Danya Опубликовано 9 сентября, 2005 #26 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2005 Может кто слышал о такой версии, что Баба Яга была списана с реального персонажа? То ли у печенегов, то ли у половцев была ханша, которая вела войны, и у нее было похожее на Бабу Ягу имя? Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 9 сентября, 2005 #27 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2005 2Danya Может кто слышал о такой версии, что Баба Яга была списана с реального персонажа? То ли у печенегов, то ли у половцев была ханша, которая вела войны, и у нее было похожее на Бабу Ягу имя? только не у печенегов/половцев, а у Савроматских амазонок. Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 9 сентября, 2005 Автор #28 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2005 (изменено) Такой версии не слышал. Имя чаще возводят к финно-уграм... Но версию о тюркском происхождении от Бабай-Ага слышал. А по Бабке-Ёжке дам цитату из себя любимого (только не подозревайте меня в гермафродитизме - просто речь идет от лица персонажа женского пола ) Среди всех фольклорных персонажей мне больше всего нравится Баба-яга. Из женской солидарности, может быть. А что вы имеете против? Ну, дурной характер у старухи - а у кого в старости он улучшается. Ну, место жительства и привычки странные - а кто сказал, что наши привычки понравятся нашим внукам. Но в ответ на просьбу: и покормит, и попоит, и в бане помоет, и спать положит. А наутро еще какую-нибудь дорогу укажет. Что вам еще от человека надо? Да, не всем указывала. Да, иногда детей таскала. Противоречивая личность. Но в сравнении с злодеем без страха и упрека Кащеем или совсем уже звероящером Горынычем она - мила и добра. К чему это я? А к тому, что, по-моему, отношения славян и других местных племен, с которыми славяне не воевали, а мирно сожительствовали и перемешивались, нашли фольклорное отражение именно в фигуре Бабы-яги. Кочевник-степняк, приходящий ордой - это многоглавый Горыныч. А Баба-яга - она родственница... Бабушка... Помните ее частокол с тычинками, на которых человечьи головы торчат. Поищем-ка, кто таким способом поминовения врагов пользовался? Сказочник Саксон Грамматик бает, что в стране Биармии окружали храмы такими оградами. Вторит ему и Генрих Латвийский, говоря об аналогичном поведении земгалов в отношении побежденных ими эстов. Вот они - ученики Бабы-Яги! Славяне, с головами погибших обращавшиеся несколько отличным образом, заборы святилищ, украшенные черепами, должны были запомнить надолго. Как и "домики мертвых" на куриных ножках, которые скорее всего за этими заборами и стояли (NB Это об обычаях древней мордвы ставившей на могилах свайные домики - Светлако). Пойдем дальше по бытописанию Яговны... Был за ней грех - пытаться сажать человека на лопату и пихать его в печь. Людоедство в любом из европейских племен времени начала тысячелетия я отвергаю сразу, значит цель этого процесса в реальности была другой. Попробуем найти еще одну аналогию в культовых похоронных действиях наших предков. Обряд трупосожжения в те годы был распространен ровно настолько же, как и трупоположение (то есть просто закапывание в землю). А вот в домики мертвых ссыпали как раз прах кремированный. Так и видится мне огромная печь или огромный кострище на площадке, куда огромная баба-шаманка на не менее огромной лопате отправляет новопреставленного, а потом сметает веничком его опаленные огнем косточки и ссыпает их с помощью той же самой лопаты в сосуд-ступу... А почему именно ступу? И почему эта ступа ассоциируется с некими полетами? Вот вам еще одна интересная на мой взгляд гипотеза. Известен ряд археологических культур, могильники которых не удается найти. Например, черняховцы на Львовщине. Селища с городищами на месте, а кладбищ нет. Но ведь не бессмертием эти люди были больны. Я вполне допускаю, что та самая ступа использовалась Бабой-Ягой для истирания костей в пыль, а потом... Улетал прах по ветру, уносился в ту сторону, откуда по преданию вышел народ... Если вспомнить о явственной примеси матриархата во многих культурах - о бабах-литейщицах я уже говорила (NB Это об преимущественном занятии именно женщинами литьем в эпоху бронзы в финно-угорских племенах), теперь пришел черед баб-шаманок - а также о том, что у славян волхвованием занимались преимущественно мужики, то становится ясным, что Баба-Яга - это квинтэссенция всех пугающих отличий в погребальных обычаях у встреченных славянами чужаков. Чужаков, но не врагов. Чужаков, которые жили рядом. Чужаков, которые звали соседей на тризну - а иначе, где увидели бы славяне все эти подробности. И еще интересное наблюдение из недавних. Помните эта Яга все приговаривает "Фу-фу-фу, русским духом пахнет" А вот в "Сказках Матушки гусыни" - древнейшем и простейшем англоязычном фольклоре есть такое: "Fee! Fie! Foe! Fum! I smell the blood of an Englishman. Be he 'live, or be he dead, I'll grind his bones to make my bread" (Фи Фай Фо Фам Я чую кровь англичанина Живой он или мертвый Я смелю его кости себе на хлеб) Практически полная аналогия. Так что Яговна - старушка интернациональная Кстати, кто любит Кренберриз там у Долли есть песня "Фи-Фай-Фо" - так не зная "Сказок матушки гусыни" кое-что в ней не почувствуешь... Изменено 9 сентября, 2005 пользователем Svetlako Ссылка на комментарий
Игорь Опубликовано 9 сентября, 2005 #29 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2005 2Svetlako Фу-фу-фу, русским духом пахнет" я знаю почему - потому что,от Иванушки за версту несло самогоном и чесноком! Против такого душка трудно устоять... Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 9 сентября, 2005 #30 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2005 Вообще то считается, что "Баба яга" произошло от "Бааб-ага" - должность чиновника Османской Империи, набиравший (насильно) христианских детей на янычаpскyю слyжбy. Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 9 сентября, 2005 Автор #31 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2005 (изменено) 2jvarg Тут надо отделять имя от поведения . Имя чаще мигрирует чем унутренняя сущность. А аналогичные герои (бабы-людоедки) есть - Сюоятар у финнов и карел, - Шамус у тюрков, - Лайума у литовцев. это поблизости. А так они интернациональны как я уже говорил. А наиболее часто повторяющийся мотив к притягивании Бабы-Яги к финно-уграм - это знаменитая Яга-Баба (Золотая Баба камских племен). Но естественно у славян - это компилятивный образ и имя. Изменено 9 сентября, 2005 пользователем Svetlako Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 12 сентября, 2005 Автор #32 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2005 (изменено) Весьма ИМХО интересная деформация одного фольклорного персонажа. В западном фольклоре существует так называемый "princess test" (тест на принцессу), заключающийся в том, что перед свадьбой принцессе приносят поцеловать лягушку. Последняя принцесса, которая подверглась этому испытанию, насколько я знаю, была норвежка - лет 5 назад. Норвежцы считают этот обычай именно своим - и поэтому оносятся к нему очень пиететно. Я думаю, что все почувствовали параллель со сказкой об Иване-царевиче и его невесте-лягушке. А вот вопрос: Почему лицо царственной крови, входящее в "противоестественные" отношения с лягушкой, в данном фольклорном эпизоде при переходе через границу сменило пол? Там принцесса - у нас царевич! И почему именно лягушка! Уж больно неаппетитное создание. Обычно фигурирует в фольклоре как материал для вареного зелья. А тут такая честь! Изменено 12 сентября, 2005 пользователем Svetlako Ссылка на комментарий
Qasqyr Опубликовано 15 сентября, 2005 #33 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2005 2Alias Вроде бы образ этот появился из-за кочевников, которые частенько покрывали себя волчьими шкурами. Они больше тотемизировали и главным образом собаку. Волк ИМХО уже поздняя интерпретация. Его благодарить не за что в отличие от собаки. И имена собачьи были популярны. Волчья (читай собачья) голова была и на значках сарматов и на знаменах хунну/гуннов/тюрков. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти