Svetlako Опубликовано 15 сентября, 2006 #276 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2006 2Lestarh Хотя бы потому что у скандинавов мы подобные структуры видим в чистом виде, видим идеологическую основу в виде саг и мифов, видим предысторию выходящую из бродячих дружин эпохи переселения народов, а у славян, балтов и т.д. это встречается намного реже и часто представляется заимствованным у германцев. А вот это интересный нюанс. Присутствие "псевдо-дружинного" компонента в древнеславянском эпосе - до момента возникновения "русей", "колбягов" и проч... Проблема в том, что основное преимущество в этом плане скандинавских саг - это их четкая временная привязка. А у нас любое упоминание о "братьях" пошедших за добычей куда-то и вернувшихся с нею - будет обоснованно отнесено к чисто-дружинному (послеваряжскому) периоду. А почему собственно говря славяне должны были в этом плане отличаться от германцев или скандинавов? По-моему, викинги - как группы выделяющиеся из основного поселения-племени и уходящие на поиск новых мест обитания - чисто социальное явление. А как интересно происходило заселение славянами Восточно-Европейской равнины? Такие же пионерные группы - потом прибытие подкрепления - потом размножение . Само присутствие таких пионерных групп очень хорошо прослеживается археологически. То есть они - существовали и у славян. Отличие в якобы экстраординарной воинственности викингов по отношению к автохтонам? Нет! Полиэтничность первого горизонта Ладоги говорит как раз об обратном. Да и славяне такие же полиэтничные поселения в аналогичных первопроходческих условиях образовывали с удовольствием. Я всегда привожу пример Саровского городища. Так что несмотря на отсутствие ЯКОБЫ фольклорных источников - археология говорит о типичности викингоподобных "пионерских групп и для славян тоже. ИМХО Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 15 сентября, 2006 #277 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2006 2Svetlako ну даже у тех же черняховцев, отмечаются вроде элементы общей дружинной культуры. Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 15 сентября, 2006 #278 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2006 2vergen ну даже у тех же черняховцев, отмечаются вроде элементы общей дружинной культуры Связь черняховской культуры со славянами всегда оспаривается. Сама-то культура явно неславянская. Но - ваше замечание очень верно. Ибо культура была полиэтнична. И остатки черняховцев вполне могли сохранить ее (как дружинную и полиэтничную) в виде ославяненных останцов или просто передать ее черты славянам - по территориальному наследству. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 16 сентября, 2006 #279 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2006 2Svetlako Присутствие "псевдо-дружинного" компонента в древнеславянском эпосе - до момента возникновения "русей", "колбягов" и проч... Можно поподробнее, я не совсем понял, о чем конкретно речь... Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 16 сентября, 2006 #280 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2006 Для Lestarh Ну есть и другие взгляды на этот вопрос:Цитата К числу черт и отношений более позднего времени, оказавшихся в саге перенесенными на времена конунга Харальда Прекрасноволосого, исследователи относят описываемые столкновения норвежцев и квенов в Финнмарке с кирьялами и колбягами; последние фигурируют в рассказе под именем «кюльфингов» (Рыдзевская, 1934, с. 512—513, со ссылкой на работу X. Кута; Anthoni, 1948, s. 1—12; Gallen, 1984, s. 252—253; Пёлля, 1988, с. 81—85). По саге, Торольв встретил кюльфингов во время своего первого торгово-даннического похода в Финнмарк. Кюльфинги, пришедшие «с востока», занимались торговлей с местным населением, «а кое-где — грабежами». Торольв уничтожает этих встретившихся на его пути конкурентов (см.: Исландские саги, 1956, с. 78—79). Древнескандинавское kylfingar послужило основой древнерусского названия «колбяги» и среднегреческого (византийского) «кулпинги». В византийских и древнерусских («Русская Правда») источниках XI в. кулпинги/колбяги всегда упоминаются в паре с варягами. В скандинавских географических сочинениях XII—XIII вв. Кюльфингаланд (земля кюльфингов) отождествляется с Гардарики (Русью) (Мельникова, 1986, с. 209— 210, здесь же обзор основной литературы по вопросу о колбягах). Сразу забыл спросить. А датировка саги о Харальде Прекрасноволосом к какому времени относится? Я сам поискал в Инете. Но че-то ниче не нашел. Вы исходите из двух неявных постулатов: smeldingon - славяне и название их в основе славянское. Но эти постулаты не вытекают напрямую из текста. Первый постулат все ж явный. Поскольку Баварским географом (также Geographus Bavarus или Ostfraenkische Voelkertafel - Восточнофранкская таблица племен) зовется, восходящий вероятно к 9 веку, перечень славянских областей, восточнее Франкского государства. О возникновении его в науке нет единого мнения. Ясно только, что перечень, представляющий собой главный источники по истории раннесредневековых славян http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Bav_ge...ext.phtml?id=61 С замечанием о втором постулате с Вами соглашусь. Применяют, но и в русском языке есть латинские по происхождению суффиксы: -ант, -исса/есса, -ция и другие. Важен не факт употребления, а происхождение. А оно в данном случае как минимум балтское... Ну вот. Значит не однозначно же германское... (А германцам я отношусь все же ровно) Что логичнее, переход кюльфинги > кулпинги или колбяги > кульпинги?В первом случае достаточно одной замены f > p во втором необходимы три o >u, b > p, en >in. На мой взгляд первый выглядит более убедительным. Ну, тут уж, на мой взгляд, из неверного послутата исходите Вы. Вопрос надо ставить не так: "что логичнее", а так: "что могло быть на самом деле". То, что в первом варианте заменятеся всего одна буква, а во втором - три, на мой взгляд никак не говорит о том, что первый вариант более вероятный. Может, для византийцев заменить сканд. "f" на свое "п" более проблематично, чем заменить три буквы из славянского. (Соглашусь со Svetlako). Так что здесь: Противоречий нет, но одна, как бы это поточнее выразить, более "гладкая" что-ли... я, пожалуй, с Вами не соглашусь. И та и та версия равновероятны. Тем более нельзя не учитывать, то обстоятельство, что греки больше контактировали со славянами, чем со скандинавами.А почему не предположить, что этот термин зародился в балтской и/или славянской среде, а потом его заимствовали скандинавы в форме "kylfingar" и греки в форме "кулпинги". Ну и, позволю себе тож вопрос (ничего личного). А почему Вы так любите германцев? С точки зрения лингвистики это как раз очень веское доказательство поскольку звуки не имеют свойства произвольно и бессистемно переходить один в другой. Несмотря на кажущуюся хаотичность языковая система очень стройна и жестка, иначе просто она не будет работать, ведь если я буду называть домашенго питомца "кут" а Вы "кот" мы вряд ли сможем понять друг друга без дополнительных уточнений smile3.gifВ русском есть корни "вар-", "вор-", "вер-" но нам же не приходит в голову произвольно менять в них гласные. Хм .. Не понимаю, почему "очень веское"... А как Вы объясните с точки зрения "произвольности" и "бессистемности" такое свойство, как "чередование гласных в корне"? сИдеть-сАдиться, рЕзать-рАзить, прилЕгать- полОжить-полАгать. Ведь, это ж небезызвестное "чередование а/е". Честно говоря, здесь не понял я Вас. Ну не совсем так. Мы точно не знаем называли так себя скандинавы или нет, мы знаем лишь что в доступных нам письменных источниках не зафиксировано что они это делали. Но с другой стороны подавляющее большинство русских слов явно славянского происхождения тоже в древнерусских письменных источниках не зафиксировано просто потому что этих источников мало сохранилось и большинство из нех тексты религиозного содержания с довольно специфической лексикой. Lestarh, зато в письменных источниках четко зафиксировано, что скандинавы очень хорошо знали этот термин. И, если б "варяги" они применяли для именования себя самих, то в тех скандинавских источниках, где этот термин упомянут, хотя бы не было различия скандинавы - ва(е)ринги. Но в этих источниках как раз и сказано, что они себя отличают от ва(е)рингов. Хотя бы потому что у скандинавов мы подобные структуры видим в чистом виде, видим идеологическую основу в виде саг и мифов, видим предысторию выходящую из бродячих дружин эпохи переселения народов, а у славян, балтов и т.д. это встречается намного реже и часто представляется заимствованным у германцев. А что именно "представляется заимствованным" у германцев? Можно уточнить? То что заимствовали у германцев, так это не потому что германцы лучше, а потому что они к Риму ближе жили и большему успели научиться. Германцы, в свою очередь, многое заимствовали у кельтов, те у италийцев, греков и других народов.. А почему славяне через фракийцев не могли заимствовать это у греков (или непосредственно у греков)? Даже меньше посредников получаестя, чем у германцев Соглашусь со Svetlako: Так что несмотря на отсутствие ЯКОБЫ фольклорных источников - археология говорит о типичности викингоподобных "пионерских групп и для славян тоже. Lestarh, как насчет обсуждения этничности русов (из арабских источников) и прибалтийской Руси? ПРеделагаю этот вопрос, посльку здесь уже вовсю обсуждают лингвистику, перенсти на отдельну ветку. Как Вы на это смотрите? Модераторы молчат, значит, согласны Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 16 сентября, 2006 #281 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2006 "f" на свое "п" более проблематично, чем заменить три буквы из славянского На самом деле, переход германского “f” в славянское “п” вполне реальный. Скажем, “feet”->”пята”, “frog”->”прыг”, “flame”->”пламя” и т.д. Сейчас сходу все примеры не вспомню, но это у лингвистов доказанный факт. Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 16 сентября, 2006 #282 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2006 Для jvarg На самом деле, переход германского “f” в славянское “п” вполне реальный. Скажем, “feet”->”пята”, “frog”->”прыг”, “flame”->”пламя” и т.д. Сейчас сходу все примеры не вспомню, но это у лингвистов доказанный факт. Ну, во-первых, речь шла о переходе из сканд. "f" в визант "п" Во-вторых, уточните, что именно у лингвистов есть "доказанный факт"? Если Вы имеете в виду заимствование из герм. в славянский привиденных в качеств примера слов, то даже сам Фасмер об этом не говорит. Считаю, что это просто родственные слова, произошедшие из общеиндоевропейского корня. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 17 сентября, 2006 #283 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2006 2 jvarg Ну примеры действительно не бесспорные... В целом в индоевропейских языках как правило f развивалось из p, реже из qw (кельтские, некоторые италийские). Другое дело что "f" в славянском действительно отсутствовало и должно было чем-то замещаться, "p" вполне возможный вариант, хотя совершенно не обязательный... 2 Сколот А датировка саги о Харальде Прекрасноволосом к какому времени относится? Тексты всех саг были записаны не ранее XII века, конкретные списки еще моложе. Время возникновения считается совпадающим со временем правления конунга: 872 - 903 или сразу после. Первый постулат все ж явный. Поскольку Не совсем. В тексте явно не оговорено что племена славянские. Вот ссылка на сам текст на латыни: http://www.idrisi.narod.ru/geo-bavar.htm Там написано буквально: Descriptio ciuitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii. То есть "описание городов и областей к северу от Дуная". Термин "славяне" автор ни разу не употребляет и вообще об этнической принадлежности ничего не говорит, а наличие в списке хазар (caziri) и, возможно, пруссов (brusi) это только подтверждает. То что в анонсе говорится о славянских племенах так это потому что данный анонс в разъяснением буквально переведен с немецкого , ссылка на который приведена чуть ниже. А там скорее всего потому что большинство этнонимов в списке действительно славянские, ибо соседями немцев на востоке в тот момент были в основном славяне. Но это не значит что в список не могли попасть и другие народы... Вопрос надо ставить не так: "что логичнее", а так: "что могло быть на самом деле". На мой взгляд это примерно одно и то же. Поскольку сказать точно как было мы в принципе не можем, то остается проанализировать все версии и выбрать наиболее логичную и непротиворечивую. Естественно, логика не должна идти вразрез фактам или получим Фоменко. А как Вы объясните с точки зрения "произвольности" и "бессистемности" такое свойство, как "чередование гласных в корне"? сИдеть-сАдиться, рЕзать-рАзить, прилЕгать- полОжить-полАгать. Ведь, это ж небезызвестное "чередование а/е". А они абсолютно не случайны и совершенно закономерны. Чередование корневых гласных в русском имеет следующие хорошо известные причины: 1. Так называемый общеиндоевропейский аблаут - чередование гласных в индоевропейских корнях. Его причины точно неизвестны но он происходит по вполне регулярным законам и его следы отмечены во всех индоевропейских языках. Это приведенные вами случаи. Хотя "а" там грамматически обусловлено, но это ладно, или мы окончательно уйдем от темы в область где мы все не слишком хорошо разбираемся... 2. Падение редуцированных - это беглые гласные: "пень" - "пнем" Соглашусь теоретически можно допустить сохрание корня "вар" как перегласованной по аблауту версии "вер". Но все же формы на -яги в славянском редки и все вызывают сильные подозрения в заимствовании (сразу оговорюсь, в славянском а не в русском). И опять же вопрос о происхождении термина не говорит о том к чему этот термин применялся, потому предлагаю вернуться к руси. А почему Вы так любите германцев? Возможно потому что я в школе учил немецкий А если серьезно, то я просто стараюсь быть объективным и поскольку сторонников "славянских" версий и так много, кому-то же надо быть оппонентом... А так я, например, кельтов больше уважаю... Lestarh, зато в письменных источниках четко зафиксировано, что скандинавы очень хорошо знали этот термин. И, если б "варяги" они применяли для именования себя самих, то в тех скандинавских источниках, где этот термин упомянут, хотя бы не было различия скандинавы - ва(е)ринги. Но в этих источниках как раз и сказано, что они себя отличают от ва(е)рингов. А можно поподробнее. Особенно про отличия. А почему славяне через фракийцев не могли заимствовать это у греков (или непосредственно у греков)? Даже меньше посредников получаестя, чем у германцев Германцы в течение пятисот лет непосредственно граничили с Римом, многие из них там бывали (в качестве заложников или солдат), в течение примерно пары столетий составляли значительную часть римской армии и в конце концов достигали высших ступеней иерархии империи... Славяне вообще столкнулись с Римом на пятьсот лет позже и накануне падения империи. О контактах славян с греками в довизантийский период вообще ничего неизвестно, а с фракийцами вопрос темный, потому как они не выжили, потомков не оставили и историки с археологами занимались ими меньше чем остальными... Lestarh, как насчет обсуждения этничности русов (из арабских источников) и прибалтийской Руси? ПРеделагаю этот вопрос, посльку здесь уже вовсю обсуждают лингвистику, перенсти на отдельну ветку. Как Вы на это смотрите? Модераторы молчат, значит, согласны С удовольствием, но хотелось бы делать это не параллельно, потому что трудно одновременно вести две мало связанные друг с другом дискуссии (элементарно не хватает времени на оба вопроса). Следует либо создать новую тему про русь, либо про лингвистику а здесь вернутся к вопросу о происхождении руси... Либо вообще создать две новые темы - про русь и про лингвистику, поскольку про гомилию патриарха Фотия уже все забыли Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 17 сентября, 2006 #284 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2006 Для всех Обсуждение темы славянов и руси перенес сюды: http://twow.ru/forum/index.php?showtopic=4032 Прошу всех по этому вопросу туда. А здесь, я думаю, можно оставить вопросы лингвистики Для Lestarh Не совсем. В тексте явно не оговорено что племена славянские. Вот ссылка на сам текст на латыни: Харашо. Убедили . Да и не принципиально это было для меня. На мой взгляд это примерно одно и то же. Поскольку сказать точно как было мы в принципе не можем, то остается проанализировать все версии и выбрать наиболее логичную и непротиворечивую. Естественно, логика не должна идти вразрез фактам или получим Фоменко. Может я опять неправильно выразился. Хотел сказать (что по сути и сказал сразу): То, что в первом варианте заменятеся всего одна буква, а во втором - три, на мой взгляд никак не говорит о том, что первый вариант более вероятный. Может, для византийцев заменить сканд. "f" на свое "п" более проблематично, чем заменить три буквы из славянского. Все-таки для меня больше вероятна версия, что исходной точкой возникновения наименования "колбяги" стал славяно-балтский регион Балтики. И от исходного колбяги произошло скандинавское (на севере) и византийское (на юге). Я больше склоняюсь, что маловероятно заимствование византийцами из скандинавского, когда между ними (византийцами и скандинавами) тысячи километров славянского массива. Тем более: Тексты всех саг были записаны не ранее XII века, конкретные списки еще моложе. Время возникновения считается совпадающим со временем правления конунга: 872 - 903 или сразу после. Я думаю, если признать появление наименования "кюльфинги" в 872 - 903, опираясь на запись саг XII века, то надо признать и появление русов в 7 веке, опираясь на сообщение Табари и др. источники, записанные позже. А так, в древнерусских и византийских летописях это термин появляется в 11 веке, всеж раньше чем в скандинавских. Посему у версия о скандинавском происхождении этого названия менее вероятна, чем славянская. А если серьезно, то я просто стараюсь быть объективным и поскольку сторонников "славянских" версий и так много, кому-то же надо быть оппонентом... Насчет оппонента - это правильно . Он нужён всегда . Соглашусь теоретически можно допустить сохрание корня "вар" как перегласованной по аблауту версии "вер". Но все же формы на -яги в славянском редки и все вызывают сильные подозрения в заимствовании (сразу оговорюсь, в славянском а не в русском). Lestarh, ну Вы меня опять запутали. Вы же сами сказали: Вариант -яга действительно встречается очень часто, и несомненно славянского происхождения, вариант -яг довольно редок. Так Вы все ж ЗА или ПРОТИВ? Или я че-то невнимательно прочитал... И опять же вопрос о происхождении термина не говорит о том к чему этот термин применялся, потому предлагаю вернуться к руси. Не вопрос, Может, я излишне зануден. Просто всегда стараюсь подытожить. А можно поподробнее. Особенно про отличия. Под "отличают" я имел в виду, что называют ва(е)нгов отдельно от себя (скандинавов). ТО есть, что я хочу сказать: 1) Скандинавские саги применительно к себе этот термин не употребляли; 2) Это термин скандинавы знали Вывод? Мой вывод: этот термин зародился никак не в скандинавской среде Германцы в течение пятисот лет непосредственно граничили с Римом, многие из них там бывали (в качестве заложников или солдат), в течение примерно пары столетий составляли значительную часть римской армии и в конце концов достигали высших ступеней иерархии империи...Славяне вообще столкнулись с Римом на пятьсот лет позже и накануне падения империи. О контактах славян с греками в довизантийский период вообще ничего неизвестно, а с фракийцами вопрос темный, потому как они не выжили, потомков не оставили и историки с археологами занимались ими меньше чем остальными... Предлагаю уточнить, а что именно заимствовали славяне у германцев? Идеологическую структуру бродячих дружин? Даже, если это предположить, причем здесь Рим? Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 19 сентября, 2006 #285 Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2006 Вопрос. Раз уже здесь идет обсуждение филологическое, скажите - Камчатнов - Старославянский язык, как оцениваете? Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти