Троянская война - Страница 70 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Троянская война


Августина

Рекомендуемые сообщения

2Akilov I.V.

В Одиссее есть две - фантастические странствия и "мыльная опера" прибытия домой. Поскольку вторая, явно позднее наслоение

Это по Клейну , результат Вашего собственного анализа или по каким-либо другим работам?

Ссылка на комментарий
  • Ответов 3.8т
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • xcb

    276

  • Akilov I.V.

    1166

  • Тиресий

    711

  • DmitrSh

    249

2Akilov I.V.

Но человеку, читавшему обе поэмы, вполне ясно, что персонаж с именем Полифем не может относиться к какому-то прото-слою, но является продуктом творчества того поэта, который редактировал обе поэмы, т.е. Гомера.

А мне это совсем не ясно. Почему не может? Кстати Илиаду скорее всего Гомер не редактировал, а компилировал в том числе и из Одиссеи.

 

Но как бы то ни было, странствия Одиссея плохо ложатся, если вообще ложатся, на исторические реалии коллапса микенского мира - нет никаких миграций и беспорядков или же предчувствия их.

А вот здесь совершенно согласен. Совершенно не ложатся, сплошное просперити. В отличии от Илиады, где о будущей гибели Микен известно. Поэтому и вопрос по керамике IIIC - насколько она ниже по уровню, чем IIIB?

Ссылка на комментарий

2Тиресий

в Одиссее статистический анализ не очень убедителен, но тем не менее даже в этом виде он, с моей точки зрения, совершенно исключает "фольклорно-мифологическую" версию самого Клейна.

У Клейна всё сводится к странным выводам, что любой герой или героиня это какой-то местечковый бог, с этим я категорически не согласен. В истории вседа просматривается тенденция к обожествлению героя, нежели обратное.

Ведь Агамемнон по Одиссее возвращаться в Микены не может никак, из Гиссарлыка мимо Малеи разве, что по Северному морскому пути можно было на корабле в Микены попасть. И даже отбросив Гиссарлык, но оставив Малую Азию не получается. А ведь Малея одно из немногих мест Пелопонеса с большой вероятностью сохранивших свое название.

Даже если допустить, что Малея данного пассажа Лаконская, а не Лесбосская, и не Фессалийская, а "участок Фиеста" на "самом крае земли" - это Кифера, опираясь на Аполлодора, то Агамемнона вполне могло туда зашвырнуть бурей. Другое дело, что дальнейший текст полностью опровергает такое географическое толкование. Там сказано, что на участке Фиеста в тот момент жил Эгист, в доме же Эгиста Агамемнон позже и принял смерть, но целует он родную землю, т.е. Пелопонесскую. Но т.к. убит Агамемнон в доме Эгиста Эгистом же (который в этот момент живёт на "уч. Ф.") всё только запутывается. За Фиестом и Эгистом конечно числилась ещё Мидея в Арголиде, но это не "край земли"... Короче, тёмное место. Да и ещё вопрос, лаконская ли Малея имеется ввиду или какая-то другая: их же много могло быть, раз мы знаем аж три.

Интересно узнать, а как Вы понимаете данный пассаж в Одиссее?

Трудно поверить, что автор позднего текста или, точнее, редакции текста совсем уж не знал географии. Скорее он уже просто не понимал истории.

А можно поподробнее?

Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Даже если допустить, что Малея данного пассажа Лаконская, а не Лесбосская, и не Фессалийская

Это видно по использованию Малеи в других контекстах, где корабли Одиссея уносит от Пелопоннеса на юг, запад или юго-запад, а корабли Менелая на Кипр.

 

Теперь о истории с географией.

Я исхожу из того, сама идея очень старая, еще Геллаником активно использовавшаяся, что и Гомер и последующие редакторы и интерпретаторы вроде Шлимана и Блегена географию знали прекрасно. Это хорошо видно по некоторым очень точным деталям в явных вставках, например в "отлете душ" после бойни во дворце Одиссея. Но они знали географию в современной им топонимике, в то время как текст Одиссеи и тексты на основе которых писалась Илиада написаны на основе старой топонимики, к моменту обработки не просто совершенно забытой, в этом бы было пол беды, но мигрировавшей вместе с населением из-за чего часто возникает путаница, когда точное старое описание песчаного трифилийского Пилоса с его бесконечным, уходящим за горизонт широким песчаным берегом, накладывается на слишком далекий от любого варианта Итаки и Алфея "Пилос Мессенский", который "песчаным" даже с большой натяжкой назвать сложно. Некоторые совершенно разные объекты при компиляции и редакциях отождествляются в одном, часто не имеющем отношения ни к одному из реальных. Добавьте сюда далеко не однозначную интерпретацию Эреба и Цофона как запада, при том, что в семитских языках Цафон интерпретировался как север, хотя и семитам было не известно почему именно так, а не иначе. Ну и наконец многие ошибочные интерпретации благодаря авторитету Гомера сами могли стать современными топонимами, вроде Маронеи во Фракии.

Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Кстати по поводу Мидеи и Фиеста - дорийские жители Мидеи, опираясь на эпос, могли просто интерпретировать одну из старых могил как могилу Фиеста. Павсаний очень добросовестен, и передает то, что действительно слышал, но это не значит, что история о могиле Фиеста отражает реальность.

В конце концов, интерпретируют же жители Гозо одну из пещер как пещеру Калипсо, а туристические путеводители, мелкие "наследники" Павсания это с большим воодушевлением повторяют в миллионах экземпляров, но делать из этого вывод, что Гозо это остров Калипсо я бы не стал.

Изменено пользователем Тиресий
Ссылка на комментарий

2Тиресий

Но они знали географию в современной им топонимике, в то время как текст Одиссеи и тексты на основе которых писалась Илиада написаны на основе старой топонимики, к моменту обработки не просто совершенно забытой, в этом бы было пол беды, но мигрировавшей вместе с населением из-за чего часто возникает путаница, когда точное старое описание песчаного трифилийского Пилоса с его бесконечным, уходящим за горизонт широким песчаным берегом, накладывается на слишком далекий от любого варианта Итаки и Алфея "Пилос Мессенский", который "песчаным" даже с большой натяжкой назвать сложно.

А не учитываете возможность того, что до Гомера дошло только название Пилоса, без географических деталей? А Гомер из каких-то негеографических соображений решил, что Несторов Пилос - трифилийский. В результате он, с его знаниями современной ему географии, описал именно географию трифилийского Пилоса.

Ссылка на комментарий

2DmitrSh

А не учитываете возможность того, что до Гомера дошло только название Пилоса, без географических деталей? А Гомер из каких-то негеографических соображений решил, что Несторов Пилос - трифилийский. В результате он, с его знаниями современной ему географии, описал именно географию трифилийского Пилоса.

Учитываю. И возможно, что в эпизоде с подарком Ахиллу Атридом городов возле Пилоса почти так и было, хотя и не совсем. Только у Гомера ведь не только с Пилосом недоразумения.

Изменено пользователем Тиресий
Ссылка на комментарий

2Тиресий

Это по Клейну , результат Вашего собственного анализа или по каким-либо другим работам?

По таблице 23, но идея о двух разных слоях намного старше Клейна - если насчёт Илиады у унитариев ещё есть аргументы, то по Одиссее им спорить проблематично.

Поэтому и вопрос по керамике IIIC - насколько она ниже по уровню, чем IIIB?

LH IIIB даже прозвали "койне стилем" из-за его масштабно-промышленного однообразия, которое затрудняет определить место производства. Это высококачественная утилитарная керамика с небывалым размахом экспорта. Но в середине 13 века ряд центров гибнет, дворцы уничтожаются и появляется, так называемый, LH IIIB2, который несёт на себе черты индивидуализма, столь характерного для последующего LH IIIС. Ранний LH IIIС - это местами продолжение форм LH IIIB, но с другой декорировкой, плюс лепная "варварская" керамика, она немикенская и имеет тесные параллели с образцами из Трои VIIb1, Южной Италии и Сицилии, которые также противоречат местным керамическим традициям. К середине 12 века LH IIIС достигает своего расцвета, но это чисто местечковые проявления, а не что-то глобальное. Можно выделить "Close Style" в Арголиде, "Octopus Style" в восточной Аттике плюс Киклады, "Pictorial-Fantastic Style" в Лефканди и "Fringed Style" на Крите. Но эти стили не связаны с друг-другом и являются свидетельством лишь кратковременного расцвета отдельных центров. Однако же, ручная "варварская" керамика никуда не пропадает, даже если её не фиксируют в старых местах, то находят в новых. Поздний LH IIIС характеризуется крайней ограниченностью форм и их орнаментации, налицо деградация и окончательный упадок. По находкам в Аттике и Арголиде этот этап иногда именуется "суб-микенским".

написаны на основе старой топонимики, к моменту обработки не просто совершенно забытой, в этом бы было пол беды, но мигрировавшей вместе с населением из-за чего часто возникает путаница,

А есть ли какое-нибудь свидетельство этого кочевания названий? Скажем, легко представить, что прежнее название переносится колонистами на новое место, но это возможно в случае отсутствия устойчивой местной традиции. Да и название метрополии забывать незачем... Острова же Одиссеи имеют неплохую археологию времён бронзы и не похожи на необитаемые, которые были проименованны новым населением.

Добавьте сюда далеко не однозначную интерпретацию Эреба и Цофона как запада, при том, что в семитских языках Цафон интерпретировался как север,

Страбон, разбирая это место, и не предполагает иного прочтения, чем Цофон (вернее, "дзофос" мрак, тьма) = север.

Кстати по поводу Мидеи и Фиеста - дорийские жители Мидеи, опираясь на эпос, могли просто интерпретировать одну из старых могил как могилу Фиеста. Павсаний очень добросовестен, и передает то, что действительно слышал, но это не значит, что история о могиле Фиеста отражает реальность.

Но про Фиеста в Мидее знает не только Павсаний, но и Аполлодор (II 4, 6).

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Скажем, легко представить, что прежнее название переносится колонистами на новое место, но это возможно в случае отсутствия устойчивой местной традиции.

 

Местная традиция может не интересовать переселенцев. Например, ранние переселенцы (10-11 век) из Киевского и Черниговского княжеств в нынешний центр России перенесли с собой немало южной топонимики. Ирано-сарматские переселенцы принесли ряд гидронимов в современное Черноземье.

Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

По таблице 23, но идея о двух разных слоях намного старше Клейна - если насчёт Илиады у унитариев ещё есть аргументы, то по Одиссее им спорить проблематично.

К сожалению с технической точки зрения статистический анализ Клейна на очень невысоком уровне. Это бросается в глаза с первых же страниц его книги. Даже филологи Цымбурский В.Л. и Файер В.В. в своей рецензии это заметили. И как раз таблица 23 это прекрасно иллюстрирует. Уберите совершенно искусственное александрийское деление на главы и просчитайте статистику по той же таблице по Телемахии, Путешествию и другим блокам, усредните по количеству строф и вы увидите, что все блоки по исследуемой паре слов статистически практически однородны.

 

По поводу аналитического и унитарного подхода - очень часто используя эти термины говорят о разных вещах. Слои исторические и слои литературные могут иметь совершенно разную историю.

 

А есть ли какое-нибудь свидетельство этого кочевания названий?

Масса! Аргосы, Лариссы, но я бы хотел обратить внимание на особо интересную с точки зрения Одиссеи историю названий Пароса:

"Парос (Πάρος, Parus, ныне Паро) — один из крупных Кикладских о-вов, лежащий к З от Наксоса, от которого он отделен каналом шириной в 9 в., к Ю от Делоса, к С от Иоса. Наибольшая длина его с СВ к ЮЗ — около 19 в., наибольшая ширина 15 в. По Каллимаху, остров получил свое наименование от имени П., сына аркадянина Паррасия; кроме этого имени остров имел еще следующие: Πακτία, Ζάκυνθος, Ύρία, Ύλήεσσα, Μινωίς, Καβαρνίς. ... Первоначально остров был населен критянами или аркадянами, а может быть карийцами и финикиянами; затем сюда пришли ионийцы. При последних остров достиг значительного процветания, так что мог отправить несколько колоний (на Фазос, Геллеспонт, Фарос)."

Энциклопедический словарь в 86 тт., Брокгауза и Ефрона

 

То же самое в http://el.wikipedia.org/wiki/Πάρος и http://www.exploreparos.com/history.html

 

Как вам Ζάκυνθος и Ύλήεσσα ?

 

Правда я пока не нашел источник этой информации. Похоже, что это из фрагментов "Причин" Каллимаха, но Callimachus, i: Fragmenta, 1949 (ed. by R. Pfeiffer) и Callimachus, ii: Hymni et Epigrammata, 1953 (ed. by R. Pfeiffer). by R. Pfeiffer) у меня нет, так что пытаюсь найти в старых изданиях : (Callimachi Hymni, Epigrammata et Fragmenta (1761) v1, Callimachi Hymni, Epigrammata et Fragmenta (1761) Vol.2, Die Fragmente der Aitia des Kallimachos (1860) - http://www.archive.org/search.php?query=Ca...iatype%3Atexts)

 

 

Но про Фиеста в Мидее знает не только Павсаний, но и Аполлодор (II 4, 6).

Исторически Апполодор как и Павсаний работал уже при римской оккупации Эллады, хотя и на пару сот лет раньше, но в любом случае больше чем через 1000-1100 лет после Фиеста - много мы знаем о Руси 8-9 го веков? Но в отличие от логичного Павсания, как правило точно указывающего свои источники, у Апполодора все смешано в кучу - история, мифы, поздняя драматургия и судить по нему об истории Ахейского Пелопонеса рискованно - ну вот например "(5) От Андромеды у него родились сыновья: еще до того, как он вернулся в Элладу, Перс, которого он оставил у Кефея (как говорят, от него пошел род персидских царей);" Да и вообще не очень понятно где у него Аргос, если Ларисса (надо полагать аргосская), Тиринф, Мидея и Микены не Аргос, то остается только Кинурия.

 

 

Да и название метрополии забывать незачем.

Не было уже метрополии. Миграция 12-го века была не колонизацией, а эвакуацией! Вот на новое место старое имя и переносили. А то что касается археологии времен бронзы, то она нисколько этому не противоречит, как раз наоборот.

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Тиресий

Учитываю. И возможно, что в эпизоде с подарком Ахиллу Атридом городов возле Пилоса почти так и было, хотя и не совсем.

Так царство Агамемнона, по-Вашему, в Лаконии или в Мессении?

Масса! Аргосы, Лариссы,

Т.е. этим Вы соглашаетесь со мной, что акрополь Аргоса стал называться пеласгами Лариссой в 12 веке до н.э.?

Парос (Πάρος, Parus, ныне Паро)... кроме этого имени остров имел еще следующие: Πακτία, Ζάκυνθος, Ύρία, Ύλήεσσα, Μινωίς, Καβαρνίς...

То же самое в http://el.wikipedia.org/wiki/Πάρος

Правда я пока не нашел источник этой информации. Похоже, что это из фрагментов "Причин" Каллимаха

Судя по английскому варианту статьи из Вики, источник информации Стефан Византийский, в его "Этнике" самое место для таких сведений. Но это нужно ещё проверять. Жаль что всё откладывается первое русское издание этого уникального труда в "Гуманитарной академии" - обещали в этом году, но я звонил туда, и мне сказали, что пока не предвидится...

И спасибо Вам за Парос, как "Лесистый" + "Закинф" - очень интересно.

Не было уже метрополии. Миграция 12-го века была не колонизацией, а эвакуацией!

А кто их изгнал оттуда? Карийцы?

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Спасибо за Стефана Византийского. Автор английской статьи в wikipedia зачем-то вырезал упоминания Закинфа и Лесистого и я проскочил мимо ссылки! Впрочем, надо было еще найти саму страницу!

Кстати, ссылки на исходные тексты книги: http://www.archive.org/details/stephanibyzanti00meingoog и http://ia360612.us.archive.org/3/items/ste...zanti00meingoog

 

Так царство Агамемнона, по-Вашему, в Лаконии или в Мессении?

Если использовать современную топонимику то да. Агамемнон зять Тиндарея плюс описание его возвращение домой мимо Малеи в Одиссее - эта локализация напрашивается.

 

Т.е. этим Вы соглашаетесь со мной, что акрополь Аргоса стал называться пеласгами Лариссой в 12 веке до н.э.?

Нет. Я думаю Лариссы (Ларсы) топонимы гораздо более ранних миграций 1800-2300 лет до григорианского летосчисления. А вот как раз нынешний Аргос - более позднее название города - конец 12-го или 11-й век, вместо Лариссы.

 

А кто их изгнал оттуда? Карийцы?

Почему? Дорийцы, а для трифилийского Пилоса союзники дорийцев этолийцы.

Ссылка на комментарий

2Тиресий

Автор английской статьи в wikipedia зачем-то вырезал упоминания Закинфа и Лесистого и я проскочил мимо ссылки!

Закинфа там нет, но Лесистый (Hyleessa) - есть :)

Нет. Я думаю Лариссы (Ларсы) топонимы гораздо более ранних миграций 1800-2300 лет до григорианского летосчисления. А вот как раз нынешний Аргос - более позднее название города - конец 12-го или 11-й век, вместо Лариссы.

Просто шёл разговор о миграции топонимов в 12 веке, которую Вы связываете с дорийцами. И в качестве примера прозвучала Ларисса. Вот я и подумал, что Вы, может быть, разделяете мой взгляд на определение "варварской" керамики, как пеласгической, и на засилие пеласгов-карийцев-лелегов в Греции периодом LH IIIC.

Почему? Дорийцы, а для трифилийского Пилоса союзники дорийцев этолийцы.

Видимо, я снова ошибся, решив, что Вы считаете, что микенское население Киклад мигрировало на северо-запад, перенеся с собой "лесистый Закинф" и, возможно, Саму, Дулихий и Итаку. Но раз Вы называете дорийцев причиной этой миграции, то, выходит, Вы ничего такого не предполагали, т.к. направление Киклады - Ионические острова протипоположно направлению распространения дорийцев, но совпадает с натиском карийцев.

Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

 

По поводу направлений вторжения дорийцев и этолийцев, я думаю первый успешный удар был нанесен с северо-запада.

 

 

Не подскажете, как Шуйский переводит строфу 5.272 Одиссеи? И что вы сами думаете по поводу перевода слова δύοντα ? Нельзя ли его перевести иначе, с учетом οντα?

 

Πληιάδας τ᾽ ἐσορῶντι καὶ ὀψὲ δύοντα Βοώτην

Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса,

Изменено пользователем Тиресий
Ссылка на комментарий

2Тиресий

По поводу направлений вторжения дорийцев и этолийцев, я думаю первый успешный удар был нанесен с северо-запада.

Собственно, другого направления и нельзя предположить - так думали и древние о Гераклидах (Аполлоний Родосский) и современные аналитики дорийского диалекта. Следовательно, люди спасались от дорийцев, убегая на юго-восток. Т.е. миграция топонимов не могла идти с Киклад на Ионические острова, а только наоборот. Но это только, если верить в голословную страшилку о "дорийском нашествии", которое сопоставляется с возвращением Гераклидов мифологии.

Сам я не склонен относить "дорийское вторжение" к 12 веку, да и "вторжением" его категорически не считаю, а полагаю, что расселение дорийцев, ионийцев и эолийцев происходило постепенно, после формирования диалектной разницы в изолированных греческих поселениях, которые стали таковыми, после "варварского" повсеместного засилия пришлых народов в 12 веке : пеласгов-карийцев-лелегов-терсенов-данайцев (для Египта это НМ второй волны), от которых часть микенских греков ушла в Аркадию и попряталась в прочих труднодоступных районах. Пришлость же дорийцев, для меня, чисто аттическая пропаганда, чтобы показать ионийцев более исконными греками, но это не так. К разнице диалектов ведёт полисная разобщённость, которая началась в LH IIIB2 и в ранний LH IIIC, после гибели единого дворцового мира микенских греков, и дальше она только усугублялась. Всё-таки дорийский и ионийский одинаково далеки от языка линейного B, поэтому нельзя считать дорийцев пришлыми, а ионийцев исконными. Возвращение же Гераклидов - это память о гибели дворцов LH IIIB, когда ещё никаких дорийцев не было, как не было и диалектной разницы.

Не подскажете, как Шуйский переводит строфу 5.272 Одиссеи?

Сон Одиссею совсем на глаза не спускался: с Плеяд он

Глаз не сводил, с Волопаса, какой погружается поздно,

С Арктоса, что называют Большой Медведицей, Возом;

Воз, вращаясь на месте, стоит, Орион охраняя,

Лишь на небе один не купаясь в волнах Океана;

Слева от этих созвездий ему велела держаться

Нимфа Калипсо, богиня богинь, как поедет по морю.

И что вы сами думаете по поводу перевода слова δύοντα ? Нельзя ли его перевести иначе, с учетом οντα?

Судите сами:

есть глагол δύω - (я) опускаюсь, захожу (о небесных светилах), погружаюсь и т.п.

причастие от него δύων - опускающийся, заходящий (о неб. св.), погружающийся и т.п.

т.к. это причастие относится к существительному Βοώτην (винит. падеж, ед. числа, муж. рода от Βοώτης), то и поставлено оно в тот же падеж, число и род. т.е. посредством суффикса οντ и окончания α, так и получается δύοντα

 

Πληιάδας τ᾽ ἐσορῶντι καὶ ὀψὲ δύοντα Βοώτην

дословно:

Плеяды и наблюдающему да поздно заходящего Волопаса

по-русски:

наблюдающему и Плеяды и поздно заходящего Волопаса

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

 

Дело в том, что слово "заходят" можно понимать буквально, как заход за горизонт, а можно как исчезновение на рассвете. Обычно в комментариях к строфам Гесиода " Лишь на востоке начнут всходить Атлантиды-Плеяды, Жать поспешай; а начнут заходить - за посев принимайся." уточняют, что под словом "заходить" понимается именно заход на рассвете. Так вот, можно ли интерпретировать δύοντα как рассветное исчезновение? В противном случае список звезд выбранных для ориентации выглядит более чем странно.

Изменено пользователем Тиресий
Ссылка на комментарий

2Тиресий

 

Пришлость же дорийцев, для меня, чисто аттическая пропаганда, чтобы показать ионийцев более исконными греками, но это не так.

 

А нельзя ли поподробнее? Согласно греческой традиции дорийцы испокон веков жили на территории Греции, сначало северной, затем средней. Легенда о возвращении Гераклидов рассказывает о переселении дорийцев и этолийцев в южную Грецию, а не о появление их в Греции вообще. Аттическая же традиция была озабочена обоснованием идеи фикс: афиняне - исконные жители Аттики, восходящие к автохтонам времен Кекропа и прочих ранних царей. Этот тезис они ухитрились соединить с тем общепринятым фактом, что изначально ионийцев не было в Аттике, а царская династия времен Темных веков происходит из ахейских беженцев с Пелопоннеса.

При этом на ионийцев Киклад и Ионии афиняне плевали и считали, что на остовах и в Азии они пришельцы.

При чем тут аттическая пропаганда и пришлость дорийцев? Тем более, что пришлость уверенно обосновывается лингвистически.

Изменено пользователем DmitrSh
Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

. Вот я и подумал, что Вы, может быть, разделяете мой взгляд на определение "варварской" керамики, как пеласгической, и на засилие пеласгов-карийцев-лелегов в Греции периодом LH IIIC.

А вы не рассматриваете вариант массового ввоза рабов из Малой Азии со своими гончарными навыками?

 

 

2DmitrSh

Кнопка 2имя не сверху, а снизу :)

Ссылка на комментарий

2Тиресий

Так вот, можно ли интерпретировать δύοντα как рассветное исчезновение?

Буквально, конечно, это связано с "погружением и нисхождением", но иногда потребляется и в значении "прятаться", так что, с натяжкой, трактовать так можно, но нужно ли? Ведь тогда как понять указание насчёт Большой Медведицы, которая единственная не уходит за горизонт, следовательно Плеяды и Волопас всё-таки прячутся в океане, но Волопас делает это позже. Я всегда понимал так: плывёт Одиссей, слева от него ниболее примечательные и продолжительные по наблюдению звёздные ориентиры. Или я что-то упускаю? В чём странность?

 

2DmitrSh

Легенда о возвращении Гераклидов рассказывает о переселении дорийцев и этолийцев в южную Грецию, а не о появление их в Греции вообще.

Дорийцы традицией воспринимаются жителями толи крайней периферии, толи их вообще не видят среди греческих поселений (раз их нет в списке кораблей).

Аттическая же традиция была озабочена обоснованием идеи фикс: афиняне - исконные жители Аттики, восходящие к автохтонам времен Кекропа и прочих ранних царей. Этот тезис они ухитрились соединить с тем общепринятым фактом, что изначально ионийцев не было в Аттике, а царская династия времен Темных веков происходит из ахейских беженцев с Пелопоннеса.

Но аттический диалект ионийского более далёк от микенского нежели аркадский, т.е. подобная версия - политическая ложь.

При чем тут аттическая пропаганда и пришлость дорийцев?

Аттические авторы проводили мысль, что Пелопоннес их родина, а дорийцы там пришлый народ. Но, де-факто, диалекты Пелопоннеса происходят от различных смешений дорийского и эолийского диалектов (плюс обособленный аркадский), ионийцев там не было. В дорийском же "акании"лишь предполагаются черты северо-западного влияния, что вполне согласуется с мифом о том, что Пелопоннес был некогда Пеласгией, чей язык предполагается тоже как "акающий". А поскольку "варварский" период хорошо просматривается в LH IIIC и совпадает с активностью неких "пелесет" в Передней Азии, то вполне возможно предположить, что дорийский диалект произошёл от адаптации микенского к "акающему" пеласгскому.

Тем более, что пришлость уверенно обосновывается лингвистически.

Для уверенного обоснования этого всё-таки не хватает конкретных находок позднебронзовых образцов дорийских надписей на предполагаемой родине.

 

2Тиресий

А вы не рассматриваете вариант массового ввоза рабов из Малой Азии со своими гончарными навыками?

"Варварская" керамика там лишь часть картины, есть ещё изменения социальные и общественные, да и в могилах воинов элементы вооружения не являются наследниками оружейных традиций LH IIIB. Шлемы-тиары, вполне "варварской" работы, характерной для более поздних "Тёмных веков", совпадают с изображениями "ПШ" у НМ. Малая Азия как источник этих миграций лишь предположительна, в принципе, рассматриваются как Дунайский, так и Иллирийский варианты. Тут мнения исследователей разнятся. К тому же рабов тогда было скорее меньше, чем в предыдущую эпоху. Да и указания в традиции на карийских-пеласгских-данайских правителей никак не способствует восприятию этих варваров в качестве угнетённого класса.

Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Дорийцы традицией воспринимаются жителями толи крайней периферии, толи их вообще не видят среди греческих поселений (раз их нет в списке кораблей).

Я уже много раз писал и еще раз повторю: молчание «Илиады» не есть отрицание. Точно так же, если Гомер не знает о беотийцах в Арне в Фессалии, то это не значит, что более поздние врут, рассказывая о переселении беотийцев в Среднюю Грецию и об изгнании ими пеласгов и фракийцев.

 

Аттическая же традиция была озабочена обоснованием идеи фикс: афиняне - исконные жители Аттики, восходящие к автохтонам времен Кекропа и прочих ранних царей. Этот тезис они ухитрились соединить с тем общепринятым фактом, что изначально ионийцев не было в Аттике, а царская династия времен Темных веков происходит из ахейских беженцев с Пелопоннеса.

 

Но аттический диалект ионийского более далёк от микенского нежели аркадский, т.е. подобная версия - политическая ложь.

А как связаны диалект и происхождение династии? Так называемая династия Романовых в России 2-й пол.18-нач.20 вв. по происхождению немцы. Вы что будете отвергать этот факт на основании того, что русский язык славянский, а не германский?

 

Аттические авторы проводили мысль, что Пелопоннес их родина, а дорийцы там пришлый народ.

И кто эти аттические авторы? Известные мне аттические и не аттические авторы проводят мысль, что афиняне - актохтоны, а все остальные греки пришельцы.

Возьмем Лисия, речь в честь афинян, павших под Коринфом во время Коринфской войны 394-387 гг. (II.17) в переводе Соболевского: Много было обстоятельств у наших предков, призывающих их единодушно бороться за правду. Прежде всего, начало их жизни было справедливо: они поселились не в чужой земле, подобно большинству народов, сойдясь со всех сторон и изгнав других, но они были исконными жителями: одна и та же земля была их матерью и отчизной.

Возьмем другого афинянина, Фукидида (I.2.5): В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц. И в этой стране всегда жило одно и то же население.

Эпитома Гераклида «Афинской политии» Аристотеля сообщает, что афиняне впервые стали называться ионянами, когда у них поселился Ион. Речь идет только о смене имени. О прибытии переселенцев с Ионом ни этот автор, ни другие не пишут. Афинянин Еврипид даже избавился в «Ионе» от биологического отцовства Ксуфа. Афинская царевна Креуса рожает Иона от Аполлона.

Наконец, Геродот, долгое время живший в Афинах, так описывает происхождение афинян (I.56): Из расспросов же царь (Крез) узнал, что самые выдающиеся из эллинов – это лакедемоняне и афиняне. Первые – среди дорийского племени, а вторые – среди ионийского. Это были два наиболее значительных тогда эллинских племени. Так, ионяне первоначально были пеласгийского происхождеяия, а дорийцы – эллинского. Ионийское племя никогда не покидало своей земли, дорийское же – очень долго странствовало.

Ионийцы здесь – только афиняне. Когда Геродот рассказывает о происхождении островных и азиатских ионян, то фигурирует уже стандартная история о переселении с северного Пелопоннеса (как у Павсания и других неафинских авторов):

VII.94. (…)Пока ионяне жили в Пелопоннесе в теперешней Ахее, т. е. до прихода Даная и Ксуфа в Пелопоннес, они назывались, по эллинскому преданию, пеласгами и эгиалеями. Затем от Иона, сына Ксуфа, они получили имя ионян.

VII.95. Жители островов выставили 17 кораблей; вооружены они были по-эллински. Они также принадлежали к пеласгическому племени и впоследствии были названы ионянами по той же причине, как и переселенцы из Афин – жители двенадцати ионийских городов.

Изменено пользователем DmitrSh
Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Буквально, конечно, это связано с "погружением и нисхождением", но иногда потребляется и в значении "прятаться", так что, с натяжкой, трактовать так можно, но нужно ли? Ведь тогда как понять указание насчёт Большой Медведицы, которая единственная не уходит за горизонт, следовательно Плеяды и Волопас всё-таки прячутся в океане, но Волопас делает это позже. Я всегда понимал так: плывёт Одиссей, слева от него ниболее примечательные и продолжительные по наблюдению звёздные ориентиры. Или я что-то упускаю? В чём странность?

 

Медведица находится рядом с Полярной звездой вверху небосвода, поэтому за горизонт не заходила вообще. Это ее постоянное качество, как в описании щита Ахилла.

Поскольку Медведица слева, плот плывет с запада на восток, а Волопас заходит за горизонт на западе причем с учетом Плеяд рано вечером.

Ссылка на комментарий

2DmitrSh

А как связаны диалект и происхождение династии? Так называемая династия Романовых в России 2-й пол.18-нач.20 вв. по происхождению немцы. Вы что будете отвергать этот факт на основании того, что русский язык славянский, а не германский?

Давайте обойдёмся без абсурда. Любая царская династия здесь совершенно не при чём. Предание, что некоторые знатные семьи Афин считали себя потомками Пилосской аристократии, не имеет отношение к мифу о пришедших с Пелопоннеса ионийцах, т.к. этот миф базировался на отождествлении изгнанного Пеласга с пеласгами вообще, которые зачастую считались предками ионийцев.

Возьмем Лисия, речь в честь афинян, павших под Коринфом во время Коринфской войны 394-387 гг. (II.17) в переводе Соболевского: Много было обстоятельств у наших предков, призывающих их единодушно бороться за правду. Прежде всего, начало их жизни было справедливо: они поселились не в чужой земле, подобно большинству народов, сойдясь со всех сторон и изгнав других, но они были исконными жителями: одна и та же земля была их матерью и отчизной.

Вот это я и называю той самой пропагандой!

Возьмем другого афинянина, Фукидида (I.2.5): В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц. И в этой стране всегда жило одно и то же население.

Ну да здесь из политической конъюнктуры сначала говориться это, но потом всё-таки расказывается о древних миграциях в Аттику, благодаря которым население Афин стало столь многочисленным, что вся Аттика их уже не могла вместить? Т.е. "автохтонов" было меньшинство по сравнению с пришельцами.

В других областях Эллады из-за переселений число жителей возрастало неодинаково по сравнению с Аттикой: самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию, поскольку сама Аттика была недостаточно обширной чтобы вместить такое множество народа.

Эпитома Гераклида «Афинской политии» Аристотеля сообщает, что афиняне впервые стали называться ионянами, когда у них поселился Ион. Речь идет только о смене имени. О прибытии переселенцев с Ионом ни этот автор, ни другие не пишут.

В мифах такое объяснение часто применяется. Однако, понимать его буквально проблематично, т.к. это не объясняет изменение языка с микенского на ионийский.

Наконец, Геродот, долгое время живший в Афинах, так описывает происхождение афинян (I.56): Из расспросов же царь (Крез) узнал, что самые выдающиеся из эллинов – это лакедемоняне и афиняне. Первые – среди дорийского племени, а вторые – среди ионийского. Это были два наиболее значительных тогда эллинских племени. Так, ионяне первоначально были пеласгийского происхождеяия, а дорийцы – эллинского. Ионийское племя никогда не покидало своей земли, дорийское же – очень долго странствовало.

Ионийцы здесь – только афиняне.

Афиняне здесь лишь "самые выдающиеся из эллинов" среди ионийского племени, но не все ионийцы. Но здесь изложен тот самый лживый взгляд, что ионийцы, мол, не покидали своих земель, а дорийцы родины не имеют. Хотя даже из приведённых Вами цитат ясно, что ионийцы, отождествляясь с пеласгами, тоже воспринимались миграционным племенем.

VII.94. (…)Пока ионяне жили в Пелопоннесе в теперешней Ахее, т. е. до прихода Даная и Ксуфа в Пелопоннес, они назывались, по эллинскому преданию, пеласгами и эгиалеями. Затем от Иона, сына Ксуфа, они получили имя ионян.

Про это я и говорил. Ионийцы якобы когда-то жили в Пелопонессе, хотя диалектно это не подтверждается. Поскольку это выходит из предания о бегстве царя Пеласга на север из Аргоса после разгрома его Египтом, то предполагать здесь миграцию греков бессмысленно.

VII.95. Жители островов выставили 17 кораблей; вооружены они были по-эллински. Они также принадлежали к пеласгическому племени и впоследствии были названы ионянами по той же причине, как и переселенцы из Афин – жители двенадцати ионийских городов.

Разумеется, пеласги/терсены островов (у авторов нет единства), стали называться ионийцами, когда ионийцы подчинили эти острова.

 

Раскажите, какую именно трактовку событий LH IIIC Вы считаете правдоподобной? А то я не могу уловить, с каких позиций Вы привели эти цитаты про пеласгическое происхождение ионийцев.

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

2Тиресий

Поскольку Медведица слева, плот плывет с запада на восток, а Волопас заходит за горизонт на западе причем с учетом Плеяд рано вечером.

Я не астроном и не могу тут что-то комментировать. Ведь картина со временем меняется да и предположить район Огигии откуда всё так и было видно мне достаточно проблематично.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.