Фольклор – объяснения невероятного - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Фольклор – объяснения невероятного


Svetlako

Рекомендуемые сообщения

Давно хотел подискутировать на тему фольклорных персонажей и фольклорных событий с точки зрения их исторических реальных пототипов. Сегодня в нишу фольклора серьезно вторгается фэнтази. Поэтому хочется достать старые книжки и мифы и подрассмотреть их «напоследок», пока не ушли в небытие. Хотя надеюсь этого не произойдет :)

Отложим Добрыню и Муромца с его более менее ясной родословной. Возьмем более экзотических персонажей. Например по Змею-Горынычу читал с десяток версий его происхождения.

Отметаю как слишком простую – о гулявших по Руси плезиозаврах. Хотя кто-то может убедительно мне доказать их существование –пожалуйста. Фоменко наверное смог бы :).

 

Но дальше идут более реальные гипотезы. Мне например нравятся такие: помните огромных китайских бумажных драконов на палках и с длиннющим хвостом, с которыми сейчас в Поднебесной бегают на праздниках. А насколько я понимаю традиция это очень древняя – и не могли ли монголы привести ее на Русь. Представьте, что в момент осады города на заднем плане носятся такие «объекты» . Это впечатляет и может остаться в памяти надолго.

А другой его «родственник» - смерч. Змеи выходящие на берег с Ильменского озера – регулярное сообщение новогородских летописей. Смерчи в тех местах – реальность. Я даже собрал некую статистику по Ладоге и понял, что с десяток их за год в разных местах ее наблюдается. А уж фотографии смерча – это типичная змеюка.

Еще интересно, что коньках на норвежских христианских церквей еще 11-12 веков (как и на носах варяжских лодок) одно и то же изображение головы дракона. Видимо, оно восходит к языческим символам (у нас туда загоняли частенько «лохматый» комель дерева). Но деформация неизвестного исходного символа в сторону именно змея тоже очевидна. Почему, правда - неясно. Или это из чуда Георгия со змием?

Это о змеиной составляющей.

Теперь по его «огнедышасти». Здесь видимо нужно подумать об использовании поджигательных смесей – а это опять монголы с их китайскими учениками. И не делали ли на башнях которые метали горящие «бочки» (?) устрашающие набалдашники в виде тех же драконьих морд?

Так что вот несколько набросков по Змею. Кто знает или может найти другие связи – высказывайтесь!

 

А сколько там еще загадочных персонажей. Например – почему такие мирные птички как гуси – в одной из сказок просто киднепперы какие-то. С чего бы – именно они?

Или откуда «мертвая вода». Живую я понимаю – побызгали и ожил. А вот мертвая? Побрызгали и куски срослись. Это от мервечины-то? Что это за придуманная жидкость? К чему она может восходить? Почему она именно «мертвая»? Может какой-то древний эликсир на дохлых кошках! :)Входило ведь знахарство в шаманские обязанности! Ну в общем – вопросов до бесконечности.

Ссылка на комментарий

2Svetlako

Или откуда «мертвая вода». Живую я понимаю – побызгали и ожил. А вот мертвая? Побрызгали и куски срослись. Это от мервечины-то? Что это за придуманная жидкость? К чему она может восходить? Почему она именно «мертвая»

 

Очень просто, мертвая вода - это "воспоминание из будущего" об антисептиках и антибиотиках (досл. "против жизни").

Живая вода - стимулятор регенерации (пока не изобретен, но будет во-вот открыт, например, что-нибудь на основе стволовых клеток).

 

Технологию помните:

1) Побрызгали мертвой водой, убили чуждую жизнь, т.е. провели обеззараживание.

2) Проводим регенерацию с помощью живой воды.

:)

Изменено пользователем jvarg
Ссылка на комментарий

2jvarg

Побрызгали мертвой водой, убили чуждую жизнь, т.е. провели обеззараживание

 

Елки-палки! Как просто и логично! Вот что значит свежий взгляд!

 

А уж то, что в фармакопее знахаря были антисептики сомневаться не приходится. То есть это типа первичной обработки загноившейся глубокой раны - как типичная терапия для бойцов (ведь все эти "воды" в фольклоре применялись к "порубленным" персонажам!). А дальше фитобальзамы регенерирующего действия. На досуге загляну на инфу по антисептикам на основе лекарственных трав. Кто из них наиболее силен - может там в названии растения еще какие ассоциации будут.

Ссылка на комментарий

Ну так таблетка есть- В.Пропп "Исторические корни волшебной сказки".

Мотив змея там по полочкам.

Леви Брюль "Первобытный менталитет"-читать с Прппом

http://bookz.ru/?band=1270&id=skazki

Ссылка на комментарий

2Spartak

 

Знаю эту книгу Проппа - хорошая, хоть и мудреная. Но вот мотива смерча и новгородских змеев там нет :) И варяжские дракары с драконьими головами он не упоминает как еще одну связь - дескать приплыли страшные драконы. И вообще - в фольклоре неожиданные ассоциации работают гораздо чаще чем в анализе "реальных первоисточников". А неожиданную ассоциацию ее выстрадать надо.

Ссылка на комментарий
Знаю эту книгу Проппа - хорошая, хоть и мудреная. Но вот мотива смерча и новгородских змеев там нет  И варяжские дракары с драконьими головами он не упоминает как еще одну связь - дескать приплыли страшные драконы. И вообще - в фольклоре неожиданные ассоциации работают гораздо чаще чем в анализе "реальных первоисточников". А неожиданную ассоциацию ее выстрадать надо.

 

Так дракон как символ древнее скандинавии и руси и монголии...

 

Вот кстати этологическая версия- сочетание главных врагов приматов- змеи, хищной птицы, льва(иногда).

 

Связь воды и дракона(крокодила, змеи) никого не удивляет. А то что она мертвая или живая, так то бинарность понятная.

Ссылка на комментарий

Кстати, нам в свое время на культурологии препод показал символичность фольклора на примере сказки, где юноша выходит из села, идет в лес, находит Бабу Ягу, та дает ему сначала мертвой, потом живой воды, он ложится спать, она говорит ему принести что-то...

Типа, как он, говорил, описание обряда инициации: выходит за пределы поселения, в лесу встречает знахарку, та кормит его какой-то лабудой, он ложится спать (вроде как обрядовое перерождение во сне), потом выполняет задание, которое должно показать его зрелость - найти что-то, кого-то прибить и т.п.

Ссылка на комментарий

2Spartak

Вот кстати этологическая версия

Вот еще одна: охотники или кто-нить еще натыкались на сохранившиеся остатки динозавров.

Возвращались и вечерами травили байки про "рыбу с такими :worthy: глазами" :)

Добавили голов, огоньку из пасти и оживили.

Ссылка на комментарий
Типа, как он, говорил, описание обряда инициации: выходит за пределы поселения, в лесу встречает знахарку, та кормит его какой-то лабудой, он ложится спать (вроде как обрядовое перерождение во сне), потом выполняет задание, которое должно показать его зрелость - найти что-то, кого-то прибить и т.п.

 

вот об этом Пропп и пишет.

кстати нам фольклеристы называли такое мифическое существо древней руси -крокодала. сами понимаете что это

Ссылка на комментарий

2Spartak

дракон как символ древнее скандинавии и руси и монголии

 

Абсолютно верно. Но у каждого такого древнего символа есть свой путь через историю. Для того чтобы символ выжил - ему нужны текущие подпитки из сегодняшних впечатлений. Ведь те же змее-драконы в разных странах - разные. Водяной северорусский и огнедышащий среднерусский. И у каждого своя история о том почему он так "мутировал" в мифологическом пространстве.

 

2Alias

описание обряда инициации

 

Ну этот мотив он практически универсален. Кстати в той самой сказке про гусей-лебедей которые уносят детей потом они тоже проходят путь с "подношениями" основным духам - воде (речка их укрывает), очагу (печка их прячет) и лесу (яблоня и закрывает ветвями).

И про гусей-лебедей я читал, что это дескать духи уносящие в страну мертвых (инициация как обряд умирания ребенка и рождения взрослого). Но не сходится. В других фольклорных источниках они в этой роли не встречаются - только здесь - у бабы Яги на посылках...

Ссылка на комментарий

Кстати, не знаю, как в русском, но в украинском фольклоре есть такой полузабытый образ как псеглавцы - существа с волчьей головой и одним глазом, и телом человека.

Вроде бы образ этот появился из-за кочевников, которые частенько покрывали себя волчьими шкурами.

Ссылка на комментарий

2Svetlako

Но у каждого такого древнего символа есть свой путь через историю. Для того чтобы символ выжил - ему нужны текущие подпитки из сегодняшних впечатлений.

не факт. т.е. не совсем верно сказано.

штука такая есть - архетипы. и укоренноность в сознании. подсознание, бессознательное, да как угодно обзови эти пласты - хоть и оттенки разные - вспоминаем юнга и прочих фрейдистов плюс "новую историческую школу" во франции (менталитет и все дела, бла-бла-бла. привет м.блоку, ж. ле гоффу и нашему а.я.гуревичу).

если говорить о символике (э-э-э... точнее - образе) дракона как восходящей к "главным противникам приматов" - то тут, имхо, укорененность этого архетипа основывается помимо всего прочего на том, что человек миллионы лет своего существования-развития (мог) иметь с ними дело и "укоренять" в своем (под)сознании. время письменной культуры или даже время, прошедшее после "разрыва" с эко-средой, включающей в себя крокодильчиков и т.д. - ничтожно на общем фоне истории человечества. такие вещи просто так и настолько быстро не проходят (отступление - вспомним, что бесконечно долго можно смотреть на 3 вещи - как течет вода, как горит огонь и как работают другие люди. последнюю шуточную часть опускаем - но откуда идет "магия" огня? почему он так приковывает взгляд?..).

ну а если признавать, что многомиллионного пути развития человечества не было (принять классическую теологическую иудео-христианскую концепцию сотворения мира и человека), то тут еще проще :D змий-диавол :)

Ссылка на комментарий

2VokialMax

 

Согласен формулировка была неточной. Принимая во внимание появления термина "архетип" (о нем позже) - позволю себе такой вариант:

 

Интересно какие формы принимает архетип, перемещаясь в рациональную (формулируемую и описываемую) сферу сознания в конкретное время в конкретном этносе. Т.е. те самые архедракончики у каждого нгарода воплощены в разные виды и подвиды, при этом источники для этих ассоциаций, пробуждающие архетип к жизни - каждый век могут быть разными. Вот эти "исторически объективные" поводы для реализации очередной ипостаси архетипа - и интересны ИМХО. Если их уловить - то можно увидеть в картине средневекового мира контакты и особенности жизни, которые в первоисточниках писаных руками разума - не видны.

 

А вообще с архетипами сложно... Человек выросший в волчьей стае ИМХО таких архетипов не имеет. Все-таки носителем такого архетипа является вся этнокультурная среда, а не генетика. Ну нету в геноме - памяти! И подсознание формируется из детских табу, которые закладывают в ребенка окружающие и сама его жизнь в детстве.

 

Кто сейчас может представить себе Бабая? А ведь какая была пугалка лет 100-200 назад. И каждый мог его описать - по своему. А нынче все: стал Бабай Екарным и только кажется Белянин его образ попытался воплотить. :)

Ссылка на комментарий
Кто сейчас может представить себе Бабая? А ведь какая была пугалка лет 100-200 назад. И каждый мог его описать - по своему. А нынче все: стал Бабай Екарным и только кажется Белянин его образ попытался воплотить

 

ну да..а как же лунатики из НЛО. Лохнесские чудища.

 

Человек выросший в волчьей стае ИМХО таких архетипов не имеет.

 

т.е. и Дженифер Лопес ему не понравиться?

Зато человек с островов океании их будет иметь. Вольчья среда все таки искажает сознание.

Ссылка на комментарий

2Спартак

 

Образ генерируемый страхом на уровне подсознания наверное у всех будет одинаков (нечто черное мохнатое с отростками - это по данным психологов). А вот назовут его - то есть переведут в сознательную сферу - каждый по разному.

Тот же Бабай - которым пугали ребятишек - по общему мнению лингвистов восходит к тюркскому "баба" - отец или уважительное обращение. Откуда ноги растут у этой детской пугалки понятно. А вот то, что она именно из тюркского языка, а не из китайского или арабского например - уже интересно.

То есть страшные с точки зрения взрослых Тарарам-баба или Карарат-баба (в общем случае "Х"-баба) говорили именно на тюркском. И если фольклорный Бабай прослеживается с самого начала появления монголов - то говорили они именно на тюркском (конечно, это допущение можно вывести более простыми способами, но я именно надеюсь, что какие-то фольклорные "игрушки" выведут на более неординарные выводы).

Ссылка на комментарий

Вот для примера - анализ былины о Соловье-разбойнике с пан-финской точки зрения (Сайт Светланы Гаушевой). А что? Любопытно.

 

Есть свидетельства того, что Соловей-Разбойник - финского происхождения. У того же Мельникова (Печерского) находим: "...у некрещеной мордвы до сих пор сохраняется старинное обыкновение давать новорожденным имена птиц, как например: Торай (гусь), Тырпыр (дикий голубь) и тому подобные". Таковы имена и друзей Соловья, упомянутых в предании: Скворец, Дятел, Любопытно также имя дочери Соловья, которое приводится в одном из вариантов былины - Пелька. Его финское происхождение несомненно. Не случайно и то, что Соловей в былине "сидит на девяти дубах". Это нередко связывают с названием старинного села Девятидубьё на Брянщине. Но в другом варианте текста мы находим уже Соловья на двенадцати дубах. Дуб - священное дерево финно-угров и в былине присутствует явное указание на священную рощу (Репештя), которая всегда ревностно защищалась предками волжских финнов. В отношении "гнезда Соловьиного также угадываются черты, присущие поселению эрзянского и мокшанского клана-патронимии: замужние дочери Соловья вместе со своими семьями живут тут же. На плановость указывает и то, что сообщает о Соловье Илья: "...он женит детей своих между собой, чтобы род Соловейкин не переводился". Зятья Соловья, которые спешат к нему на помощь, вооружены рогатинами (рашкст), которые, как известно, всегда были грозным оружием в руках волжских финнов.
Ссылка на комментарий

А вот еще интересный фактик из мира галактик «Скифская история» Андрея Лызлова.

 

«Четвертое величайшее воинство татарское опровержеся на воинство Гендриково, и вси купно мужественно бишася. Но егда узреша татарина выбежавша со знаменем, на нем же таково знамя было: X, - и на верху того глава с великою брадою трясущеюся и дым скаредный съмрадный из уст пущающа на поляки, от чего вси изумевшися ужасошася, и нагло бегать начаша кто как может, и тако побеждени быша.

 

Вот вам и документальное свидетельство предположения о том, что на заднем плане сражения у монгол какие-то страшные огендышащие штуки (Горынычи) наличествовали :)

Ссылка на комментарий

Кстати есть одна интересная версия по русскому мату.

 

Основывается на том, что мат был принесен на русь не монголами и вообще не степными тюрками, а угро-финнами северо-восточной руси. Вроде бы мат являлся частью языческих ритуалов подготовки к охоте, к женитьбе и т. д. у неславянского населения С-В Руси. Там же, в дремучих лесах дольше всего и сохранялось язычество. Оттуда же и переняли поселенцы-славяне этот языческий обряд. Отсюда и столь негативное отношение церкви к мату как остатку языческих обрядов, еще и иного культурного происхождения.

 

Основывается версия на том, что ко многим обрядам и обычаям, принесенным монголами, церков не имеет столь предвзятого отношения, как к мату.

 

Собсно из негативного отношения церкви к этой традиции развилось отношение к мату как к чему-то запрещенному и непечатному.

Изменено пользователем AlexMSQ
Ссылка на комментарий

Осторожно ненормативная лексика!

 

Берестяная грамота № 35 из Старой Руссы (обнаружена в 1999 году, стратиграфическая дата – 1120-1150 г.г.).

 

Первая строка: От Радослава ко Хотеславоу. Възми оу прасола 2 гривене и 5 коуно.

Вторая сторка: Якове брате, еби лежа, ебехото, аесово.

 

Перевод грамоты по Янину:

 

«Примерный смысл ответа — 'Не оригинальничай (веди себя как все)'. По общей тональности такую реплику можно сравнить с современными репликами типа 'А ну, полегче!' К этому Хотеслав присовокупил два замысловатых эпитета для Радослава-Якова: ебехота 'похотливый' и менее ясное аесова — по-видимому, сложное слово из ае 'яйцо' и совати. Весь ответ Хотеслава — яркое свидетельство высокой изобретательности древнерусского человека в сфере небанальных ругательств.»

 

 

И еще один текст: "Шильник "пошибает" чужих свиней и лошадей"

 

"Пошибает" - в том числе "насилует".

 

А Б:cens:Ь - в исконном варианте слово МУЖСКОГО рода! Видимо один из "духов" сродъстьвенных богине любви Ладо..

 

Вот вам и мат как последствия ига :)

Изменено пользователем Svetlako
Ссылка на комментарий

2Svetlako

ну,у монгол еще боевой клич был - "Кху!" :) Переделали потом(кто? ;) ) под неприличное слово из 3 букв.

А слова "казан",сарай","( :censored: )Г" и т.д.Это понятно

Ссылка на комментарий

2Игорь

А просто "Кху" звучит в крике похоже на "Уд" - это его точное славянское наименование.

 

Вообще славяне в стороне от фаллического культа не остались. Некоторые находки археологов - прямо в магазин Интим нести можно, с такой любовью сделаны. И был там один дух - ну с таким достоинством :) А уж какие я вспоминаю скифские барельефы - Камасутра отдыхает.

Ладно отвлеклись - хотя это тож фольклор.

Изменено пользователем Svetlako
Ссылка на комментарий

2Svetlako

от фаллического культа не остались

да ни одна цивилизация не осталась в стороне.У всех есть находки.

Видимо,"величайший психолог всех времен и народов" по интиму сделал неверные выводы - не это была главная движущия сила в истории.Это бытовая сторона.

"Бытие определяет сознание" - красиво,но спорно.

А кто у нас в памяти Иван-царевич(-дурак,просто Иван) и Елисей(такой же,но хуже его знают)?

Ссылка на комментарий

2AlexMSQ

Кстати есть одна интересная версия по русскому мату.

 

Основывается на том, что мат был принесен на русь не монголами и вообще не степными тюрками, а угро-финнами северо-восточной руси. Вроде бы мат являлся частью языческих ритуалов подготовки к охоте, к женитьбе и т. д. у неславянского населения С-В Руси

 

Версия о привнесении мата на Русь моголами - это народное заблуждение, вроде продажи Аляски америке Екатериной второй (хотя она то ее как раз осваивала, а продал какой-то из Александров).

 

Матерные слова - общеславянские. Их основа одинакова во всех славянских языках, даже в тех, которые с монголами даже и не соприкасались никогда.

 

Возможно, монголы занесли саму манеру оскорбления именно матери, но слова использовались для этого родные.

Ссылка на комментарий

2Svetlako

А Б :cens: дь - в исконном варианте слово МУЖСКОГО рода! Видимо один из "духов" сродъстьвенных богине любви Ладо..

 

Б :cens: дь исходно это вообще не матерок. Это слово со значением "ошибка","заблуждение". В польском оно до сих в этом значении.

Ссылка на комментарий

По всплывшему внезапно сабжу есть отличная статья одного серба (не бойтесь сходить - она на русском :) )

 

"Эротическая лексика в славянских языках"

 

http://kapija.narod.ru/Authors/Ajdacic/ajdr_erotiches.htm

 

Ну, что дать в качестве примера оттуда? Вот мысль о том, что ряд эротических эвфемизмов восходят к обряду добывания огня трением :) Сомнительная, правда...

 

А вообще сайт для любителей лингвистики и этнославистики интересный - я его давно знаю :) ...

 

2jvarg

2AlexMSQ

 

Ну... Монголы много суеверий нам оставили помимо мата. Совершенно точно помню, что не наступать на порог - это их. А вот что еще... Надо по вспоминать.

Изменено пользователем Svetlako
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.