, и просто не в состоянии были понять мировоззрение людей-носителей этого самого фольклора. Это все равно что бабочек на булавки пришпиливать. Красиво, познавательно, но трупы.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.