Legio Опубликовано 25 февраля, 2006 #1 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 Античность породила великую городскую культуру. Давайте же обсудим античные полис и муниципий как формы социального устройства и государственного правления. Ссылка на комментарий
Гость Spartak Опубликовано 25 февраля, 2006 #2 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 Начнем с того что термины, кроме различий в структуре имеют разное языковое происхождение. Думаю удобно будет разобрать в сравнении Афин Перикла и Рима до ВПВ. Нужно сказать что в Риме те процессы колонизации, что были характерны для Греческого мира вплоть 7-5 в д.н.э. не утихали и продолжились в имперский период. Можно увидеть разницу между строительством городов монархами эллинистического периода и колонизацией классических греков. Римская колонизация сохраняла свои черты не зависимо от типа правления. Греческая колония или эллинский город могли признавать разные степени зависимости от иноземных завоевателей. Найдем ли мы хоть одну Римскую колонию до 3 в.н.э. признавшую власть иноземных вождей? Однако такие институты как «корпорации римских граждан» в чужеземных городах были более мобильны в политической и торговой ориентации. Ссылка на комментарий
Legio Опубликовано 25 февраля, 2006 Автор #3 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 2Spartak Начнем с того что термины, кроме различий в структуре имеют разное языковое происхождение. Думаю удобно будет разобрать в сравнении Афин Перикла и Рима до ВПВ. Мне кажется, что следует начать с того, что обе эти структуры постоянно эволюционриовали. Ссылка на комментарий
Maximus de Mole Опубликовано 25 февраля, 2006 #4 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 Тольок революционировали они с разной скоростью, у Рима это был долгий, нудный и болезненый процесс, чего не скажеш о Афинах Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 25 февраля, 2006 #5 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 Собственно, в Греции из пределов полиса никто и не вышел. Все эти союзы, морские и сухопутные, так и остались объединениями полисов. Рим же - это превращение города-государства в огромную империю. Процесс действительно долгий. Ссылка на комментарий
Legio Опубликовано 25 февраля, 2006 Автор #6 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 2Maximus de Mole это был долгий, нудный и болезненый процесс И крайне интересный процесс. 2Kapitan Процесс действительно долгий. Главное - продуктивный. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 25 февраля, 2006 #7 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 Да, что еще интересно, финикийские и греческие колонии (исключая выведенные Александром и его последователями в Азию) все прибрежные, помните, кажется Платона, «Греки живут вокруг моря, как лягушки вокруг болота» В тоже время многие римские колонии внутриконтинентальные, как, кстати и сам Рим. То есть в наличие некоторая изначальная разница в способах и направлениях колонизации. Опять же очень прочная связь колоний с метрополией характерна для римлян и финикийцев и в значительно меньшей степени для греков. Ссылка на комментарий
Legio Опубликовано 25 февраля, 2006 Автор #8 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 2Lestarh Опять же очень прочная связь колоний с метрополией характерна для римлян и финикийцев и в значительно меньшей степени для греков. Опять же, разные задачи. Греческие колонии создавались:1. Как "демографический шлюз"; 2. Обеспечение торговой экспансии метрополии; 3. Как источники сырья и рынки сбыта для метрополий. Римские колонии: 1. Как решение земельной проблемы; 2. Обеспечение военной экспансии метрополии; 3. Опорные пункты романизации провинций. Ссылка на комментарий
Xanthippos Опубликовано 25 февраля, 2006 #9 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 Давайте же обсудим античные полис и муниципий как формы социального устройства игосударственного правления. Для начала неплохо бы определиться с понятиями. Древнеримская политическая мысль различала два типа государств: монархия (regnum) и самоуправляющаяся община (civitas). Сам Рим, изначально основанный как regnum, после изгнания царей превратился в civitas, и римляне, как известно, этим очень гордились. Все иностранные государства, не являвшиеся монархиями (будь-то греческие полисы или варварские союзы племен), римляне называли civitates peregrinae. Т.е., когда слово "civitas" прилагается к античной городской общине, оно является полным синонимом слова "полис". А поскольку Рим был именно античной городской общиной, а не союзом племен, то он имеет полное право именоваться полисом. Теперь о том, что же такое муниципий. Слово municipium ведет свое происхождение от выражения "munera capere" ("нести повинности"). Городские общины (в период Республики только италийские) получали статус муниципия при инкорпорации их в состав Римского государства. Они обладали внутренним самоуправлением (в более или менее урезанном виде) и были полностью лишены права ведения какой-либо внешней политики. От муниципиев следует отличать колонии, которые имели совершенно другой правовой статус. В случае выведения колонии происходило не включение существующей civitas в состав Римско-италийского союза, а основание новой civitas, даже если колония выводилась в уже существовавшее поселение. "Колония" и "муниципий" никогда не были тождественными понятиями, поэтому начатое здесь обсуждение колонизационных процессов, на мой взгляд, немного не в тему. Таким образом, муниципий никогда не был самостоятельной формой социального устройства, альтернативной полису, и уж подавно он не был формой государственного правления, поскольку статус муниципия в принципе несовместим с государственным суверенитетом. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 25 февраля, 2006 #10 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 2Xanthippos Ну что ж, весьма полно и ясно. Ссылка на комментарий
Legio Опубликовано 25 февраля, 2006 Автор #11 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 (изменено) Т.е., когда слово "civitas" прилагается к античной городской общине, оно является полным синонимом слова "полис". Неверно. Полис представлял собой единство трех ссотовляющих: община, государство, город. Таким образом, муниципий никогда не был самостоятельной формой социального устройства, альтернативной полису, и уж подавно он не был формой государственного правления, поскольку статус муниципия в принципе несовместим с государственным суверенитетом. Все дело в том, что муниципию не требовалось государственный суверенитет. Это была новая структура социального управления, в рамках Pax Romana. То есть, наличие гос. суверенитета у полиса, и его отсутствие у муниципия - это одно из оснований для сравнения. Изменено 25 февраля, 2006 пользователем Legio Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 25 февраля, 2006 #12 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 2Legio Полис представлял собой единство трех ссотовляющих: община, государство, город. Не согласен!! Всем известно, что в состав полисов входили и другие города. Иногда их население обладало полными правами граждан данного полиса, иногда были какие-то ограничения. Во всяком случае, понятие полиса и общины не совпадало. Все дело в том, что муниципию не требовалось государственный суверенитет. Скорее, у него этот суверенитет отняли... Ссылка на комментарий
Legio Опубликовано 25 февраля, 2006 Автор #13 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 2Kapitan Не согласен!! Всем известно, что в состав полисов входили и другие города. Иногда их население обладало полными правами граждан данного полиса, иногда были какие-то ограничения. Во всяком случае, понятие полиса и общины не совпадало. "Понятия полис и гражданская община В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. Вслед за немецкими учеными XIX в. слово полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия). Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью. Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис – это не стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое общество объединением граждан (civitas от латинского слова civis – гражданин) или просто римским народом (populus Romanus). Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община. Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу "три" как категории общественной структуры придавалось сакральное значение. Правда, в последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую общину как догосударственное образование. Такой подход плодотворен тем, что позволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни и культуры растянутостью периода становления зрелой государственности." Скорее, у него этот суверенитет отняли... У муниципия не было суверенитета изначально. Само назначение муниципия его отрицает. А то, что суверенитет был у городского поселения до его превращения в муниципий - этой тема для другого обсуждения. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 25 февраля, 2006 #14 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 2 Kapitan Не согласен!! Всем известно, что в состав полисов входили и другие города. Иногда их население обладало полными правами граждан данного полиса, иногда были какие-то ограничения. Во всяком случае, понятие полиса и общины не совпадало. А поточнее... и с примерами. А то всем известно а вот мне как-то не очень... Ссылка на комментарий
Гость Spartak Опубликовано 25 февраля, 2006 #15 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 Xanthippos В этом и суть, что колониализм, каким он был у греков, применялся римлянами когда они одновременно включали италийские общины. На племенно союз слово муниципий не применимо, но структура в целом похожа. Опять таки с одноверменным выводом колоний. Ссылка на комментарий
Legio Опубликовано 25 февраля, 2006 Автор #16 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2006 (изменено) 2Всем Давайте изложим краткую схему местного самоуправления Италии в III в. до н.э. 1. Cives Romani – Римские граждане: a) Roma – Рим Сoloniae civium Romanorum – Колонии «Римского права» c) Municipes civium Romanorum (Civitates cum suffragio) – Муниципии «Римского права» d) Municipes civium Ceretanorum (Сivitates sine suffragio) – Муниципии «Церетанского права» 2. Сoloniae civium Latinum – Колонии «Латинского права» 3. Socii (Civitates foederatae) – Союзники 4. Dediticii - Подданые Изменено 25 февраля, 2006 пользователем Legio Ссылка на комментарий
Гость Spartak Опубликовано 26 февраля, 2006 #17 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2006 Кстати Ярослоав Зверев, в своей заметке, не различает вывод римских колоний от вывода муниципий. Интересно проследить какую роль те и другие будут играть в формировании имперского общества италии. Вот еще вопрос к камрадам, когда эллинские цари основывали города- обыкновенно там заселяли ветеранов, греческих колонистов, чать местного населения. Такие города были частью торговых факторий. Можно ли их считать колониями? Ссылка на комментарий
Веста Опубликовано 26 февраля, 2006 #18 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2006 2Spartak я думаю что можно...просто новые колонии больше не основывались как дочерние города индивидуальных метрополий, но поддерживались как вместилище космополитического духа греческого народа. Основные отношения между городами существовали не как взаимодействие одного с другим и обоих — с отдалённым материнским городом, но каждый действовал как центр кристаллизации в своей собственной среде, то есть во взаимосвязи со своими ближайшими соседями. Прежде всего, эти города существовали теперь не как вассалы государства, а как централизованно управляемые царства. Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 26 февраля, 2006 #19 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2006 2Spartak зверев неправ - статус у них был разный. Еще более разный статус у селевскидских поселений.. это по хорошему надо бы учесть.. Ссылка на комментарий
Diana_de_Puat'e Опубликовано 26 февраля, 2006 #20 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2006 Можно теперь я добавлю: Полис - это ОСОБОГО РОДА ОБЩИНА, членство в которой определяется владением участка полисной земли, таким образом граждане полиса - мужчины, владеющие землёй. Фаланга - это олицетворение полиса, она состои из всех его граждан, то есть тех самых мужчин. Но это НЕ город-государство, полис - это сами граждане! Я на это семестр потратила... На всю жизнь теперь запомнила. Муниципии появляются позже полиса. Ссылка на комментарий
Legio Опубликовано 26 февраля, 2006 Автор #21 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2006 2Spartak Интересно проследить какую роль те и другие будут играть в формировании имперского общества италии. Именно Италии или всей империи в целом? Кстати Ярослоав Зверев, в своей заметке, не различает вывод римских колоний от вывода муниципий. Колонии и муниципии имели большие различия как "внутри" себя, так и по отношении к друг другу. Можно ли их считать колониями? В каком-то смысле да. Но данные города основывались как точки опоры для новой, территориальной формы управления. Ссылка на комментарий
Xanthippos Опубликовано 26 февраля, 2006 #22 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2006 2Kapitan Всем известно, что в состав полисов входили и другие города. Иногда их население обладало полными правами граждан данного полиса, иногда были какие-то ограничения. Во всяком случае, понятие полиса и общины не совпадало. Полис - это и есть античная гражданская община, а вот количество населенных пунктов в полисе не обязательно равно единице. Общеизвестно, что Спарта являлась полисом, но до эллинистической эпохи она не существовала как город. Путаницу в этот вопрос вносит сама этимология слова "полис", для которого значения "община" и "государство" являются переносными, а буквальное значение его такое же, как у русского слова "город", т.е. огороженное место. Поэтому сами греки могли употреблять слово "полис" и в том, и в другом смысле. 2Lestarh А поточнее... и с примерами. А то всем известно а вот мне как-то не очень... Любой римский municipium cum suffragio et ius honorum представлял собой полноправную часть римской гражданской общины. Именно поэтому, например, уроженец Тускула Катон Старший смог пройти весь римский cursus honorum вплоть до высших должностей (консула и цензора). Ссылка на комментарий
Legio Опубликовано 26 февраля, 2006 Автор #23 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2006 2Xanthippos Полис - это и есть античная гражданская община Как одно из значений слова "полис". Полис - особая форма политической, экономической, социальной и культурной организации античного общества. Ссылка на комментарий
Гость Spartak Опубликовано 26 февраля, 2006 #24 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2006 Legio Цитата Интересно проследить какую роль те и другие будут играть в формировании имперского общества италии. Именно Италии или всей империи в целом? Муниципии, колонии в италии на имперское общество в целом. В формировании общества крупных латифундистов и городской элиты. Chernish Еще более разный статус у селевскидских поселений.. это по хорошему надо бы учесть.. Но племена входившие в азиатские монархии имели вассальную зависимость. Это конечно не сравнимо с союзническими отношениями и несением повинности в италии. а вот статус городов. Давался ли Селевкидами городам статус колонии? И если да, не было ли это формальным названием. И монархи предпочитали копировать отношение город/племя по примеру Македонии. Веста но поддерживались как вместилище космополитического духа греческого народа а как централизованно управляемые царства. Или просто поменялась ориентация? Если в классическом полисе, племена ориентировались на колонии и по цепочке на город метрополию, то в эллинских монархиях основанные города ориентировались на племена, с сохранением греческого духа. Diana_de_Puat'e Можно теперь я добавлю: Полис - это ОСОБОГО РОДА ОБЩИНА, членство в которой определяется владением участка полисной земли, таким образом граждане полиса - мужчины, владеющие землёй. Фаланга - это олицетворение полиса, она состоит из всех его граждан, то есть тех самых мужчин. Но это НЕ город-государство, полис - это сами граждане! Я на это семестр потратила... На всю жизнь теперь запомнила. Муниципии появляются позже полиса. культуролог бы с этим поспорил. менталитет античности сакрализировал родные места. Стены, Храмы, Рощи- все это было родиной и было священным. Духи предков, Боги- все это обитало в стенах метрополии и колоний и было косвенно связанно с ассамблеей граждан. В сознании древних родина именно как место а не только как община. Государство это не только институты власти. А власть не только людская. Legio Цитата Можно ли их считать колониями? В каком-то смысле да. Но данные города основывались как точки опоры для новой, территориальной формы управления. А у римлян нет? Ссылка на комментарий
Legio Опубликовано 27 февраля, 2006 Автор #25 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2006 2Spartak Муниципии, колонии в италии на имперское общество в целом. В формировании общества крупных латифундистов и городской элиты. Начнем с того, к I в. до н.э. в указанной мною системе:1. Cives Romani – Римские граждане:a) Roma – Рим Сoloniae civium Romanorum – Колонии «Римского права» c) Municipes civium Romanorum (Civitates cum suffragio) – Муниципии «Римского права» d) Municipes civium Ceretanorum (Сivitates sine suffragio) – Муниципии «Церетанского права» 2. Сoloniae civium Latinum – Колонии «Латинского права» 3. Socii (Civitates foederatae) – Союзники 4. Dediticii - Подданые произошли изменения. Муниципии «Церетанского права» были повышены в статусе до муниципий «Римского права», а колониальная политика Рима находилась в упадке из-за постоянных конфликтов между полководцами по поводу наделения землей их солдат. Последняя колония «Латинского права» была основана в 171 г. до н.э., хотя, например, Август и пытался возродить этот институт в Северной Италии. Таким образом, на протяжении Принципата сложилась система из: 1. Колоний 2. Муниципий 3. Союзников (т.н. Федератов) 4. Подданых (т.н. Префектур) Однако при том же Августе колониям была возращена их военная роль и прежний высокий статус, благодоря привилегиям ветеранов, которых после Гражданских войн насчитывалось 150-170 тыс. Но наиважнейшую роль играли муниципии - микрокопии Рима. Именно муниципальная аристократия - декурионы - являлась опорой императорской власти и источником обновления Сената. Своего рода патрцианство в миниатюре. Декурионами были большие и средние землевладельцы, финансовые магнаты провинциального уровня, владельцы крупных ремесленных мастерских. Так же следует отметить августулов - муниципальных всадников, представлявших собой "средний класс", которые как и декурионы участвовали в синтезе имперской элиты. Следует отметить, что члены династий Флавиев и Антонинов были выразителями интересов именно муниципальной аристократии. Legio Цитата А у римлян нет? Первоначально колонии основывались как части Рима-полиса, т.е. составляли с ним единое политико-социальное пространство. Но с появлением муниципий был дан старт для териториального государства. Это был очень длительный процесс: с создания первого муниципия в Тускулуме в 381 г. до н.э. - до эдикта Каракалы 212 г. н.э., предоставившего римское гражданство всем свободным жителям Римской империи. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти