Фольклор – объяснения невероятного - Страница 2 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Фольклор – объяснения невероятного


Svetlako

Рекомендуемые сообщения

Может кто слышал о такой версии, что Баба Яга была списана с реального персонажа? То ли у печенегов, то ли у половцев была ханша, которая вела войны, и у нее было похожее на Бабу Ягу имя?

Ссылка на комментарий

2Danya

Может кто слышал о такой версии, что Баба Яга была списана с реального персонажа? То ли у печенегов, то ли у половцев была ханша, которая вела войны, и у нее было похожее на Бабу Ягу имя?

только не у печенегов/половцев, а у Савроматских амазонок.

Ссылка на комментарий

Такой версии не слышал. :( Имя чаще возводят к финно-уграм...

Но версию о тюркском происхождении от Бабай-Ага слышал.

 

А по Бабке-Ёжке дам цитату из себя любимого :) (только не подозревайте меня в гермафродитизме :) - просто речь идет от лица персонажа женского пола :) )

 

Среди всех фольклорных персонажей мне больше всего нравится Баба-яга. Из женской солидарности, может быть. А что вы имеете против? Ну, дурной характер у старухи - а у кого в старости он улучшается. Ну, место жительства и привычки странные - а кто сказал, что наши привычки понравятся нашим внукам. Но в ответ на просьбу: и покормит, и попоит, и в бане помоет, и спать положит. А наутро еще какую-нибудь дорогу укажет. Что вам еще от человека надо? Да, не всем указывала. Да, иногда детей таскала. Противоречивая личность. Но в сравнении с злодеем без страха и упрека Кащеем или совсем уже звероящером Горынычем она - мила и добра.

  К чему это я? А к тому, что, по-моему, отношения славян и других местных племен, с которыми славяне не воевали, а мирно сожительствовали и перемешивались, нашли фольклорное отражение именно в фигуре Бабы-яги. Кочевник-степняк, приходящий ордой - это многоглавый Горыныч. А Баба-яга - она родственница... Бабушка...

  Помните ее частокол с тычинками, на которых человечьи головы торчат. Поищем-ка, кто таким способом поминовения врагов пользовался? Сказочник Саксон Грамматик бает, что в стране Биармии окружали храмы такими оградами. Вторит ему и Генрих Латвийский, говоря об аналогичном поведении земгалов в отношении побежденных ими эстов. Вот они - ученики Бабы-Яги! Славяне, с головами погибших обращавшиеся несколько отличным образом, заборы святилищ, украшенные черепами, должны были запомнить надолго. Как и "домики мертвых" на куриных ножках, которые скорее всего за этими заборами и стояли (NB Это об обычаях древней мордвы ставившей на могилах свайные домики - Светлако).

  Пойдем дальше по бытописанию Яговны... Был за ней грех - пытаться сажать человека на лопату и пихать его в печь. Людоедство в любом из европейских племен времени начала тысячелетия я отвергаю сразу, значит цель этого процесса в реальности была другой. Попробуем найти еще одну аналогию в культовых похоронных действиях наших предков. Обряд трупосожжения в те годы был распространен ровно настолько же, как и трупоположение (то есть просто закапывание в землю). А вот в домики мертвых ссыпали как раз прах кремированный. Так и видится мне огромная печь или огромный кострище на площадке, куда огромная баба-шаманка на не менее огромной лопате отправляет новопреставленного, а потом сметает веничком его опаленные огнем косточки и ссыпает их с помощью той же самой лопаты в сосуд-ступу... А почему именно ступу? И почему эта ступа ассоциируется с некими полетами? Вот вам еще одна интересная на мой взгляд гипотеза. Известен ряд археологических культур, могильники которых не удается найти. Например, черняховцы на Львовщине. Селища с городищами на месте, а кладбищ нет. Но ведь не бессмертием эти люди были больны. Я вполне допускаю, что та самая ступа использовалась Бабой-Ягой для истирания костей в пыль, а потом... Улетал прах по ветру, уносился в ту сторону, откуда по преданию вышел народ...

  Если вспомнить о явственной примеси матриархата во многих культурах - о бабах-литейщицах я уже говорила (NB Это об преимущественном занятии именно женщинами литьем в эпоху бронзы в финно-угорских племенах), теперь пришел черед баб-шаманок - а также о том, что у славян волхвованием занимались преимущественно мужики, то становится ясным, что Баба-Яга - это квинтэссенция всех пугающих отличий в погребальных обычаях у встреченных славянами чужаков. Чужаков, но не врагов. Чужаков, которые жили рядом. Чужаков, которые звали соседей на тризну - а иначе, где увидели бы славяне все эти подробности.

 

И еще интересное наблюдение из недавних. Помните эта Яга все приговаривает "Фу-фу-фу, русским духом пахнет"

А вот в "Сказках Матушки гусыни" - древнейшем и простейшем англоязычном фольклоре есть такое:

 

"Fee! Fie! Foe! Fum!

I smell the blood of an Englishman.

Be he 'live, or be he dead,

I'll grind his bones to make my bread"

(Фи Фай Фо Фам

Я чую кровь англичанина

Живой он или мертвый

Я смелю его кости себе на хлеб)

 

Практически полная аналогия. Так что Яговна - старушка интернациональная :)

 

Кстати, :offtop: кто любит Кренберриз там у Долли есть песня "Фи-Фай-Фо" - так не зная "Сказок матушки гусыни" кое-что в ней не почувствуешь...

Изменено пользователем Svetlako
Ссылка на комментарий

2Svetlako

Фу-фу-фу, русским духом пахнет"

я знаю почему - потому что,от Иванушки за версту несло самогоном и чесноком! :lol::lol: Против такого душка трудно устоять... :lol:

Ссылка на комментарий

Вообще то считается, что "Баба яга" произошло от "Бааб-ага" - должность чиновника Османской Империи, набиравший (насильно) христианских детей на янычаpскyю слyжбy.

Ссылка на комментарий

2jvarg

 

Тут надо отделять имя от поведения :) . Имя чаще мигрирует чем унутренняя сущность. А аналогичные герои (бабы-людоедки) есть

- Сюоятар у финнов и карел,

- Шамус у тюрков,

- Лайума у литовцев.

 

это поблизости. А так они интернациональны как я уже говорил.

 

А наиболее часто повторяющийся мотив к притягивании Бабы-Яги к финно-уграм - это знаменитая Яга-Баба (Золотая Баба камских племен).

 

Но естественно у славян - это компилятивный образ и имя.

Изменено пользователем Svetlako
Ссылка на комментарий

Весьма ИМХО интересная деформация одного фольклорного персонажа.

В западном фольклоре существует так называемый "princess test" (тест на принцессу), заключающийся в том, что перед свадьбой принцессе приносят поцеловать лягушку. Последняя принцесса, которая подверглась этому испытанию, насколько я знаю, была норвежка - лет 5 назад. Норвежцы считают этот обычай именно своим - и поэтому оносятся к нему очень пиететно.

 

Я думаю, что все почувствовали параллель со сказкой об Иване-царевиче и его невесте-лягушке. А вот вопрос: Почему лицо царственной крови, входящее в "противоестественные" :) отношения с лягушкой, в данном фольклорном эпизоде при переходе через границу сменило пол? Там принцесса - у нас царевич!

И почему именно лягушка! Уж больно неаппетитное создание. Обычно фигурирует в фольклоре как материал для вареного зелья. :) А тут такая честь!

Изменено пользователем Svetlako
Ссылка на комментарий

2Alias

Вроде бы образ этот появился из-за кочевников, которые частенько покрывали себя волчьими шкурами.

 

Они больше тотемизировали и главным образом собаку. Волк ИМХО уже поздняя интерпретация. Его благодарить не за что в отличие от собаки. И имена собачьи были популярны.

 

Волчья (читай собачья) голова была и на значках сарматов и на знаменах хунну/гуннов/тюрков.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.