Haktar Опубликовано 12 октября, 2005 #1 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2005 Я не нашёл более подходящей темы для обсуждения альтернативных путей истории, поэтому решил открыть здесь новую тему. Для начала привожу часть произведения американского писателя-фантаста Пола Андерсона "Эутопия" "Допустим, например, что Александр Завоеватель не оправился от лихорадки, которая прихватила его в Вавилоне. Допустим, что он умер именно тогда. Но так действительно произошло, и не в одной из историй. Войны за наследство развалили империю. Развитие Эллады и Востока пошло разными путями. Наука выродилась в метафизику, а затем - в мистицизм. Ослабленную цивилизацию Средиземноморья постепенно подмяли римляне - холодный, нетворческий народ, даже после уничтожения Коринфа цинично называвший себя наследником Эллады. Позже один еврейский пророк-еретик основал мистический культ, легко найдя последователей во всем остальном мире, поскольку печаль переполняла человеческую жизнь. Возник культ, не знавший слова "терпимость". Его жрецы отрицали любые пути, которыми можно прийти к Господу, кроме собственного; вырубали священные рощи, вышвыривали из храмов статуи древних богов и убивали последних людей со здравым рассудком. Да, думал Язон, со временем они утратили свое влияние и значение. Благодаря этому смогла воскреснуть наука - почти на две тысячи лет позднее, чем у нас. Но яд остался: слишком много людей убеждены, что человек должен приспосабливаться не только к господствующим формам поведения, но также к господствующей идеологии. В Америке это называется тоталитаризмом, и именно он породил омерзительнейшее изобретение - атомное оружие. Ненавижу ту историю - ее грязь, ее расточительство, ее предрассудки, ее лицемерие, ее безумие. Никогда у меня не будет более трудного задания, чем тогда, когда я был вынужден выдавать себя за американца, чтобы изнутри узнать, что эти люди думают сами о себе. Мне жаль тебя, бедный, обесчещенный мир. И я не знаю, что лучше, - пожелать ли тебе скорейшего самоуничтожения, или же надеяться, что когда-нибудь твои потомки поймут, как надо правильно жить и узнают, что есть люди, которые счастливы уже многие сотни лет." Что вы думаете об этом? Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 13 октября, 2005 #2 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2005 2Haktar римляне - холодный,нетворческий народ Позже один еврейский пророк-еретик основал мистическийкульт ... не знавший слова "терпимость". История это при всех слабостях отрасль знания претендующая на научность. Что подразумевает - отказ от произвольного наклеивния ярлыков и построения на их основе ложных концепций. Эти цитаты показывают как на двух вырванных из контекста и заведомо лживых утверждениях возводится чуть ли не "альтернативная история". Цена такому сооружению - ноль без палочки. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 13 октября, 2005 #3 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2005 2Haktar Бред, конечно. Особенно мне понравился пассаж про тоталитаризм, породивший атомное оружи. Ссылка на комментарий
Aleksander Опубликовано 13 октября, 2005 #4 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2005 2Chernish 2Kapitan Камрад процитировал отрывок из фантастического рассказа Пола Андерсена. Причем речь идет о точке зрения одного грека, исследователя параллельных миров. Вот его после общения с "варварами" и потянуло на философию. Думаю не стоит воспринимать эти измышления Андерсона всерьез, писателю нужна была причина по которой появился мир главного героя и он ее придумал. 2Haktar Камрад фантастический рассказ это хорошо. Но где альтернатива? Хотелось бы увидеть более четкую формулировку. Ссылка на комментарий
GOROD Опубликовано 13 октября, 2005 #5 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2005 и еще одна развилка истории. кочевники обратают мировое господство и люди живут в степи вместо городов. Ссылка на комментарий
Haktar Опубликовано 13 октября, 2005 Автор #6 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2005 2Aleksander Камрад процитировал отрывок из фантастического рассказа Пола Андерсена. Причем речь идет о точке зрения одного грека, исследователя параллельных миров. Вот его после общения с "варварами" и потянуло на философию. Думаю не стоит воспринимать эти измышления Андерсона всерьез, писателю нужна была причина по которой появился мир главного героя и он ее придумал. Во во, понял ты меня (видимо так-же прочитал этот рассказ ). Я например также несогласен с некоторыми аспектами этого отрывка (например то что римляне холодный и нетворческий народ, холодный да, но вот то что он не творческий, я с этим не согласен), но нельзя же сразу выкидать в "корзину" работу вполне заслеженного писателя! 2Aleksander Но где альтернатива? Хотелось бы увидеть более четкую формулировку. Мне просто хочется узнать альтернативу тому чтобы было с миром если допустим Великий Александр (наверное один из самых великих личностей человечества), прожил бы допустим ещё годков тридцать. А почему отрывок из фантастического рассказа? Да потому что тема близка к этому. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 13 октября, 2005 #7 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2005 2Haktar Мне просто хочется узнать альтернативу тому чтобы было с миром если допустим Великий Александр (наверное один из самых великих личностей человечества), прожил бы допустим ещё годков тридцать. Где-то во второй половине 80-х я прочитал в одном из журналов, (кажется, знание-сила, но не уверен), статью именно на эту тему: что было бы, если бы Александр не умер. Автор, какой-то англосакс, предположил, что сия великая личность завоюет и Западное Средиземноморье, и Индию, и Китай, а мы сейчас могли бы жить при Александре 200-ом, если не более. С юморком товарищ. Ссылка на комментарий
Haktar Опубликовано 13 октября, 2005 Автор #8 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2005 2Kapitan предположил, что сия великая личность завоюет и Западное Средиземноморье, и Индию, и Китай, Ну врятли он один столько мог завоевать, но вот его преемники... Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 14 октября, 2005 #9 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2005 2GOROD и еще одна развилка истории.кочевники обратают мировое господство и люди живут в степи вместо городов А вот это уже нереально. Во-первых, кочевники обретали почти мировое господство при Чингизе, но это не привело к исчезновению городов. Во-вторых, города имели и сами кочевники. Половцы, например. Им ведь надо было где-то торговать, изготавливать железо и т.д. Кочевничество имеет некотрые противоречие с оседлым сельским хозяйством, ибо с точки зрения кочевника пашня - это испорченное место для кочевки , а с точки зрения земледельца незасеянная земля - это преступление против жизни. Но с городской цивилизацией никаких противоречий нет. Конечно, во время завования кочевниками оседлых территорий неизбежно происходит разрушение значительной части городов. Так было на Руси, так было в Персии. Но потом они все равно отстраиваются. В Персии вплоть до Пехлеви все правители были Тюрками-кочевниками, и даже кочевали вместе с простыми пастухами, но города-то с Персами внутри все равно остались... Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 14 октября, 2005 #10 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2005 2Haktar Мне просто хочется узнать альтернативу тому чтобы было с миром если допустим Великий Александр (наверное один из самых великих личностей человечества), прожил бы допустим ещё годков тридцать.А почему отрывок из фантастического рассказа? Да потому что тема близка к этому. "Македонский гамбит" - http://www.ozon.ru/?from=yandexmarket&cont...2&partner=metas там есть две альтернативы. 2Kapitan Где-то во второй половине 80-х я прочитал в одном из журналов, (кажется, знание-сила, но не уверен), статью именно на эту тему: что было бы, если бы Александр не умер. Автор, какой-то англосакс, предположил, что сия великая личность завоюет и Западное Средиземноморье, и Индию, и Китай, а мы сейчас могли бы жить при Александре 200-ом, если не более. С юморком товарищ. Это вообще то - очень знаменитый товарищ, на самом деле. Тойнби - его фамилия. а вот и собственно http://ancient.ru/topics/data/makedonia/al...lterativ_01.htm 2GOROD еще одна развилка истории.кочевники обратают мировое господство и люди живут в степи вместо городов. Кроме степи - еще много ландшафтов, на Земле. И земледелие - может прокормить гораздо больше людей (с одного размера), чем животноводство. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 14 октября, 2005 #11 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2005 Земледельческие народы стоят на гораздо более высоком культурном уровне. Захват кочевниками земледельческих стран неизменно приводил к переходу к оседлой жизни. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 14 октября, 2005 #12 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2005 (изменено) 2Kapitan Земледельческие народы стоят на гораздо более высоком культурном уровне. Тезис довольно сомнительный. Культура создается в городах. А крестьянин -независимо, кочевник он или землепашец, невежественнен и ограничен. Просто в силу ограниченности поступающей к нему внешней информации. Раньше кочевники были даже в более выигрышной ситуации, поскольку они были менее подвержены "информационному голоду" ввиду постоянных перемещений и встречь с новыми людьми. Проигрывать в образованности кочевники стали тогда, когда разные государства озаботились всеобщим образованием - действительно, устроить сельскую школы и обучать детишек оседлых крестьян легче, чем организовать такое же для кочевников. Захват кочевниками земледельческих стран неизменно приводил к переходу к оседлой жизни. Пример хоть один приведите. Изменено 14 октября, 2005 пользователем jvarg Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 14 октября, 2005 #13 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2005 2jvarg Цитата Захват кочевниками земледельческих стран неизменно приводил к переходу к оседлой жизни. Пример хоть один приведите. Древний мир: захват кочевниками Двуречья, касситы и прочие. Средние века: вторжение кочевников в Китай. Вторжение турок-сельжуков в Переднюю и Малую Азию. Создание Арабского халифата. И везде, где под власть кочевников попадали земледельческие народы, кочевники сами оседали. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 14 октября, 2005 #14 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2005 А халифат-то здесь причем? Все остальные примеры - не удачны. Это было не вторжение кочевников, как таковых, а захват власти немногочисленной группой кочевников. Т.е. они превращались не в земледельцев, а в новую знать. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 14 октября, 2005 #15 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2005 2jvarg А халифат-то здесь причем? При том, что арабы были кочевниками. Там, где они оставались в степях и пустынях, они такими и остались, там, где они попадали в земледельчискую среду, Египед, например, они сами переходили к земледелию. Это было не вторжение кочевников, как таковых, а захват власти немногочисленной группой кочевников. Т.е. они превращались не в земледельцев, а в новую знать. Да? То есть, по-вашему, это были своего рода дворцовые перевороты? Почитайте труды по истории этих стран. Ссылка на комментарий
Haktar Опубликовано 15 октября, 2005 Автор #16 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2005 Продолжая тему об Александре Македонского, вот прочитайте это произведения (чьё оно, говорить не буду ) http://haktar.sbn.bz/Alex.zip А вот часть его: Вскоре Александру представился случай покинуть Иберию. В Италии вели войну два племени-самниты и латины. Первые, потерпев поражение, попросили помощи у царя. Александр тотчас воспользовался этим. Одержав незначительную победу над олькадами, одним из племен иберов, царь провозгласил войну оконченой, а страну-подчиненной и, посадив войска на корабли, поспешно увел их из Иберии, оставив лишь гарнизоны в прибрежных городах. Это был первый случай, когда Александр прекратил поход не из-за невозможности победить, но убоявшись трудностей продолжения войны. CXI. В Италии к Александру явились послы от всех греческих колоний с мольбами о помощи: в царе видели теперь защитника греков во всем мире-в Азии-от персов, в Сицилииот карфагенян, в Италии же врагами греков были латиняне. Этот народ будто бы произошел от Ромула, сына Энея, спасшегося из погибшей Трои, и по этой причине их столица называется Рома. В то время, как большинство племен Италии перенимало обычаи и ремесла у греков, признавая их первенство среди народов, латиняне, отличавшиеся храбростью и гордостью, не допускали к себе ничего чужеземного. Предметом особой гордости латинян было то, что они сохранили в неприкосновенности обычаи предков, из которых главными считались храбрость, неприхотливость во всем и верность отчизне. Рассказывают, что однажды вражеское войско подступило к Роме. Один из латинян задумал убить царя врагов. Пробравшись в палатку царя, он, однако, ошибся и убил одного из царских приближенных. Тотчас схваченный, он проявил небывалую твердость духа, когда сам опустил свою руку в жаровню, приготовленную для пытки, и спокойно переносил боль. Пораженные этим, враги предпочли заключить мир." Ссылка на комментарий
GOROD Опубликовано 17 октября, 2005 #17 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2005 ну вот и дискуссия по моему предложению. я не правильно выразился лучше было бы сказать заместо связки "город--село" появилась бы связка "город -- степь". в городе жил бы минимум людей который нужен для ремесла, науки и политики. а остальные кочуют вокруг. и еще одна развилка. а вот если Герон смог бы внедрить свой паровой котел в промышленых масштабах??? ну хотя бы во флоте? Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 17 октября, 2005 #18 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2005 2GOROD и еще одна развилка.а вот если Герон смог бы внедрить свой паровой котел в промышленых масштабах??? ну хотя бы во флоте? Для внедрения - парового котла, надо немерянно сопуствующих изобретений. Блин, видел, как-то книгу - типа "Изобретения - время которых не пришло", там описывались и Паровая герона и Батарейки Аккадцев и тому подобные вещи. И подробно расписывалось, чего надо чтоб внедрить, огромный список получался. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 17 октября, 2005 #19 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2005 2GOROD в городе жил бы минимум людей который нужен для ремесла, науки и политики.а остальные кочуют вокруг. Опыт истории показывает, что кочевникам города практически не нужны. В лучшем случае - как место обмена на предметы роскоши. Потому как ведут натуральное хозяйство. Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 17 октября, 2005 #20 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2005 2Kapitan Опыт истории показывает, что кочевникам города практически не нужны. В лучшем случае - как место обмена на предметы роскоши. Потому как ведут натуральное хозяйство. пример? Насколько, я знаю, для производства большинства продуктов (необходимых человеку), кочевой образ жизни не подходит. Короче - на одном мясе/молоке, долго не протянешь. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 17 октября, 2005 #21 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2005 (изменено) [ А халифат-то здесь причем? При том, что арабы были кочевниками. Там, где они оставались в степях и пустынях, они такими и остались, там, где они попадали в земледельчискую среду, Египед, например, они сами переходили к земледелию. Ну, во-первых не все арабы были кочевниками. Были племена Бедуинов, но там, где позволяли природные условия, жили и земледельческие племена. Что касается Египта - создание Халифата это не было РАСселением арабов на захваченные земли. Это было превращение покоренных народов в Арабов. По языку и религии. Но это не значит, что принимая язык и веру, люди отказывались от проверенного веками способа хозяйствования, подходящего для данной территории. Это было не вторжение кочевников, как таковых, а захват власти немногочисленной группой кочевников. Т.е. они превращались не в земледельцев, а в новую знать. Да? То есть, по-вашему, это были своего рода дворцовые перевороты? Почитайте труды по истории этих стран. Да читал, знаете ли. Я не говорю про дворцовые перервороты. Когда я говорю "немногочисленная группа", я имел ввиду количественное отношение к основному населению, но это не значит, что заявилось человек 20 кочевников и устроили переворот. В Китае, например, кочевники превращались или в профессиональных потомственных солдат, либо в аристократию. Но не в земледельцев. Конечно, после этого внуки кочевников, ставшие Китайскими аристократами, могли разорится и стать земледельцами. Но это была цепочка: «Кочевник» –> «Аристократ-чужак» –> «Аристократ –Китаец» –> «Разорившийся аристократ –Китаец» –> «Земледелец». Аналогичный процесс с солдатами. Т.е. сразу по завоевании кочевники на землю не садились. Этому должна было предшествовать ассимиляция. Изменено 17 октября, 2005 пользователем jvarg Ссылка на комментарий
Aleksander Опубликовано 17 октября, 2005 #22 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2005 Подкину вам пару мыслей. Кочевники так сказать в чистом виде- малые народы севера. Из преимуществ фактическая изоляция до последнего времени от оседлых соседей. минус слишком тяжелые условия жизни. Теперь о городах. Помните Бишбалык? Сарай как пример более спорен, но можно вспомнить Каракорум. Вот только перспективы бурного технического прогресса такого общества вызывают определенные сомнения. За отсутствием потребности в таковом. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 17 октября, 2005 #23 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2005 2Aleksander Кочевники так сказать в чистом виде- малые народы севера А монголы или казахи? А вообще, основной минус кочевого хозяйства - значительно большая площадь на одного человека, необходимая для прокорма (по сравнению с оседлым сельским хозяйством). Но в древности это было не так страшно. Из плюсов - легкость ухода от угнетения. Прижал тебя кто-либо - свернул шатры, и только тебя и видели. Из-за этого социальные противоречия в кочевых обществах были значительно ниже, чем в оседлых. Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 17 октября, 2005 #24 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2005 2jvarg Из плюсов - легкость ухода от угнетения. Прижал тебя кто-либо - свернул шатры, и только тебя и видели. Из-за этого социальные противоречия в кочевых обществах были значительно ниже, чем в оседлых. и куда ты делся? Все источники воды, давно поделены, любой кашпык - тебя убьет (раз ты ушел из под защиты рода), не лучшая альтернатива - однако. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 17 октября, 2005 #25 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2005 2jvarg Хочется заметить, что аристократией становились вожди завоевателей. Рядовая масса очень быстро смешивалась с населением и превращалась в таких же простолюдинов. 2jvarg легкость ухода от угнетения. Прижал тебя кто-либо - свернул шатры, и только тебя и видели Или догнали и всех под корень вырезали. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти