Leshiy Опубликовано 2 июня, 2007 #1 Поделиться Опубликовано 2 июня, 2007 (изменено) Так как поиск на форуме не выдал темы о Литве и историчности М2ТВ, то открыл новую тему. Как обычно сыр-бор начался из-за творения СА. Начало здесь. Спорить не с кем ни хочется, хочется почитать что-нибудь серьёзное о прибалтийских традиционных верованиях (не путать с неоязычеством). В частности интересует латышский, литовский и эстонские пантеоны богов. Если по Древней Руси рулит Рыбаков, то тут я теряюсь - Яндекс и Гугл упорно выдают в запросах, что Dievas это имя собственное верховного божества (вроде Одина или Сварога), камрады утверждают, что это имя нарицательное и обозначает бога вообще. http://fantalov.boom.ru/gods1.htm Интересная картинка. Возможно всё объяснит Фасмер и его словарь Further etymology: Родственно ди́кий; см. Мейе, Et. 363, 378 и сл.; Зубатый, AfslPh 16, 389 и сл.; Траутман, BSW 54; Бернекер 1, 202 и сл. Далее, возм., сюда же лтш. dìevs "небо, бог", dieva zuosis "дикие гуси", лит. diẽvas, др.-прусск. deiw(a)s, др.-инд. dēvás "бог", см. М. -- Э. 1, 485 и сл. Т. е., небо=божество неба=бог или так небо->божество неба->бог. Рискну предположить, что за тысячу лет, слово могло поменять своё значение - тысячу лет назад Диевас мог быть божеством неба, после усиления роли христианства диевас мог превратиться в бога вообще. Сто пятьдесят лет назад хулиганом никто бы не назвал забияку и драчуна. Только благодаря задиритости и желанию почесать кулаки мистера Хулигана мы имеем такой термин. Вобщем нужна инфа, подробная. На всякий случай отмечаю что речь идёт о значении этого слова 600-900 лет наазад. Изменено 2 июня, 2007 пользователем Leshiy Ссылка на комментарий
Sviatogor Опубликовано 3 июня, 2007 #2 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2007 Как я уже говорил, Dievas - имя нарицательное бога. Верховным богом балтов, в частности литовцев, был Перкунас (Perkūnas) - Перун по-нашему, бог грома и молнии, своего рода аналог греческого Зевса. Эти верования были за долго до возникновения христианства. Например, г.Кернаве - древняя столица Литвы. Поселения людей по данным археологов там были за несколько тысяч лет до нашей эры. Предметы быта и идолы божества указывают, что верования в Перкунаса уже были в то время (Информация по данным музея в г. Кернаве). Ссылка на комментарий
Makaveli Опубликовано 3 июня, 2007 #3 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2007 2Leshiy По языческим богам по Латвии, много информации, но она на латышском языке, я тебе ссылку дам где написана на русском. http://skola.ogreland.lv/istorija/ Если что не понятно. то пиши у меня друг учитель по истории Латвии. Чем сможем поможем. Ссылка на комментарий
Leshiy Опубликовано 3 июня, 2007 Автор #4 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2007 2Sviatogor: Как я уже говорил Я тоже много чего могу сказать . Прошу ссылку!Совсем не обязательно, что изначально Перкунас высшее божество - в греческой и римской мифологии сначала верховным божеством был не Зевс/Юпитер, а Уран/(как у римлян не помню). У славян, изначально Сварог старший бог, Перун стал главным в понтеоне после возникновения и возвышения воинского сословия. 2Makaveli: И опять - Диевс - Бог Неба. Бог. Молодой красивый мужчина, живущий на небесах, обликом похожий на царственную особу, носящий серебристый плащ. Он спускается с небес на Землю, дабы пахать, сеять, истреблять сорную траву, охотиться, варить пиво. Его главные помощники на земле - сыновья Бога. Это близнецы, чаще всего являвшиеся в облике сивых жеребцов, запряженных в солнечную колесницу. Знак Диевса - треугольник или крючок направленный вверх. этот знак имеет большой символический смысл: привлекает божественные силы, дает творческий заряд. Наши предки знаку Диевса относились с большим уважением. Языковеды считают, что слово "диевс" изначально означало "небеса". В свзяи с с/х культом, древние балты или даже прото балты поклонялись небу - от дождей зависел урожай. Постепенно небо наделили человеческими чертами и появился бог неба. При христианизации могла произойти трансформация из Бога Неба в Бога христианского. ИМХО. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 3 июня, 2007 #5 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2007 По истории вопроса и лингвистике. Dievas восходит к общеиндоевропейскому термину обозначавшему небесное божество (Зевс от того же корня, даже Юпитер оттуда же, исходно он Iovis pater). Цитата, увы, пока подвернулась только из Википедии: Бог ясного неба, чьё имя почти во всех своих вариантах восходит к праиндоевропейскому deiuo- «дневное, сияющее небо»: греческий Зевс, индийский Дьяус, балтский Диевас, германский Тиу, кельтский Тевтат, хеттский Тиват, этрусский Тин, вероятно, является наиболее древним мужским персонажем пантеона. Ссылка на комментарий
Leshiy Опубликовано 3 июня, 2007 Автор #6 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2007 2Lestarh: Собственно я про то же самое. ИМХО, налицо трансформация небо->бог неба->бог вообще. Ссылка на комментарий
badbug Опубликовано 4 июня, 2007 #7 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 Dievas это имя собственное верховного божества (вроде Одина или Сварога), камрады утверждают, что это имя нарицательное и обозначает бога вообще. Собственно, правы обе стороны. Как Вы и предположили, произошла трансформация имени божества в слово "бог". Источников, однако, почти нет. В основном устное народное творчество, довольно позднее. А оно сами понимаете какой источник. Вот тут можно посмотреть книгу Кулакова "История пруссов", есть глава о верованиях. Автор хоть и маленько ругаем специалистами, но все же общее представление дает. Также можете спросить инфы на форуме сайта "Средневековые замки Латвии". Помогут. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 4 июня, 2007 #8 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 Кстати, это вообще всеобщая тенденция: с возникновением государства резко поднимается культ бога-громовержца. Независимо от того, как он называется. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 4 июня, 2007 #9 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 2 jvarg Кстати, это вообще всеобщая тенденция: с возникновением государства резко поднимается культ бога-громовержца. Независимо от того, как он называется. Просто, насколько я понимаю, у индоевропейцев власть и война относились именно к сфере "ответственности" громовержца. Соответственно выдвигалось то божество, которое "отвечало" за основные функции государства. Исключение германцы, у которых в роли военно-дружинного божества выступал Один/Вотан слегка оттеснивший громовержца Тора. Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 4 июня, 2007 #10 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 2jvarg Кстати, это вообще всеобщая тенденция: с возникновением государства резко поднимается культ бога-громовержца. Независимо от того, как он называется. У индоевропейцев? Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 4 июня, 2007 #11 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 2Lestarh Просто, насколько я понимаю, у индоевропейцев власть и война относились именно к сфере "ответственности" громовержца. Соответственно выдвигалось то божество, которое "отвечало" за основные функции государства. Не согласен. Если следовать Вашей логике, то верховным Божеством у римлян/греков должен бы стать Марс/Арес - а в реале стал Юпитер/Зевс. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 4 июня, 2007 #12 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 2jvarg нее Зевс Именно и есть громовержец! он верховным и стал. Арес надо так понимать более поздний и более специализированный. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 4 июня, 2007 #13 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 Так ведь Lestarh утверждает, что с возникновением государства выдвигается Бог Войны, а не Бог-громовержец. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 4 июня, 2007 #14 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 2jvarg Так ведь Lestarh утверждает, что с возникновением государства выдвигается Бог Войны, а не Бог-громовержец. Видно, у греко-римлян эти функции чуть позже разделились. Ссылка на комментарий
Sviatogor Опубликовано 4 июня, 2007 #15 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 (изменено) 2 Leshiy Я тоже много чего могу сказать . Прошу ссылку!Совсем не обязательно, что изначально Перкунас высшее божество - в греческой и римской мифологии сначала верховным божеством был не Зевс/Юпитер, а Уран/(как у римлян не помню). У славян, изначально Сварог старший бог, Перун стал главным в понтеоне после возникновения и возвышения воинского сословия. Ссылку на электронную версию дать не могу - у меня ее нет. Информация взята из энциклопедии по истории Литвы. А на счет греков - так это только аналогия. Изменено 4 июня, 2007 пользователем Sviatogor Ссылка на комментарий
Leshiy Опубликовано 4 июня, 2007 Автор #16 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 2Lestarh: Исключение германцы, у которых в роли военно-дружинного божества выступал Один/Вотан слегка оттеснивший громовержца Тора. Спорное утверждение. При Гастингсе многие датчане, емнип, были вооружены каменными секирами - настолько они были уверенны в помощи Тора. Громвержец теснит Бога Неба вместе с переходом власти от старейшин с/х общины, где хорошая погода залог урожая, а значит и выживаемости. Учитывая климат скандинавских стран, с/х там не так развито как в других регионах, верховное божество изначально не слишком тесно связанно с небом, а больше связано с морем, охотой и конечно войной. ИМХО. 2jvarg: Если следовать Вашей логике, то верховным Божеством у римлян/греков должен бы стать Марс/Арес - а в реале стал Юпитер/Зевс. Громовержец - верховный бог в компетенцию которого входит война, т. е. громовержец становится верховным богом, там где война является обязательным элементом жизни - постоянные войны, постоянные дружины, но помимо войн ещё есть ещё торговля, с/х, налоги. В тех культурах, где роль военных действий на порядок больше чем в других культурах появляются узкоспециализированные боги войны. Такие есть и у словян.Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»У славянского племени лютичей лев был символом бога войны Радогоста, который почитался как третье воплощение Даждьбога. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Святовит, (Световид) бог земли и войны у западн. славян на острове Рюгене; храм его в Арконе. Сведения о нем у хронистов Гельмольда и Саксона Грамматика. 2Sviatogor: Информация взята из энциклопедии по истории Литвы. Насколько подробно в этом учебнике освящены традиционные культура и религия литовцев? Что то подсказывает мне, что текста там не более чем на поллиста. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 4 июня, 2007 #17 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 2 jvarg Так ведь Lestarh утверждает, что с возникновением государства выдвигается Бог Войны, а не Бог-громовержец. Не совсем, я имел божество власти и войны. Зевс и Юпитер это именно божества власти, в том числе и ее военной функции. С Марсом и Аресом все сложнее. Во-первых, четкое функциональное распределение божеств явление довольно позднее. Во-вторых. Про Марса навскидку не помню, хотя он был крайне популярен в Риме. Кстати Ромул и Рэм, емнип, его сыновья Арес. Это не совсем божество войны, точнее не единственное. Опять же насколько я помню, у греков было два аспекта войны - война как неистовство, ярость и жестокость - это Арес, и война как искусство, стратегия, тактика - это Афина. 2 Leshiy Спорное утверждение. При Гастингсе многие датчане, емнип, были вооружены каменными секирами - настолько они были уверенны в помощи Тора. Про каменные секиры, честно говоря не слышал, равно как и датчанах при Гастингсе. Но в остальном не спорю, Тор оставался крайне популярен среди простых воинов. Также как, видимо, и Фрейр в среде крестьян-земледельцев. Но тем не менее, статус наиболее популярного персонажа для военной элиты приобрел все-таки Вотан/Один, культ которого вообще-то не находит явных полных параллелей в известных индоевропейских традициях (ну разве, что кельтские боги с жертвоприношениями повешением, но о них толком то тоже ничего не известно). Ссылка на комментарий
Leshiy Опубликовано 4 июня, 2007 Автор #18 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 (изменено) 2Lestarh: Про каменные топоры прочитал здесь и ещё где-то. Предпочесть стальным секирам каменные могли только искренне верящие в сакральность этого оружия. Следовательно в армии Гарольда были представители язычников-скандинавов. А так как К концу 8 в. Англия стала объектом нападений северных народов, скандинавов, которым англичане дали общее название — датчане. скандинавов, вторгавшихся главным образом из Дании и известных в английской истории под именем датчан то посчитал возможным данный термин, тыщу лет назад, на Руси немцами называли иностранцев. Источник 1, источник 2. Изменено 4 июня, 2007 пользователем Leshiy Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 4 июня, 2007 #19 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 2 Leshiy Следовательно в армии Гарольда были представители язычников-скандинавов. А так как К концу 8 в. Англия стала объектом нападений северных народов, скандинавов, которым англичане дали общее название — датчане. скандинавов, вторгавшихся главным образом из Дании и известных в английской истории под именем датчан то посчитал возможным данный термин, тыщу лет назад, на Руси немцами называли иностранцев. Гарольд вообще-то король англо-саксов, которые датчан на дух не переносили и уже лет триста-четыреста как крестились В общем немного не понял. Про каменные топоры прочитал здесь Честно говоря фраза: Кроме того, значительная часть саксов была вооружена каменными топорами и не имела хорошего защитного вооружения. меня крепко озадачила. Первый раз слышу, чтобы англо-саксонская армия практически середины средневековья пользовалась каменными топорами, да еще и в своей "значительной части" Ссылка на комментарий
Leshiy Опубликовано 4 июня, 2007 Автор #20 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 2Lestarh: То что Гарольд боролся с "датчанами", ещё не значит, что в дружине Гарольда не было "датчан". Лишь бы человек умел железкой махать, а а кто он датчанин, англ, сакс или валлиец - вопрос десятый. Термин "хускарл" (huskarll, huskarle), обозначавший гвардию англосаксонских королей в 1018-1066, произошел от двух датских слов: "хус" – двор, и "карл" – крестьянин, мужик, парень. Происхождение хускарлов обычно связывают с могучим пиратским братством славяно-скандинавских викингов Комплектовались хускарлы изначально по большей части из датчан и балтийских славян-вендов (составлявших основную часть братства йомсвикингов), и датский элемент сохранялся в гвардии до последних лет ее существования Вильгельм Малмсберийский упоминает "наемников и оплачиваемых воинов" как основу армии Гарольда при Гастингсе. Королевские саги, "Хеймскрингла" и "Моркинскинна", говорят о храбром и могучем войске "тингаманнов" при Стэмфорд-Бридже. Как мы уже знаем, "тингаманны" были синонимом хускарлов. Несомненно, отдельные воины этой гвардии пережили день Гастингса и упоминаются среди мятежников еще в 1070, но их корпоративная организация перестала существовать после этой битвы. Полный вариант статьи о хускарлах. Про хускарлов Гарольда в частности тоже есть. Про каменные топоры ни слова. Кажется археологи находили такие, то ли в могилах, то ли на полях сражений, не помню где читал. По статье, армия была не англо-саксонская, а англо-саксонско-датско-норвежско-шведская с вероятностью вхождения в её состав представителей балтских и славянских народов. В статье упминается, что среди йомсвинигов были славяне и балты, возможно под их влиянием, Тор вытесняет Тиу и Вотана. Интересным представляется тот факт, что Тиу имеет второе имя созвучное с Тором - Тюр. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 4 июня, 2007 #21 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2007 2 Leshiy Принципиальную возможность наличия скандинавов в армии Гарольда я отрицать не буду (хотя для армии только что разгромившей при Стамфорд Бридже норвежско-исландско соединения Харальда Хардрады это все же выглядит несколько странным). Но это еще не повод называть англо-саксов датчанами, с чего, если Вы помните, весь этот спор и начался Интересным представляется тот факт, что Тиу имеет второе имя созвучное с Тором - Тюр. Насколько я помню, Тиу - западногерманская форма (саксонская), Тюр - скандинавская (исландская). Аналогично Вотан и Один. Просто диалектные различия. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 5 июня, 2007 #22 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2007 2Lestarh Вотан/Один, культ которого вообще-то не находит явных полных параллелей в известных индоевропейских традициях Мое личное мнение, что у Одина был какой-то реальный прототип-человек. Слишком уж он "очеловеченный" для божества. Хотя доказать я этого не могу. Ссылка на комментарий
Leshiy Опубликовано 5 июня, 2007 Автор #23 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2007 2Lestarh: это еще не повод называть англо-саксов датчанами Я не называл ангов и саксов датчанами :bleh: Я написал о датчанах в войске Гарольда в битве при Гастингсе, подразумевая, под датчанами викингов, используя английскую лексику Средневековья. хотя для армии только что разгромившей при Стамфорд Бридже норвежско-исландско соединения Харальда Хардрады это все же выглядит несколько странным Хммм. Междоусобица на Руси не выглядет странной, бандиские разборки и войны мафии не выглядят странными. ИМХО, наооборот - очень даже нормально выглядит ситуация - английскому королю не надо рисковать своими людьми. Монеты это монеты, а вот крестьяне это те кто богатство преумножает. Прошу не путать датчан-народ и датчан-викингов. Дабы не посыпались "разоблачения" напомню, что скандинавов, вторгавшихся главным образом из Дании и известных в английской истории под именем датчан. Предлагаю закончить с оффтопом и перейти к основной теме . Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 5 июня, 2007 #24 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2007 2 Leshiy Предлагаю закончить с оффтопом и перейти к основной теме Поддерживаю 2 jvarg Мое личное мнение, что у Одина был какой-то реальный прототип-человек. Слишком уж он "очеловеченный" для божества. Вполне возможно. Персонаж действительно очень колоритный. Ссылка на комментарий
badbug Опубликовано 5 июня, 2007 #25 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2007 Мое личное мнение, что у Одина был какой-то реальный прототип-человек. Слишком уж он "очеловеченный" для божества. Почему человек? Ворон! ЕМНИП - изначально Вотан не персонифицировался. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти