Фукидид - лучший историк античности - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Фукидид - лучший историк античности


Рекомендуемые сообщения

2 Seth:

Общепризнанно, что вершина античной историографии - Фукидид. Согласны?

смелое утверждение, однако :) после вершины бывает уклон ;) а после фукидида были: полибий, тит ливий и т.д. и т.п.

так что... :rolleyes:

Ссылка на комментарий

Смерть помешала Фукидиду завершить труд, описание событий войны доведено до 410 г. до н. э. Но впервые в мировой историографии была предпринята попытка написать о войне объективно и беспристрастно. Вследствие этого 'История' Фукидида считается вершиной античной историографии. Сочинение было высоко оценено уже в эпоху античности. Последнее издание книги Фукидида было осуществлено у нас в 1981 г.

 

Фукидид, (0460-0400, до н.э.) - древнегреческий историк. Автор "Истории" (в 8 кн.) - труда, посвященного истории Пелопоннесской войны (до 411 до н.э.); это сочинение считается вершиной античной историографии.

 

Фукидид по праву считается величайшим историком древности, оставившим яркое и достоверное описание одного из наиболее значительных событий древней истории, современником которого он был.

 

Следующее по времени из дошедших до нас исторических произведений принадлежит афинянину Фукидиду, самому выдающемуся историку античности. Лишь одно поколение отделяет его от Геродота и, тем не менее, составленная Фукидидом история Пелопоннесской войны представляет собой в научном отношении огромный шаг вперед по сравнению с Геродотом и является наивысшим достижением античной историографии. Вместе с тем история Фукидида — первый значительный памятник аттической прозы. Геродот писал по-ионийски; начиная с Фукидида, греческая художественная историография переходит к аттическому диалекту.

Труд Фукидида нашел ряд продолжателей, из которых, однако, ни один не сравнялся с Фукидидом ни по силе критической мысли, ни по глубине политического анализа.

 

"История" Фукидида - настоящее научное произведение, в котором отсутствуют ссылки на божественное вмешательство, преодолена вера в оракулы, чудеса, неотвратимую судьбу, вместо которой выступает случайность (Тиха). По сравнению с Геродотом научная мысль Фукидида ушла далеко вперед, некоторые его открытия кажутся поразительными на общем уровне исторической науки того времени. Так, Фукидид первым высказал предположение, что войны вызываются экономическими факторами, а причины войны не тождественны поводам к ней. Сочинение Фукидида отличается не только своими научными достоинствами. Оно является высокохудожественным произведением. "Фукидид всегда стремится сделать своих слушателей зрителями",-говорит Плутарх.87 "История" Фукидида глубоко драматична. Этот драматизм усиливается еще благодаря тому, что большинство событий Фукидид пережил сам. Но, несмотря на это, он нигде не говорит о себе и о своих субъективных переживаниях.

 

Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на

смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи

ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и

соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,

создающий своей политической деятельностью современную историю, хотел знать

и историю, которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой

историографии стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от

логографов к Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал

"отцом истории". Основная тема "Истории" Геродота греко- персидские войны.

Ссылка на комментарий

Его первым продолжателем был афинянин Ксенофонт (около 430-355 гг. до н. э.), который своей "Греческой историей" непосредственно примкнул к последней фразе сочинения Фукидида. Но во всем остальном между двумя афинскими историками было более различия, чем сходства. Ксенофонт - аристократ, противник афинской демократии и спартанофил. Он не мог идеализировать афинский полис и прославлять Перикла, воплотившего, по Фукидиду, идеалы афинской демократии. Ксенофонт в молодости покинул Афины, и для него родной город не имеет той ценности, как для Фукидида. В "Греческой истории" Ксенофонт не скрывает своих симпатий к Спарте и ее правителю Агесилаю, образ которого он идеализирует. По своему мировоззрению Ксенофонт не выше современных ему обывателей; он суеверен и в каждом историческом событии ищет волю божества, раскрываемую в оракулах или знамениях при жертвоприношениях.

Ссылка на комментарий
Ксенофонт - аристократ, противник афинской демократии

Ну да. И именно по этому история Фукидида начинается с плача по тирании Писистратидов.... Причем тираноубийц он выставляет ... ну не в очень героическом свете....

Да и дальше, при описании событий пелопонесской войны Фукидид чаще всего придерживается взглядов аристократических, а не демократических...

Так что сходства между ним и ксенофонтом больше, чем вам кажется...

 

А ксенофонта я очень люблю и уважаю - красиво писал....

 

Насчет Спарты - знаете, мне Спарта из описаний ксенофонта очень нравится - ну что ж поделать....

 

Почему то такая глупая любовь...

 

Умом я понимаю, что не хотел бы жить в Спарте, но умом - это умом, а эмоциями - нравится...

 

По своему мировоззрению Ксенофонт не выше современных ему обывателей; он суеверен и в каждом историческом событии ищет волю божества, раскрываемую в оракулах или знамениях при жертвоприношениях.

Очень правильный и в целом рациональный подход, не только тогда, но и в наши дни.

Нет, конечно, ему видимо надо было мочиться на статуи богов - и был бы он выше "обывателя"...

 

 

Жаль Иероним Галикарнасский до нас не дошел.

 

Жаль - не дошел до нас весь Петроний и его Сатирикон....вот это - самая впечатляющая утрата древности.... :bounce:

Ссылка на комментарий

2 Aleksander:

Мне из греков больше всего нравятся работы Ксенофонта

:cheers: особенно анабасис! ;):cheers:

2 Seth:

а какой смысл цитировать здесь вступительные статьи (если не ошибаюсь) к изданию фукидида? да и заметка о ксенофонте тоже до боли знакома... :rolleyes: или это из курса источниковедения античной истории?

все-таки люди здесь собрались во многом "знакомые с материалом" и не нуждающиеся в подобных ликбезах.

хотя наблюдения за происходящем в последнее время на форуме и заставляет серьезно в этом усомниться :( все больше напоминает детсад или дурдом :(

Ссылка на комментарий

2 VokialMax:

особенно анабасис! 

:cheers:

Одна из моих любимых вещей. А еще Греческая история. :) Мне вообще нравится его стиль профессионала. :)

хотя наблюдения за происходящем в последнее время на форуме и заставляет серьезно в этом усомниться  все больше напоминает детсад или дурдом

Респект.

Ссылка на комментарий
Цитата

хотя наблюдения за происходящем в последнее время на форуме и заставляет серьезно в этом усомниться  все больше напоминает детсад или дурдом

 

 

Респект.

"Кто виноват" и "Что делать"?

Ссылка на комментарий

2 VokialMax:

все-таки люди здесь собрались во многом "знакомые с материалом" и не нуждающиеся в подобных ликбезах.

Необязательно :) Надо помнить о новичках.

хотя наблюдения за происходящем в последнее время на форуме и заставляет серьезно в этом усомниться  все больше напоминает детсад или дурдом

Что? :huh: Где? :blink: Я опять пропустил что-то просящееся в оффтопик? :iws:

Ссылка на комментарий
а какой смысл цитировать здесь вступительные статьи (если не ошибаюсь) к изданию фукидида? да и заметка о ксенофонте тоже до боли знакома... :rolleyes: или это из курса источниковедения античной истории?

все-таки люди здесь собрались во многом "знакомые с материалом" и не нуждающиеся в подобных ликбезах.

хотя наблюдения за происходящем в последнее время на форуме и заставляет серьезно в этом усомниться :( все больше напоминает детсад или дурдом :(

Мда... Я просто привел цитаты из инета по работе Фукидида, а откуда они - это уж я не знаю. В любом случае, автор не один.

Про Ксенофонта - тоже из инета, из курса античной литературы.

И что это за люди "знакомые с материалом"? Кого к ним причислять? VokialMax и еще двух-трех человек? Или тут считается, что для рассуждений об истории необходимо иметь образование соответствующее и ученую степень?

Если я не ошибаюсь, то это форум по компьютерным играм серии TW.

Но по ходу есть тут некоторые, считающие свое мнение незыблимым и однозначным. Типа так: "И Alexander сказал..." или "сказал VokialMax..." - и так стало...

Мда...

Ссылка на комментарий

2 Seth:

И что это за люди "знакомые с материалом"? Кого к ним причислять? VokialMax и еще двух-трех человек? Или тут считается, что для рассуждений об истории необходимо иметь образование соответствующее и ученую степень?

Если я не ошибаюсь, то это форум по компьютерным играм серии TW.

Но по ходу есть тут некоторые, считающие свое мнение незыблимым и однозначным. Типа так: "И Alexander сказал..." или "сказал VokialMax..." - и так стало...

Мда...

 

Камрад, ты категорически не прав. Дело не том, что форумы по играм и историю можно обсуждать не разбираясь в ней. И не в том, что "профессиональных" историков здесь мало, и к ним не надо относиться с уважением.

Просто люди, обычно, стараются не говорить о том, в чем не понимают.

Ссылка на комментарий

да не столь плачевно...

вы привидите ваше личное мнение по Ксенофонту и Фукидиду.

а лучше с цитатами, и объясните что вам конкретно нравиться а что нет.

 

помню мы в институте таблицы заполняли по истории исторической так сказать мысли, можите такую же таблицу нарисовать :huh:

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.