Египет - Страница 14 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Египет


Рекомендуемые сообщения

11 часов назад, Demetrius сказал:

С другой стороны, оригинал был издан в 1995 г., что, на мой взгляд, снижает актуальность этой монографии. 

будем изучать уже в разделе "представления о Египте в прошлом тысячелетии" (с).

Ссылка на комментарий
  • Ответов 341
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Игорь

    52

  • xcb

    111

  • Svetlako

    34

  • Demetrius

    101

 

Немного информации из вышедшей в этом году статьи С. Боруцкой и др. "Палеопатологический анализ останков людей из фиванской гробницы ТТ-23 (Луксор, Египет)":

Цитата

Было проведено исследование палеопатологий муфицированных скелетных останков из гробницы ТТ-23 в Луксоре (Египет), датируемой XIII в. до н.э. 

 

Материалом для исследования послужили 195 скелетов из гробницы ТТ-23 в Луксоре. Из них 95 костяков были мужскими, 70 — женскими, 30 принадлежали детям до 15 лет.

 

У шести индивидов обнаружена Cribra orbitalia — признак заболеваний крови, в первую очередь анемии. Патология обнаружена у трех детей (двух 2–4 лет и одного подростка 10–12 лет), и надо думать, что все они умерли именно из-за анемии или иного заболевания крови. Взрослые индивиды с данной патологией (двое мужчин и одна женщина) — это люди старше 40 лет. Мы не можем утверждать, что они умерли из-за заболевания крови, но и исключить этого нельзя.

 

Сопоставляя полученные результаты с итогами исследования палеопатологий в группе греко-римского времени из некрополя Дейр-эль-Банат Файюмского оазиса, где сохранность материала значительно лучше, можно отметить, что во второй группе Cribra orbitalia присутствовала только у одного человека.  Можно предположить, что заболевания крови у людей из Луксора, живших в более ранние исторические периоды, встречались чаще, чем у античных людей из Файюма.  

 

Основные патологии зубочелюстного аппарата, встречающиеся в группе, — это пародонтоз и эмалевая гипоплазия. Пародонтоз отмечен только у взрослых индивидов, в первую очередь у мужчин. По всей видимости, нарушение структуры альвеол и окружающей костной ткани связано с особенностями воды, недостатком в ней и пище минеральных элементов, а также витаминов.

 

Эмалевая гипоплазия также обнаружена прежде всего у мужчин группы, она присутствует на разных зубах, в первую очередь на резцах и клыках. Данная патология возникает по причине недостаточности питания, дефицита витаминов в детстве — в период развития закладок соответствующих зубов. 

 

В группе египтян греко-римского времени из Файюма тоже часто встречались эмалевая гипоплазия и пародонтоз, но, в отличие от группы древних египтян из Луксора (гробница ТТ-23), для этих индивидов в гораздо большей степени были характерны и кариес, и прижизненная потеря зубов. Таким образом, вероятно, можно говорить о том, что зубы у древних египтян были здоровее, чем у живших в античное время.

 

Основной патологией скелетов людей из гробницы ТТ-23 был остеопороз. Возможно, это было вызвано недостатком кальция в пище и воде. Интересно, что у одного ребенка обнаружены признаки рахита. При этом невозможно предположить у него недостаточность витамина D по причине низкой инсоляции: солнца в этом регионе более чем достаточно.

 

Остеопороз может быть вызван гормональными нарушениями, возрастом, сахарным диабетом, иными причинами. Однако вызывает интерес столь частая встречаемость этой патологии у людей из Луксора. Остеопороз отмечен в основном у мужчин и женщин в возрасте 40–50+ лет.

 

Можно отметить, что частая встречаемость признаков остеопороза характерна и для людей разного возраста греко-римского времени из Файюмского оазиса. Возможно, там тоже имел место дефицит кальция в пище и воде, хотя патологические изменения могли быть вызваны и другими причинами. 

На мой взгляд, интересно в статье еще и то, что существенная часть обследованных египтян в XIII в. до н.э. все же доживала до 40-50 лет. К сожалению, разбивки по возрасту для всех в статье не приводится, но в таблице с паталогиями указаны 2 случая для мужчин в возрасте 50+ и 2 случая для женщин 50+. Случаев паталогий у людей в возрасте 40-50 лет пречислено уже больше.

Изменено пользователем Demetrius
Ссылка на комментарий

 

Как оказалось, данные по возрасту останков из гробницы ТТ-23 были опубликованы в отдельной статье "Половозрастной анализ остеологических материалов из гробницы ТТ-23 (Луксор, Египет)":

 

В общей сложности, в двух соседних гробницах, относящихся приблизительно к одному времени, было идентифицировано 195 скелетов людей. Их них 95 скелетов определены как мужские, 70 — как женские, а 30 костяков принадлежали детям до 15 лет.

 

Разбивка по некоторым из возрастных групп: 

33 человека (24 мужчины и 9 женщин) умерло в возрасте 35-40 лет

27 человек (16 мужчин и 11 женщин) в возрасте 40-45 лет

11 человек (8 мужчин и 3 женщин) умерло в возрасте 45-50 лет

18 человек (11 мужчин и 7 женщин) умерло в возрасте 50+

 

 

Цитата

 

Пик смертности в группе приходится на возрастную когорту 30–35 лет. Высоки показатели смертности и в когортах 35–40 и 40–45 лет. Первые два интервала — это период наибольшей трудовой активности, вероятности утраты здоровья по причине накопления усталости и болезней, а третий — время завершения трудовой деятельности и начала старения. 

Можно предположить, что в гробницах были похоронены в основном люди, задействованные в работах, сопряженных с большими физическими нагрузками, — строительстве и сельском хозяйстве.

 

Обращает на себя внимание малое количество детских скелетов. В некрополях любых древних и средневековых популяций очень часто один из пиков смертности приходится на возрастной интервал 0–5 лет, что связано с болезнями и гибелью маленьких и особенно новорожденных (0–1 год) детей в условиях низкого уровня медицины, недостаточного питания, эпидемий. 

 

Крайне небольшое количество детей (15,4%), возможно, говорит либо о том, что в исследованных гробницах их старались не хоронить, либо о том, что семьи с детьми жили где-то в другом месте, а здесь селились в первую очередь разные работники. Вероятно, исследование именно взрослой части группы является наиболее корректным.

 

Кроме того, следует отметить немаленький процент индивидов в финальной возрастной когорте — не особенно высокий, но и не низкий. Возможно, погребения пожилых людей — это захоронения некоей элиты общества, которые специально устраивали в гробницах, в более оборудованных и богатых камерах. Впоследствии, после разграбления гробниц в древности, скелеты были перемещены и в итоге оказались рядом с костяками более бедного населения, в том числе тех самых рабочих.

 

Пик смертности мужчин приходится на возрастную когорту 35–40 лет, т. е. на период, в общем-то, заката трудовой жизни. Предыдущая возрастная когорта также представительна. Вероятно, в возрасте 30–40 лет мужчины умирали чаще и это было связано с тяжелым физическим трудом рабочих.

 

Пик смертности женщин приходится на возрастной интервал 30–35 лет. Для женщин это время завершения репродуктивной активности, а также период интенсивной трудовой деятельности.

 

Средняя продолжительность жизни в группе в целом оказалась равной 31–32 годам, что является слишком большой величиной для древности и связано с особенностями состава погребенных здесь людей, а именно со слишком низким количеством детских погребений. Средняя продолжительность жизни взрослых мужчин была равна 37,8 года, а взрослых женщин — 34,8 года.

 

 

Получается, что мужчины в среднем жили дольше женщин, при этом свыше 25% людей доживало до возраста 40+. На мой взгляд, это хороший показатель для XIII в до н.э.

 

image.thumb.png.730d239d506f3e4b51d5b78fd15fd486.png

 

Рис. 2. Диаграмма распределения по возрастным когортам индивидов из гробниц в Луксоре (%)

Изменено пользователем Demetrius
Ссылка на комментарий
2 часа назад, Demetrius сказал:

Получается, что мужчины в среднем жили дольше женщин, при этом свыше 25% людей доживало до возраста 40+. На мой взгляд, это хороший показатель для XIII в до н.э.

есть у меня большие сомнения по датировке возраста. сейчас читаю Ребекка Рэгг Сайкс - Родня. Жизнь, любовь, Искусство и смерть неандертальцев (2023)

там очень подробно расписано почему возраст остатков плавает. Хотя в данном случае - хомо хомо, но условия больно специфические.

Ссылка на комментарий
В 08.04.2023 в 08:54, xcb сказал:

будем изучать уже в разделе "представления о Египте в прошлом тысячелетии" (с).

Что мне показалось интересным в этой книге, так это предисловие И. Богданова и А. Большакова:

 

Цитата

Чтобы хотя бы в какой-то степени компенсировать пробел, образовавшийся со времени оригинального издания второй части «Египта и долины Нила», представляется необходимым осветить наиболее существенные археологические исследования в Египте c 1995 года. Важнейшие открытия связаны с раскопками памятников эпохи Нового царства, как известно превосходящей по обилию и разнообразию дошедших археологических, изобразительных и эпиграфических источников все прочие периоды древнеегипетской истории.

И дальше там страниц 15 про археологические исследования в Египте за последние 20-25 лет.

 

Ссылка на комментарий

Любопытное предположение о меновой стоиомости предметов из ценных ресурсов в эпоху бронзы (из сборника К. Кристиансена "Trade and Civilization"):

Цитата

 

Среди менее знаменитых сокровищ Древнего Египта есть группа искусно обработанных серебряных чаш, найденных вместе с другими предметами из Западной Азии в фундаменте храма Тота в Верхнем Египте. 

 

Их, вероятно, можно датировать правлением Аменемхета II из 12-й династии, где-то около 1800 г. до н.э. Находка, однако, не столь значительна, как тот факт, что изначально чаши были найдены «сплющенными и свернутыми, как полотно» (как выразились археологи, цит. Warburton 2007a).

 

Поэтому неудивительно, что исследования цен на металлы на Древнем Ближнем Востоке, по-видимому, неизменно приводят к заключению, что «стоимость» металла соответствовала его «цене», которая диктовалась его весом, и что работа, затраченная на создание вещи, казалось, не играла роли, хотя эта ситуация смущает современных исследователей (ср. Janssen 1975; Reiter 1997: 25-26).

 

Сырье, например, золото, серебро или лазурит, имело ценность. Цены на лазурит выражены в пересчете на серебро, то есть на вес серебра, которое пришлось бы заплатить за лазурит. 

 

Казалось бы, тот факт, что объект был обработан, не влиял на его стоимость (Warburton 2007a). Хотя мастера и получали вознаграждение за свою работу, эта работа, похоже, не увеличивала цену предмета.9

 

Сегодня серебряным чашам в эгейском стиле возвращена былая слава, но для Аменемхета — и, очевидно, также для богов — ценность заключалась только в металле.

 

 

Так что, возможно, никто особо не ценил мастерство ремесленника, изготовившего вот этот необычный кремневый меч длиной 72 см из гробницы Хасехемуи (Некрополь Умм-эль-Кааб в Абидосе) 

 

 

image.thumb.png.053c9bd74e0f0b344abb50d92a9681ab.png

 

 

Ссылка на комментарий

 

В 2022 г. вышел 3-й том "The Oxford History of the Ancient Near East Volume III: From the Hyksos to the Late Second Millennium bc".

Интересным мне показался вот такой отрывок про "нашествие" гиксосов:

Цитата

 

Начиная с 12-й династии, черты, типичные для народов Восточного Средиземноморья, 

появляются в материальной культуре Телль-эль-Дабаа9. 

Если предположить, что носителями этой культуры были люди с азиатским этническим происхождением, это станет отправной точкой для развития, которое позже привело к основанию гиксосами государства 15-й династии со столицей в Аварисе10.

Вопрос о том, мигрировали ли эти новоприбывшие в восточную дельту Нила по собственному желанию или были поселены там египетским государством, остается открытым.

 

Эти группы и/или отдельные лица не прибыли в результате отдельных волн миграции, но их присутствие в Телль-эль-Дабаа было результатом постоянного процесса взаимодействия между Дельтой и соседними регионами на Востоке11. 

В Аварисе аутентичное египетское население жило бок о бок с выходцами из Азии и археологически нельзя различить этнически определенных городских кварталов и кладбищ.14 

 

В конце Среднего царства, во времена 13-й династии, слабость центральной власти привела к возникновению «культуры гиксосов» — или, по крайней мере, «сознания гиксосов» у этого смешанного населения и, в конечном итоге, к отделению северной части Египта от остальной части страны.

 

Что стало причиной слабости центральной власти во времена 13-й династии? Предположительно, слишком долгое правление Аменемхета II, которое длилось около 40 лет и вызвало династический кризис.

 

И еще один любопытный отрывок из той же книги про отношения Хатшепсут и Тутмоса III:

Цитата

 

На протяжении большей части правления Хатшепсут Тутмос III играл второстепенную роль по сравнению со своей соправительницей, но при этом он оставался во главе египетской армии. 

Сложно представить, что отношения между соправителями были недружественными, учитывая, что благодаря армии у Тутмоса было достаточно сил, чтобы бросить вызов своей мачехе, если бы он захотел это сделать.

 

Некоторое время считалось, что Тутмос начал кампанию по разрушению рельефов Хатшепсут из-за желания отомстить женщине, которую он считал узурпатором; данная гипотеза является глубоко проблематичной. Во-первых, учитывая власть и статус Тутмоса III во время правления Хатшепсут, маловероятно, что он возмущался ее правлением, пока она была жива. Несомненно, такое возмущение привело бы к гражданской войне или дворцовому перевороту, учитывая, что Тутмос командовал египетской армией.

 

Более того, кампания по уничтожению рельефов Хатшепсут началась только через несколько десятилетий после смерти Хатшепсут. Кажется невероятным, что Тутмос после смерти Хатшепсут десятилетиями думал о своей мачехе и ее правлении, прежде чем, наконец, решил уничтожить ее наследие. Если бы между Тутмосом и Хатшепсут действительно была неприязнь, такая кампания разрушения должна была бы начаться в момент ее смерти.

 

По правде говоря, Damnatio memoriae (лат. — «проклятие памяти») против Хатшепсут было в определенной степени половинчатым. Хатшепсут была вычеркнута из более позднего царского списка Рамессидов, но ее наследие не было полностью полностью стерто, и многие из ее статуй и памятников дошли до наших дней с ограниченными разрушениями или без них. 

 

Возможно, Хатшепсут просто представляла собой отклонение от нормы и это могло подорвать собственную легитимность Тутмоса III и легитимность его сына Аменхотепа II.181 В этом случае стирание наследия Хатшепсут могло быть актом, вдохновленным не эмоциями, а политическим расчетом. Эта интерпретация, в свою очередь, может объяснить, почему кампания не была такой яростной или последовательной, как можно было бы ожидать.

 

 

 

Ссылка на комментарий
  • 3 месяца спустя...

О специализации врачей в Древнем Египте и их представлениях об анатомии человека (из книги "Daily Life of Women in Ancient Egypt" L. Sabbahy, изд. в 2022):

Цитата

 

Врачи в Древнем Египте, как известно, не обладали теми специальностями, которыми владеют врачи в наши дни. Было только две основных специализации: лечение заболеваний глаз и кишечника. Вероятно, с этими двумя частями тела у египтян часто были проблемы. Врачи, которые специализировались на проблемах со зрением, как правило, были также жрецами богини Сехмет и считались более высокоранговыми.

 

В поздний период (664–332 гг. до н. э.) в храме Сехмет в Саисе существовал «Дом жизни», который, по-видимому, был центром обучения врачей. 

 

Врач также мог носить титул сау, или мага, так как, когда причина болезни не была ясна, применялось магическое решение. 

 

Некоторые врачи специализировались на лечении зубов. К еще одному типу целителей относились люди, которые лечили укусы скорпионов и змей.

 

Врачи, как и другие люди в деревнях, считавшиеся «целителями» и призванные решать медицинские проблемы, вероятно, были достаточно компетентны в решении видимых проблем: 

они знали, как вправлять вывихи и накладывать шины на сломанные кости, как останавливать кровотечения, зашивать порезы и накладывать повязки, они понимали биение сердца и то, что его можно было почувствовать в разных местах тела, например, на запястье, потому что по всему телу проходила система сосудов, что объясняется в Медицинском папирусе Эберса. 

 

Несмотря на это, древние египтяне, по-видимому, не имели представления о внутренней работе человеческого тела, так как считали, что и другие вещества, помимо крови, такие как воздух, вода, фекалии и моча, могли перемещаться по кровеносным сосудам. 

 

Появление комков, вздутий и других подобных проблем объяснялось тем, что нечистый материал из кишечника перемещался по одному из сосудов в ту часть тела, в которой его быть не должно. 

 

Как заявил один ученый: «Это низведение кровеносных сосудов до уровня коллекторов» (Majno 1975: 130). Древние египтяне не открывали и не изучали внутренности человеческого тела, вскрытия не проводились до греческих времен в Александрии около 300 г. до н.э. 

 

Хотя древнеегипетским врачам часто приписывают операции на головном мозге, они не проводили никаких инвазивных операций внутри тела. На самом деле нет никаких доказательств какой-либо хирургии, кроме, вероятно, мужского обрезания.

 

 

О лекарствах в Древнем Египте:

Цитата

 

В рецептах из медицинских папирусов упоминаются элементы растений и животных, минералы: приготовленные, измельченные, в виде порошка или замоченные. 

 

Например, в рецептах для лечения слепоты, как правило, упоминается печень, которую нужно было есть или наносить на глаза, или же гусиный жир с краской для глаз. 

 

Головные боли,  по-видимому, часто лечили рыбой, в одном случае изображение бога солнца было нарисовано на холсте с помощью крови определенной рыбы, после чего его привязывали к голове. 

 

Однако наиболее распространенным ингредиентом в древнеегипетских рецептах, особенно в отношении ран, был мед. Мед является мягким антибактериальным средством и, если его нанести на рану, по крайней мере, не причинит вреда. 

 

Пчелиный воск также использовался в некоторых рецептах.  Распространенными ингредиентами в рецептах были также пиво, различные травы и финики. 

 

Интересным ингредиентом для некоторых рецептов, особенно от простуды, а также от ожогов, является молоко женщины, родившей мальчика, которое считалось очень питательным и защищающим. Был даже специальный глиняный сосуд, сделанный для этого особого вида молока. Он был сделан в виде коленопреклоненной женщины, держащей младенца, с носиком сосуда на макушке.

 

Существует не так много свидетельств того, что древнеегипетские дантисты могли сделать для своих пациентов. Особых стоматологических инструментов не обнаружено. Из предписаний в медицинских папирусах следует, что лечение предпринималось для предотвращения выпадения зубов, для заполнения дыр, когда они были, а также для лечения инфекций и боли.

 

Такие материалы, как мука, мед, охра или смола, набивались вокруг зуба, чтобы он не выпадал. Тмин, рожковое дерево или кора ивы применялись для лечения и снятия боли. Лапчатку и сладкое пиво также назначали в качестве жидкости для полоскания рта, чтобы уменьшить боль.

 


 

И о контрацепции в Древнем Египте:

Цитата

 

Есть по меньшей мере три древнеегипетских медицинских текста, которые дают «рецепты» того, как «не забеременеть» или «заставить женщину прекратить беременность». В двух текстах фекалии крокодила должны были быть смешаны с тестом, а затем пропитаны чем-то еще, но папирус в этом месте поврежден.

В третьем папирусе «рецептом» должна была стать смесь стручка акации, колоцинта и фиников, смешанная с медом. Обе эти смеси должны были использоваться в качестве вагинальных суппозиториев.

 

 

Ссылка на комментарий
2 часа назад, Demetrius сказал:

Древние египтяне не открывали и не изучали внутренности человеческого тела,

Это теже самые Египтяне, создатели мумий?

 

2 часа назад, Demetrius сказал:

В двух текстах фекалии крокодила должны были быть смешаны с тестом, а затем пропитаны чем-то еще, но папирус в этом месте поврежден.

Это кстати работает - резко выщелащивает влагалище убивая сперматозоиды. Смотрел как то передачу про подобные рецепты.

Ссылка на комментарий
12 минут назад, xcb сказал:

Это теже самые Египтяне, создатели мумий?

 

Те самые египтяне :)

Если говорить о мумификации, то стоит учесть, что массовой она стала уже в эпоху Нового царства и в греко-римский период. Кроме того, мумификация с извлечением внутренних органов была самой дорогой и, соответствено, редкой. При таком варианте мумуфикации на теле делался только небольшой разрез в брюшной полости, через который извлекались органы. Для изучения устройства систем организма, на мой взгляд, этого недостаточно. К тому же, извлеченные органы не изучались. 

 

Наиболее же массовым способом мумификации была мумификация через естественные отверстия, когда в задний проход вливали кедровое масло, которое разъедало внутренние органы. Еще более дешевым вариантом была мумификация с соком редьки вместо кедрового масла, либо вообще просто обмотка тела в большое количество бинтов без каких-либо действий с внутренними органами. Подобные варианты с маслом и редькой не предполагают какого-то изучения анатомии человеческого тела.

 

Дополнено 11 минут спустя

26 минут назад, xcb сказал:

Это кстати работает - резко выщелащивает влагалище убивая сперматозоиды. Смотрел как то передачу про подобные рецепты.

Я тоже подумал про щелочную среду. Хотя все равно сложно представить, как им вообще в голову пришло использовать фекалии крокодила в качестве контрацептива. Разве что, действительно, имел место еще и какой-то магический подтекст. 

Ссылка на комментарий

Подробнее о магическом подтексте контрацептива (из той же книги о повседневной жизни женщин в ДЕ):

Цитата

Фекалии крокодила - самый необычный из ингредиентов. Возможно, они имели магическое значение, потому что крокодил был созданием, связанным с Сетом, злым братом Осириса, который хотел помешать беременной жене Осириса, Исиде, родить ребенка.

 

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
12 часов назад, Demetrius сказал:

Кроме того, мумификация с извлечением внутренних органов была самой дорогой и, соответствено, редкой. При таком варианте мумуфикации на теле делался только небольшой разрез в брюшной полости, через который извлекались органы. Для изучения устройства систем организма, на мой взгляд, этого недостаточно. К тому же, извлеченные органы не изучались. 

разве? Лебедева смотрел он говорит что они в гробницах чиновников находили сосуды в которых внутренности хранились. 

Ссылка на комментарий
4 часа назад, xcb сказал:

разве? Лебедева смотрел он говорит что они в гробницах чиновников находили сосуды в которых внутренности хранились. 

К какому периоду относились эти гробницы?

В книге "Забытые гробницы" тот же Лебедев приводит статистику по канопам периода Древнего царства:

Цитата

 

От времени Древнего царства на данный момент известно немногим более 130 каменных каноп, что ничтожно мало по сравнению с количеством погребений этого периода. 

 

Уже одно это является показателем, что практика мумификации в Древнем царстве не была общепринятой. 

Дело усугубляется ещё и тем, что только половина всех обнаруженных на данный момент сосудов-каноп могла быть функциональной – т.е. объём их внутренних частей позволял вместить туда забальзамированные внутренности. У остальных сосудов внутренние части были высверлены максимум лишь наполовину, а нередко только на треть или даже четверть. 

 

Так и канопы из гробницы Хуфухотепа имели половинчатый объём, эквивалентный приблизительно 200–250 мл, что совсем недостаточно, чтобы положить туда даже высохшие внутренности.  

Более того, наличие органики внутри сосуда неминуемо отразилось бы на его белых стенках, но этого не произошло – они чистые. Аналогичный факт был отмечен и зарубежными исследователями, также обнаружившими канопы в гробницах Гизы, Саккары и Абусира. 

 

Поэтому исследователи пришли к логичному выводу, что первоначально канопы могли иметь символическое значение, а внутренности реально сохранялись лишь у царей и их родственников с использованием консервирующей жидкости на основе натрона (как у царицы Хетепхерес I); тогда как в частных гробницах этому действию подражали лишь внешне, оставляя канопы пустыми14.

 

Таким образом, получается, что мумии в Египте эпохи Древнего царства делали не так уж и часто: действия с целью сохранить тело производились над умершими царями, их ближайшими родственниками и представителями высшей знати.

 

 

Ссылка на комментарий
16 минут назад, Demetrius сказал:

От времени Древнего царства на данный момент известно немногим более 130 каменных каноп, что ничтожно мало по сравнению с количеством погребений этого периода. 

Уже одно это является показателем, что практика мумификации в Древнем царстве не была общепринятой. 

Общепринятой - это сколько? Опять же к эпохе Нового Царства научились мумифицировать всех и всё, вплоть до мелких кошек и птиц. 

Ссылка на комментарий
5 минут назад, xcb сказал:

Общепринятой - это сколько? Опять же к эпохе Нового Царства научились мумифицировать всех и всё, вплоть до мелких кошек и птиц. 

Вероятно, общепринятая практика - это когда мумифицируют людей из различных слоев общества, а не только представителей царской семьи и высшей знати.

К эпохе Нового царства мумификация стала массовой, я об этом и писал, но делали ее чаще всего без извлечения органов, а с помощью кедрового масла и сока редьки. Птиц, если мне не изменяет память, мумифицировали путем погружения в сосуд с горячей смолой. 

Но тут мы уже уходим от темы изучения анатомии египтянами.

Ни небольшой разрез в брюшной полости для извлечения органов, ни, тем более, мумификация с помощью кедрового масла или редьки, не поможет изучить устройство и взаимосвязь систем организма человека. 

Ссылка на комментарий
8 часов назад, Demetrius сказал:

Но тут мы уже уходим от темы изучения анатомии египтянами.

Ни небольшой разрез в брюшной полости для извлечения органов, ни, тем более, мумификация с помощью кедрового масла или редьки, не поможет изучить устройство и взаимосвязь систем организма человека. 

но это больше чем у товарищей практикующих кремацию.

Меня вот этот момент всегда удивлял, ладно нынешние горожане видящие животных в виде кусков а то и котлет. Но предки то? каждый умел разделывать животных и видел что у них внутри. И многие видели что у человека внутри, ибо постоя\нные войны и жестокие казни постоянны. Но как итог - а х/з что у человека внутри. и только римляне подошли со свойственным им практицизмом. создав, как я понимаю, первые медицинские подразделения в армии. именно подразделения, а не прибившиеся лекари.

  • ЛОЛ 1
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.