Россия до Октября, экономика, наука, социальная сфера - Страница 18 - Новейшее время (Мировые Войны, Холодная Война) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Рекомендуемые сообщения

4 часа назад, Akrit сказал:

улица Тверская

Точнее, угол Тверской и Моховой - вид от центра. Всё во флагах в честь коронации. Которая с Ходынкой... Слева с башенкой - дом, где сейчас Театр Ермоловой :)

Изменено пользователем Svetlako
Ссылка на комментарий
  • Ответов 516
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Игорь

    78

  • Svetlako

    100

  • Akrit

    104

  • Тарпин

    105

В 22.03.2019 в 08:54, Игорь сказал:

Akrit 

автомобилей нет - отсталый царизм.:lol:

Кстати по случаю раз уж ты про это вспомнил (разумеется, я понял иронию). :)

Согласно справочнику European Historical Statistics 1750-1970, в 1895 году, во Франции было 300 автомобилей, а в Германии 250. В остальных странах десятки и единицы. :D

Автофирмы на тот момент можно по пальцам рук пересчитать Benz, Daimler, Peugeot, Panhard & Levassor, de Dion-Bouton и несколько других, не было ни "Renault" (с 1898 года), ни тем более компании Форда, который собрал свой первый "Квадрицикл" только в июне 1896 года.

 

В России первые автомобили уже разумеется были, сначала редактор "Одесского листка" Навроцкий привёз в 1891-м в Одессу "Panhard & Levassor". Потом 21 августа 1895 года, по улицам Петербурга проехал "Motor-Wagen" Бенца. Его привез из-за границы архитектор Жиргалев.

А в декабре 1895 года петербургский купец Карл Шпан получил от московских властей разрешение на "езду по городу и его окрестностям в экипаже, снабженном бензиновым двигателем", у него уже была следующая модель Бенца "Benz Velo".

В 1896 году Шпан стал первым автодилером в России. :)

FherSapi84o.jpg

 

Ну и конечно тогда же в мае 1896 года проходили испытания первого русского автомобиля Яковлева и Фрезе, представленного публике на Нижегородской ярмарке в июле 1896 года.

 

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
6 часов назад, Игорь сказал:

без иронии. Царизм не был отсталым.

Если без иронии, то надо отличать отсталое до замшелости тогдашнее государственное и общественное устройство (реально отсталое! и именно это устройство называлось "царизм"!) - от некоторых прочих российских "устройств", в том числе передовых и прешпективных! :) 

 

В конце концов эти вопиющие противоречия и взломали страну! Тут мхом поросли, а тут нас как весеннюю поросль прёт! Оно и не выдержало...

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
11 часов назад, Svetlako сказал:

Akrit Ба! На рекламе Сесиль Берта! Дама, которой можно только восхищаться :)

 

Да весьма вероятно, что это Карл и Берта Бенцы на фото из рекламы.

 

9 часов назад, Игорь сказал:

без иронии. Царизм не был отсталым.:D

2 часа назад, Svetlako сказал:

от некоторых прочих российских "устройств", в том числе передовых и прешпективных!

 

Справедливости ради, если продолжать тему о прогрессе и инновациях в контексте автомобилизации, с производством собственных автомобилей в Российской империи было не очень.

Если в том же 1896 году, не было ещё ни одной автофирмы ни у нас, ни в США, ни в Англии, то к 1905 году во США уже собирали 14 тыс. автомобилей в год, во Франции около 20 тыс. в год (эти две страны - более 60% мирового производства), а в России в лучшем случае 30-50 автомобилей в год (Фрезе, Московский Дукс, Аксай и ещё пару мастерских).

В 1913 году количество автомобилей по странам:

США - 1250 тыс.

Англия - 200 тыс.

Франция - 91 тыс.

Германия - 56 тыс.

Италия - 16 тыс.

Австро-Венгрия - 12,2 тыс.

Бельгия - 9,6 тыс.

Нидерланды - 5 тыс.

 

В России к 1914 году было 13 тыс. автомобилей, импорт в год составлял 2,3 тыс. штук. Т.е. где-то на уровне Австро-Венгрии находилась.

Лучший российский автопроизводитель это конечно "Руссо-Балт", выкупивший фирму Фрезе в 1910-м, за 7 неполных лет с 1909 по 1915-й (до эвакуации в Москву в Фили), автозавод в Риге произвёл 560 автомобилей.

Если сравнивать с той же Австро-Венгрией, ведущий автозавод LAURIN KLEMENT (в будущем Шкода) в Юнгбунцлау (Млада-Болеслав) с 1905 по 1915 произвёл 1060 автомобилей. Т.е. опять же в России собственное производство было сопоставимо.

Ссылка на комментарий
В 24.03.2019 в 07:57, Svetlako сказал:

тогдашнее государственное и общественное устройство (реально отсталое! и именно это устройство называлось "царизм"!)

ничего страшного.Все когда-то были отсталыми.

В 24.03.2019 в 12:01, Akrit сказал:

с производством собственных автомобилей в Российской империи было не очень.

я по этому поводу никогда не переживал. Нет спроса - нет производства. Автопроизводство тогда было молодой отраслью - десяток лет. Наверстали бы.

 

Ссылка на комментарий
  • 2 года спустя...

Из книги "История Путиловского завода" ,год издания 1941.Миельман,Глебов,Ульянский.

 

Среди прочего, есть глава с рассказом о посещениях завода членом Совета директоров г-ном Ляским. Ляский в технической части ничего не понимал,его заботой были цифры,прибыль и т.д. Приезжая на завод ,садился в укромное место и наблюдал. Разговаривать не любил.В основном, сопел в полудрёме ,бросал бестолковые реплики. Что характерно,флагман русской тяжёлой промышленности,самый огромный завод империи,сильно уступал в оснащённости,организации труда,производительности и т.д.  своим западным коллегам. Г-н Ляский периодически ездил за границу для покупки чертежей у западных фирм и посещал заводы Германии и Франции.

Вот как он реагировал на то,что видел на Путиловском.:D А Путиловский посещал часто.

Мартеновский цех,загромождённый болванками,ломом,кирпичами,явно устарел.Паровой кран настолько тихоходен,что рабочие прозвали его "раком".Восемь печей вмещали не более 7 т каждая. Ковш с жидкой сталью перевозили вручную.

Лопата у мартеновцев была металлическая.Иногда она не выдергивалась назад — болванка не отпускала ее. Тогда попросту прикрывали заслонку. Лопата плавилась вместе с болванкой, а конец ее, торчавший наружу, отваливался. Это называлось: «лопата сгорела».

Катали, надрываясь, втаскивали наверх тачки с грузом. На завалку маленькой печки уходили часы. При завозке шихты надо было преодолеть подъем к мартеновским печам градусов в пятнадцать. Тачки были первобытные, о- одним колесом и двумя ножками.Толкал ей один человек,а при подъёме ещё несколько с крючьями. В печь болванку проталкивало 24 человека.

Ляский смотрел на это и молвил:

- У Круппа печка сорок тонн. Никаких голиафов. Мелкий народ. Шаржирный кран, мульды. Двадцать пять минут вся загрузка. У вас печи в семь тонн. Голиафы, — загрузка два часа!

Инженер Вериго ждал, что Ляский скажет: необходимо последовать примеру Круппа, завести краны и выгнать голиафов. Но Ляский был далек от таких выводов:

— В конце концов, — сказал он примирительно, — во всем этом есть что-то самобытное, путиловское. У них — так, у нас — этак...

:D

 

ЗЫ Правда,источник этого полухудожественного разссказа неизвестен.Хотя в конце приведён длинный список использованной в книге литературы,в т.ч., архивов.

ЗЗЫ Далее идёт описание посещения акционером Ляским ещё нескольких цехов. Не менее комичных.

 

Изменено пользователем Игорь
Ссылка на комментарий

Вот как чувствовал,что книга,написанная в духе обличения "гнилого" капитализма, может несколько ...ээээ...лукавить.:D

Для начала.О чём нет ни слова в книге.

С 1902 года на Путиловском заводе работал выдающийся учёный-металлург,металловед,ученик Чернова и Ржешотарского,основатель подмосковной "Электростали" Н.И. Беляев.

Цитата

 

Менее чем через год молодой инженер добивается перевода в отдел главного металлурга, где и протекает вся его дальнейшая научно-производственная деятельность.

 

Опыт Обуховского завода, где усилиями А. А. Ржешотарского была создана первая в России металлографическая лаборатория, убедительно доказал жизненную необходимость постановки таких исследований. Поэтому свою первую задачу молодой инженер Беляев видит в создании при Путиловском заводе современной лаборатории по исследованию металлов и сплавов. Он составляет проект лаборатории, добивается его утверждения и осуществления.

В 1904 г. металлографическая лаборатория Путиловского завода вступила в строй. Она имела большое значение как для решения практических задач производства, так и для развития науки о металлах. Многие из научных сотрудников этой лаборатории (среди них Н. Т. Гудцов, Б. В. Старк, Г. 3. Нессельштраус и др.) стали впоследствии видными учеными-металлургами. "Лаборатория Путиловского завода,- пишет А. Г. Рахштадт,- и организованный при ней музей стали одним из крупнейших, если не самым крупным, научно-исследовательским и научно-производственным центром в области металловедения, термической обработки и металлургии дореволюционной России, значительно превосходившим соответствующие учреждения Англии, Франции и Америки

 

Далее.О мартеновском цехе,описанном в отрывке из книги "История Путиловского завода."
 

Цитата

 

Мартеновский цех Путиловского завода, оборудованный мостовыми электрическими кранами, являлся примером нового типа многопролетного здания (рис. 65). Цех был построен в 1897 г. и представлял собой одноэтажное здание размерами 66*96 м, состоящее из семи поперечных пролетов и трех продольных. Этот цех, частично реконструированный, сохранился до настоящего времени.

В 1913 г. в связи с необходимостью выпуска крупных болванок для нужд турбинного и судостроительного производства здание цеха было перестроено. Вместо двух мартеновских печей производительностью 20 и 10 т были построены две печи на 40 т, а в 1914 г. - третья 40-тонная печь. В связи с этим два 10-метровых пролета были перестроены на один 20-метровый, в котором установили мостовой электрический кран с 60-тонным разливочным ковшом.

 

http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st063.shtml

 

 

Ссылка на комментарий
46 минут назад, Игорь сказал:

Для начала.О чём нет ни слова в книге.

С 1902 года на Путиловском заводе работал.

...

1913 г. в связи с необходимостью выпуска крупных болванок для нужд турбинного и судостроительного производства здание цеха было перестроено. Вместо двух мартеновских печей производительностью 20 и 10 т были построены две печи на 40 т, а в 1914 г. - третья 40-тонная печь.

А события описанные в предыдущем посте про Ляского относятся к 1880-1899. Почувствуй разницу во времени.

Кстати, как ты заметил, он не был техническим специалистом, а всего лишь членом правления акционерного общества. Ну и рост производства в предыдущей книге прекрасно описан и объяснен. Железные дороги и военные заказы.

Изменено пользователем Svetlako
Ссылка на комментарий
51 минуту назад, Svetlako сказал:

А события описанные в предыдущем посте про Ляского относятся к 1880-1899.

согласен.Собственно,модернизация существенная пошла с 1902 года.Когда на новую пушку пошёл заказ,на корабли и т.д. Следующая - после 1911. 

54 минуты назад, Svetlako сказал:

Ну и рост производства в предыдущей книге прекрасно описан и объяснен. Железные дороги и военные заказы.

разве это плохо?

 

Ссылка на комментарий
В 21.02.2022 в 06:53, Игорь сказал:

Ляский в технической части ничего не понимал,его заботой были цифры,прибыль и т.д. Приезжая на завод ,садился в укромное место и наблюдал. Разговаривать не любил.В основном, сопел в полудрёме ,бросал бестолковые реплики.

Мне напомнило как я читал одну анкету угнанного советского инженера, который оказался на территории, контролируемой западными союзниками, и был опрошен в рамках "Гарвадского проекта" изучения СССР. Он рассказывал, что был одним из ведущих тех специалистов на большом заводе, а его директор - чисто партийный работник, который тоже не разбирался, особенно для своей должности. Но понимая, что завод должен был выполнять план, он обычно доверял своему главному инженеру в решении основных вопросов, и если надо прикрывал перед министерским и партийным руководством. Опрошенный начальника в целом принимал и был ему благодарен за прикрытие, хотя как человек он его не привлекал.

Ссылка на комментарий
  • 4 недели спустя...

Далеко не всегда в то время в иностранных фирмах руководителями были инженеры... А в настоящее время министрами обороны и главнокомандующими являются люди, хоть какое то отношение имеющими к военной службе. Так что СССР не есть показатель).  Или вы думаете по другому? 

 

Ссылка на комментарий
  • 3 месяца спустя...

Вот это поворот.:D

Из справочника "Статистика землевладения Европейской России по уездам.1906 год".

Средній размѣръ хозяйствъ въ разныхъ странахъ (в десятинах):

Соединенные Штаты - 44,1 

Швеция - 16,6

Англия - 15,1

Россия (крестьянскія хозяйства, надельная земля вмѣстѣ съ прикупной) - 14,6

Алжир - 11,8

Дания - 11,3

Испания - 9,7

Венгрия - 8,5

Германия -  7,1

Италия - 5,2

Австрия - 5,1

Бельгия - 2,4

Япония - 0,75

 

Где же масштабные крестьянские движения в Германии,Австрии,Италии,Бельгии и Японии? С такими наделами можно ведь сдохнуть с голоду.:)

Ссылка на комментарий
2 часа назад, Игорь сказал:

Где же масштабные крестьянские движения в Германии,Австрии,Италии,Бельгии и Японии? С такими наделами можно ведь сдохнуть с голоду.:)

есть данные по урожайности? с десятины.

Ссылка на комментарий
2 минуты назад, xcb сказал:

есть данные по урожайности? с десятины.

В одной из заточенных тем в Историческом. Но надо искать. 

Ссылка на комментарий
15 часов назад, xcb сказал:

есть данные по урожайности? с десятины.

есть. В России самые низкие.В среднем по 50 губерниям 39 пудов с дес.,у частника - 47 пудов.

К примеру,взять Херсонскую губернию. Урожайность у частника : рожь - 42,3 пуда,озимая пшеница - 38,яровая - 37,овёс - 42,ячмень - 48,8.У надельников урожаи на 30-40% меньше.

Полтавская губерния.Рожь - 65 пудов,озимая - 61,яровая - 59, овёс - 62,ячмень - 58. У надельников на 20-25% меньше (но всё равно больше,чем в Херсоне).

Из того же справочника можно сразу увидеть доход с 1 десятины. Там надельные земли и частновладельческие (крестьянские).
Например, доход от надельной в Бессарабской 36 рублей,чистая прибыль - 19 рублей.У частника чистая тоже 19.

Во Владимирской валовая 12,78 руб.,чистая - 2 руб,у частника - 13,5 руб.

Екатеринославская - валовая 20,73,чистая 8,55,у частника - 16 руб.

В Таврической у частника - 24 руб,Область Войска Донского - 21 руб.

 

 

Ссылка на комментарий

я к тому, что нероссийским крестьянам, за счет большей урожайности вполне себе хватало и меньшего раздела. Опять же - у нас какая использовалась система землепользования? переложная?

Ссылка на комментарий
13 минут назад, xcb сказал:

я к тому, что нероссийским крестьянам, за счет большей урожайности вполне себе хватало и меньшего раздела. Опять же - у нас какая использовалась система землепользования? переложная?

там скорее связано с налогообложением.До революции львиная доля урожая уходила на налог государству,арендные платежи,ссуды банку и т.д. На оставшееся еле концы сводили и недоедали. После революции в 20-е годы до коллективизации крестьяне платили только продналог ,емнип,порядка 10%.Излишки продавали на рынке. Потому стали жить сыто,в отличие от пролетариев в городах.

Севооборот был не переложным,а ,в основном,трёхпольным,но зерновым.Что всё равно было отсталой системой и истощало почву.

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

Грамотность в немецком городе Рига в составе РИ в 1881 году(из Статистического ежегодника г. Рига,1891 г)

1.Немцы (коих в городе проживало 40%)

    безграмотных - 5,5%

    полуграмотных (читали,но не писали) - 5,6%

   грамотных - 87,7 % (у мужиков до 92%)

2. Латыши.

    безграмотных - 23%

    полуграмотных - 34,7% (у мужиков - 25%)

    грамотных - 38,9%

3. Русские.

    безграмотных - 45%

    полуграмотных - 5,7%

    грамотных - 43,3 %

 

Русские самые радикальные - или ты безграмотен вовсе или грамотный.Среднего не дано.:D

Ещё из интересного.

В 1879 году в Риге из всех строений 87% были деревянными!!!! Вот это да! :D"Европейский" город...

Для сравнения - в СПБ в 1881 году деревянными были 55% ,а в Москве 45%. Тоже новость! :D Однако,каменных домов в Москве было меньше,чем в Питере - 35% против 41%.Т.к., 20% строений в Москве составляли "клетчатые".Что это такое не знаю.

 

 

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
3 минуты назад, Игорь сказал:

20% строений в Москве составляли "клетчатые"

По-немецки фахверк. Каркасные пустые "клетчатые" стены, в которых пустота заполняется всяким дерьмом ))) Глиной, саманом, соломой, опилками - что есть рядом и подешевле. Ну а снаружи можно обмазать поаккуратнее и даже побелить. Вся Европа жила в таких ))) У нас дерева было больше и мы реже экономили.

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
12 минут назад, Svetlako сказал:

По-немецки фахверк. Каркасные пустые "клетчатые" стены, в которых пустота заполняется всяким дерьмом ))) Глиной, саманом, соломой, опилками - что есть рядом и подешевле. Ну а снаружи можно обмазать поаккуратнее и даже побелить. Вся Европа жила в таких ))) У нас дерева было больше и мы реже экономили.

гранд респект! Но с виду клетчатые симпатичные.:D

Ссылка на комментарий
33 минуты назад, Игорь сказал:

гранд респект! Но с виду клетчатые симпатичные.:D

Дык Европа же во всей ее сути )))

Ссылка на комментарий
В 21.06.2022 в 11:04, xcb сказал:

Опять же - у нас какая использовалась система землепользования? переложная?

у Островского А.В. Российская деревня на историческом перепутье. Конец XIX - начало XX в.

Цитата

в начале XX века на территории Европейской России использовались три системы земледелия: переложно-залежная, трехпольная и многопольная (иначе: травопольная, или плодосменная).

Преобладала трёхпольная .

Цитата

роль удобрения в регулировании плодородия почвы даже в начале XX века была еще невелика. Единственный район, где удобряемый пар составлял более половины всех отдыхающих земель (65%), — это Север, в западных губерниях удельный вес удобряемого пара составлял примерно 45% отдыхающих земель, в центральных губерниях — около 20%, на Юге — не менее 5% Исходя из этого, можно утверждать, что традиционное, навозное трехполье играло ведущую роль только в северных губерниях. В остальных губерниях мы имеем дело или с безнавозным трехпольем на разных стадиях его развития или с залежной системой, находящейся на грани ее изживания.

Что касается удобрений. На десятину пара полагалось 2 400 пудов навоза (38 тонн !!! Мама миа! :D ). Однако,в реальности в среднем в Европейской части вносилось менее трети (в  тех хозяйствах,которые вообще удобряли).

Каков потенциал навоза был в России вообще? 

Цитата

Если обратиться к данным Ветеринарного управления о поголовье скота и данным «Полной энциклопедии русского сельского хозяйства» начала XX в. о выходе навоза у отдельных видов скота, мы получим следующую картину: 1896-1900 гг. — 23,8 млрд. пуд., 1901-1905 гг. — 24,9 млрд., 1906-1910 гг.— 24,5 млрд., 1911-1915 гг.— 25,4 млрд.

Т.е., коровьих лепёшек было мало и нужно было увеличивать выход г-на в 2,5 раза.Имхо,неподъёмная задача даже для СССР.Но СССР спасли хим.удобрения.

Цитата

Другой вывод, который вытекает из сделанного расчета, заключается в том, что даже использование всего имевшегося навоза могло дать на десятину пара в 1896- 1915 гг. немногим более 900 пудов навоза, т.е. менее 40% положенной 2400-пудовой нормы. Таким образом, одним из важнейших факторов, сдерживавших дальнейшее развитие земледельческого производства Европейской России на рубеже X IX -X X вв. и его перевод на рельсы интенсификации, являлось недостаточное развитие животноводства.

 

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.