Славяне и Русь т.2 - Страница 287 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь т.2


Рекомендуемые сообщения

2Abram_Solomonych

ал-Балхи сообщает инфу о трёх политических центрах русов, а не о всех их городках/крепостях.

Вы полагаете что это все о Киеве и Новгороде

"...Русов три группы. Одна группа их называется рус, и царь их живет в городе Куйаба. Другая группа их называется ас-Славийа. И царь их в го роде Славе, и этот город на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и царь имеет местопребывание в городе Арсе. Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой От Куйабы до Арсы четыре перехода, и от Арсы до Славии - четыре дня. И доходят мусульманские купцы из Армении до Куйабы. Что же касается Арсы, то, согласно рассказу шейха ал-Хаукаля, туда не входит ни один чужеземец, ибо убивают там всякого чужеземца. И не позволяют никому входить с целью торговли в свою землю. Вывозят оттуда шкуры черных леопардов, черных лисиц и олово (свинец?). И вывозят это все оттуда торговцы из Куйабы. Русы сжигают своих мертвых, а не зарывают в землю. Некоторые русы бреют бороду, а некоторые завивают ее, как гриву лошадей. Одежда их - короткие куртки, и одежда хазар, булгар и печенегов - короткие куртки из шелка, хлопка, льна и шерсти". (Текст из сочинения ал-Идриси "Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак" (252))
К числу городов Кумании или страды куманов причисляют город Кира (Фира) 35, город Нарус 36, город Нуши 37 и город Кинийув 38. Что касается города Нуши, то он расположен на север от Белой Кумании – между ними 50 миль. Это оживленный город средней величины, здесь есть посевы, зерно (галлат) здесь в изобилии. Оп расположен па реке, орошающей большую часть его полей 39. От [214] города Нуши до города Кинийув – 100 миль (в направлении) на северо-восток. Кинийув – большой город у подножия высокой горы, он имеет обширную населенную округу и очень оживлен 40. Точно так же от города Нуши до города Нарус (Баруш) 100 миль в направлении на северо-запад. Этот город невелик, в нем есть рынки и [совершается] купля-продажа. От города Нарус до города Слав 41 в восточном направлении 135 миль, а от города Нарус до города Кира (Фира) 50 миль с небольшим [в направлении] на запад.  Между городом Слав и городом Кукийана 42 из [числа городов] земли Булгар 43 18 дней пути 44, а от Киры до города Най (Кай) 45 в западном направлении 25 миль. Кукийана – город тюрок, именуемых Руса 46. Русов (ар-Рус) три вида (аснаф) 47. Один вид их называется рус, и царь их живет в городе Кукийана 48, Другой их вид называется ас-Славиййа, а царь их – в городе Слав; этот город на вершине горы. Третий вид называется ал-Арсаниййа, и царь его пребывает, в городе Арсапи. Город Арсани – красивый город на горе, он [215] укреплен, а местонахождение его между [городами] Слав и Кукийана. От Кукийаны до Арсани – 4 дня пути и от Арсани до Слава – 4 дня пути 49. Купцы-мусульмане из Армении доходят до Кукийаны, а что касается города Арсан[и], то шейх ал-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не вступает, так как они обязательно убивают любого чужеземца, входящего к ним, и никто не отваживается войти в их землю 50. От них вывозят шкуры черных леопардов (анмар) 51 и черных лисиц (ас-са'алиб) и свинец (или олово) 52 – все это [вывозят] от них купцы Кукийаны 53. Русы сжигают своих мертвых, а не зарывают их в землю. Часть русов бреет бороды, а иные завивают ее, как гриву лошадей, и окрашивают ее в желтый цвет. Их одежда – короткие куртки, а одежда хазар, булгар и печенегов – длинные, долгополые куртки из шелка, хлопка, льна или шерсти 54. (Идриси Т АЛ-МУШТАК ФИ ХТИРАК АЛ-АФАК)

А ведь Идриси это уже 12 век, когда контакты Руси с остальным миром были уже куда более устойчивые, время написания летописей. Вы , таки полагаетет что от Киева до Новгорода 8 переходов то есть в худшем случае 300 км?

Ссылка на комментарий

2Дон

Это Игорь то славный родитель по ПВЛ ? И чего Илларион тогда Рюрика, основателя династии не припомнил, а начал ее с Игоря? И чего тогда Иаков Мних приплел к христианке Ольге ничем себя не проявившего на ниве христианства Рюрика? iske, Рюрик как в русском именослове, так и русских источниках появляется только у потомков Ярослава, сына Владимира от варяжки Рогнеды и мужа шведки Ингигерды. Не ранеее. 
С частью этих тезисов я согласен, а с частью - нет. Я уже писал не раз, что да, Рюрик - легендарный "герой", без которого версия ПВЛ становится логичнее, а вывод русов из "руотси" еще более вероятнее. Однако происхождение Игоря (или может даже, первоначально, Олега) от некоего Рюрика существовало у части русов в виде каких-то легенд, скорее всего новгородских. Нет ничего невероятного, что при Ярославе ими воспользовались для утверждения "исключительности" прав династии "Рюриковичей" на русский престол.

Но, с другой стороны, Илариону не было смысла в "Похвале" упоминать Рюрика - для чего? - он говорит лишь о введении христианства на Руси Владимиром, к чему Рюрик не имеет никакого отношения. А вот Ольгу, кстати, Иларион упоминает:

Подражатель великаго Константина, равный ему умом, равный любовию ко Христу и почитанием служителей Его! Тот со святыми отцами никейскаго собора положил закон людям; а ты, часто собираясь с новыми отцами, нашими епископами, с великим смирением советовался с ними, как уставить закон сей среди людей, недавно познавших Господа. Тот покорил Богу царство еллинское и римское; а ты — блаженный, тоже сделал в Руси: ибо как у тех, так и у нас уже Христос именуется царем. Тот с материю своею Еленою утвердил веру, когда принес крест из Иерусалима и разослал части его по всему миру своему; а ты утвердил веру с бабкою твоею Ольгою, принесши крест из новаго Иерусалима, града Константинова, и поставив его на земли своей. И, как подобнаго Константину, Бог соделал тебя участником единой с ним славы и чести на небесах, за благоверие, которое имел ты в этой жизни.

http://agios.org.ua/wiki/index.php/%D0%98%...%B0%D1%82%D0%B8

Обратите внимание на комментарий:

Внука стараго Игоря. Наименованием стараго, или старшаго, предполагается существование младшаго. В таком случае надлежало бы допустить, что или проповедник имел в виду современнаго князя Игоря, сына Ярославова, или слово: стараго, внесено позднейшими переписчиками, желавшими дать более ясности словам проповедника. Впрочем слово: старый, прежде всего означает древний и противополагается нынешнему. В таком смысле оно употребляется в слове о полку Игореве : почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до нынешняго Игоря (Русск. Сборн. Историч. Т. 3. кн. 1. стр. 108).
Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Однако происхождение Игоря (или может даже, первоначально, Олега) от некоего Рюрика существовало у части русов в виде каких-то легенд, скорее всего новгородских.

С чего Вы взяли, что были какие-то легенды? Всё описание "призвания" чисто литературное - в тексте нет ни малейших признаков устного предания.... в тч и все заметки о "варягах-руси", от которых, якобы, "словене" назвались "русь"... и "словене" по отношению к новгородцам - это литературный курьёз: киевский пергаментомаратель решил, что раннее название новгородцев "слАвене" (от городка Славия=Славъно) это "назвались своим именем", якобы, "племя" такое... и уч0ные подхватили ету выдумку и приписали культуру сопок вымышленным "словенам ильменским"...

Изменено пользователем Abram_Solomonych
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Однако происхождение Игоря (или может даже, первоначально, Олега) от некоего Рюрика существовало у части русов в виде каких-то легенд, скорее всего новгородских. Нет ничего невероятного, что при Ярославе ими воспользовались для утверждения "исключительности" прав династии "Рюриковичей" на русский престол.

В саге "о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвсоне" упоминается некий Ингвар конунг Альдейгьюборга (Ладоги) убитый викингом Франмаром, сватавшимся к дочери Ингвара, Ингибьерг. Г. В. Глазырина считала что под Ингваром в саге скрывается князь Игорь, но поскольку это в корне противоречит ПВЛ и с учетом того, что вплоть до Ярослава Ладога скорее всего была скандинавским виком, а не русским городом, можно предположить что как и в случае с Олегом ярославичи курировавшие третье "издание" русских летописей наложили на южные предания о реальных киевских князьях байки и саги имевшие хождение в Новгороде и, что вероятнее, в Ладоге дабы укрепить свое право на киевский престол, которого они по листвичному праву не имели. Ну и скандинавская кровь коей у них становилось все больше и больше сказалась.

А вот Ольгу, кстати, Иларион упоминает:

Так не о том же речь, что Илларион упоминает Ольгу, речь об акцентах, в первой паре предков Игорь- Святослав, во второй - Рюрик-Ольга. И вряд ли это случайно. Я лично не удивлюсь что и варяжсое происхождение Ольги следствие изменение генеалогического предания.

Наименованием стараго, или старшаго, предполагается существование младшаго.

А вот здесь действительно есть над чем подумать. Я, кстати, и раньше задумывался над мыслью, а не было ли в реале нескольких Игорей на киевском престоле. Только так можно хоть как то объяснить патриаршие возраста Игоря и Ольги, обзаведшихся единственным сыночком в более чем преклонном даже для нашего времени возрасте. С учетом того что у Игоря был племянник Игорь, данное имя было династийным, что совершенно не мешает допусть что сыночка Игоря могли тоже звать Игорем. Тем более что уже не помню в какой летписи из собраний Уварова (кажется у него) имеется такая фраза - " И жила Ольга при Игоре в Киеве до тех пор, пока не убили Игоря древляне". Т.е. жила не с Игорем что было бы верно для мужа, а при сыне Игоре. Понимаю что это все из разряда очень зыбких построений и допущений, но и верить в то, что Игорь стал папашей когда ему перевалило далеко за 60, а Ольга мамашей когда ей было хорошо под 50 если не больше тоже хочется.

Изменено пользователем Дон
Ссылка на комментарий

2Дон

 

Г. В. Глазырина считала что под Ингваром в саге скрывается князь Игорь, но поскольку это в корне противоречит ПВЛ ... можно предположить что как и в случае с Олегом ярославичи курировавшие третье "издание" русских летописей наложили

 

не вдаваясь в ваш спор.

 

то бишь вы также считаете что исландским легендам 14 в. следует доверять больше чем русскому официальному источнику 11 в. в обсуждении именно русских вопросов?

 

имхо это ненаучно

Ссылка на комментарий

2BigPun

то бишь вы также считаете что исландским легендам 14 в. следует доверять больше чем русскому официальному источнику 11 в. в обсуждении именно русских вопросов?

 

имхо это ненаучно

А чем официальный русский источник 11 века, я так думаю вы имеете ввиду ПВЛ противоречит саге? В ПВЛ что то говориться о Ладоге времен Игоря? Или, что вероятнее, более раннего периода? В тоже время археология однозначно указывает на то. что с конца 9 века и до времен Ярослава в Ладоге доминировали скандинавы.

Ссылка на комментарий

2Дон

То есть от Киева до Новгорода таки 300 км на не тыща с гаком?

Обычная ошибка из-за несовершенства средств географии - на тогдашних картах ВЕ в несколько раз меньше (относительно других регионов), чем на самом деле. Также сравните (например, по карте Птолемея) насколько Днепр (Борисфен) короче реального...

Ссылка на комментарий

2Дон

А чем официальный русский источник 11 века, я так думаю вы имеете ввиду ПВЛ противоречит саге? В ПВЛ что то говориться о Ладоге времен Игоря?
Автор ПВЛ писал историю Ингера по греческим источникам (в тч по греческому жизнеописанию Ольги) - недаром Владимир набирал школяров, которых обязательно обучали греческому языку - надо было переводить первоисточники не только для новой религии, но и исторические свидетельства - дабы написать официальную хронику: "у греков есть хроники, из которых они хвастаются о своих деяниях, а чем мы хуже?"
В тоже время археология однозначно указывает на то. что с конца 9 века и до времен Ярослава в Ладоге доминировали скандинавы.

Доминировали или стояли гарнизоном наёмников - этого мы не знаем. Плакун не такой уж престижный могильник (функционировал с 890-х до 920-х), да и Ладога - скорее сторожевая крепость с торжищем, чем столица чего бы то ни было...

По саге Ингварр сидел в Ладоге при неком Харальде (мб "Прекрасноволосый", а мб и "Рыжебородый" ни тот ни другой в современных источниках не фигурируют, все их деяния описаны по устным преданиям, записанным чёрт-те когда, хронология их "правлений" весьма-весьма условная).... Затем Ингварра порешили, а на его место посадили некоего Франмара... кроме частичного сходства имён Ингварр и Ингер не имеют ничего общего.

Изменено пользователем Abram_Solomonych
Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

Обычная ошибка из-за несовершенства средств географии - на тогдашних картах ВЕ в несколько раз меньше (относительно других регионов), чем на самом деле. Также сравните (например, по карте Птолемея) насколько Днепр (Борисфен) короче реального...

То есть цифирки 100 миль, 135 миль Идриси взял чисто от фанаря? Как и то, что "Кукийана – город тюрок, именуемых Руса "?

Автор ПВЛ писал историю Ингера по греческим источникам
По саге Ингварр сидел в Ладоге при неком Харальде (мб "Прекрасноволосый", а мб и "Рыжебородый" ни тот ни другой в современных источниках не фигурируют, все их деяния описаны по устным преданиям, записанным чёрт-те когда, хронология их "правлений" весьма-весьма условная).... Затем Ингварра порешили, а на его место посадили некоего Франмара... кроме частичного сходства имён Ингварр и Ингер не имеют ничего общего.

Тут я и не спорю, речь об ином, предания об Игоре киевском перемешались с сюжетами саг об Ингваре ладожском.

Доминировали или стояли гарнизоном наёмников - этого мы не знаем.

Есть ряд летописных свидетельств о том что скандинавы собирали налоги с ладожской округи лишь частично отдавая их в княжескую казну.

Ссылка на комментарий

All/b]

В продолжение темы

Комплекс скальных церквей Басараби, расположенный на Нижнем Дунае, в 15 км от г. Констанца, на территории современной Румынии, был открыт еще в 1957 г. Ориентировочно до последней трети X в. здесь располагались разработки камня, шедшего на сооружение каменного вала между Констанцей и Чернавода. Й. Барня считает, что каменоломня в Басараби перестала действовать при Иоанне Цимисхии или Василии II436. После этого в образовавшихся пещерах появляется монастырь. Это комплекс, состоящий из церковных помещений и погребальных камер, расположенных в толще известкового холма на разных уровнях и соединенных между собой галереями и колодцами. Перекрывающие друг друга граффити и надписи на меловых стенах всего комплекса служат дополнительным основанием для периодизации жизни памятника437. Спектр изображений и надписей чрезвычайно широк: это и тюркские руны, и разнообразные рисунки животных, людей, кириллические надписи и христианские символы438. Высказывались предположения о печенежском и даже скандинавском происхождении некоторых надписей и знаков439. Граффити-рисунки, по предположению Д. Овчарова, появляются здесь с середины X в. Среди граффити Басараби присутствует целый блок рунических надписей и отдельных знаков, определенно имеющих тюркское происхождение. В. Бешевлиев указал основное направление связей этого блока граффити, приведя убедительные аналогии с надписями и изображениями Хумаринского и Маяцкого городищ, сосудов для вина из Новочеркасского музея и др.440. В одной из церквей, на продольной стене нефа, имеется процарапанное изображение двузубца (рис. 13), относящееся к периоду после существования каменоломни. Граффити имеет размер 12x12,5 см. Оба зубца заострены в верхней своей части. Нижняя часть граффити («ножка») достаточно широкая и разделена пополам вертикальной линией. В последнее время была предложена интерпретация этого знака как родового знака Святослава441. Основной задачей нашей работы является рассмотрение этого изображения в контексте подобных ему знаков и попытка его атрибуции. Подобные двузубцы (и трезубцы) интерпретируются в российской исторической науке как лично-родовые знаки Рюриковичей уже с 1920—1930-х гг.442. Рассмотрение семиотического значения двузубых/трезубых знаков не входит в задачу этой статьи. Однако необходимо кратко обрисовать современное состояние этой проблемы. Происхождение и семантика двузубого (или трезубого как типологически близкого) знака точно неизвестно. Подобные знаки являлись символами власти у многих народов Евразии: от сасанидского Ирана и Хазарин до Золотой Орды и Крымского ханства443. У иранских народов Средневековья (аланы), составлявших значительную часть населения Хазарского каганата, традиция тамгопользования восходит еще к сарматским временам первых веков нашей эры. В средневековом аланском мире прослеживается довольно большая доля «сарматского наследия»444. Многие типы и сама традиция нанесения тамг развиваются в сармато-аланском мире практически непрерывно с первых веков нашей эры до Средневековья и позднее. В сарматский период тамги как знаки родовой принадлежности наносились на оружие, бытовые предметы, украшения и др. Сарматские тамги какого-либо рода (как правило, знатного) помещались в погребение, где был захоронен представитель этого рода445. На основе анализа распространения тех или иных типов тамг сармато-аланского мира реконструируется угасание знатных кланов, переселения различных родов, динамика семейных (брачных) связей и прочие процессы истории родов и племен. Царские знаки Боспора I–IV вв. представляли собой тамги правителей из сарматской и аланской среды. Приходящий к власти представитель знатного рода делал свою клановую или семейную тамгу символом государственной власти. Что примечательно, в один из периодов истории Боспорского царства (II–III вв.) несколько сменяющих друг друга правителей имели тамги с общим нижним элементом и индивидуально изменяемым верхом — сын наследовал тамгу отца и дополнял ее другими элементами446. Похожая система существовала впоследствии и среди «знаков Рюриковичей». Порядок наследования княжеских знаков, выявленных на древнерусских монетах и свинцовых печатях, в Древней Руси X–XII вв. от предка к наследнику (от отца к сыну) во многом типологически близок сармато-аланской традиции — наследование знака отца с индивидуальным дополнением каких-либо элементов. Одним из первых происхождение традиции «знаков Рюриковичей» от сарматских знаков и знаков Боспорского царства предположил B. C. Драчук447. Однако исследователей в этом отношении всегда смущала большая временная лакуна между сармато-боспорской и древнерусской эпохами. Продемонстрированная в настоящее время благодаря трудам С. А. Яценко непрерывность тамгопользования от сарматской к аланской традиции и позднее снимает это «хронологическое противоречие»448. Районы восточноевропейских степей и Северного Причерноморья (Хазария и византийские колонии) в VIII–X вв. были зоной активных контактов тюркского (болгары, хазары, печенеги), иранского (аланы) и греческого населения. Поэтому зачастую разделить тюркскую и иранскую традиции тамг не всегда возможно449. Тюркские народы заимствовали некоторые типы тамг у ираноязычных народов. У населения византийских колоний также существовала традиция метить различные вещи простыми знаками, очень похожими на степные тамги. Назначение тамг в иранской и тюркской традициях в целом определено — это родовые клановые знаки и знаки собственности. Так, Например, знаки на камнях и кирпичах крепостных стен Нижнего Дона (Маяцкое, Семикаракорское, Правобережное Цимлянское городища, Саркел) принадлежат строителям этих крепостей из местного населения, относящимся к разным родам или семьям450. В качестве владельческих знаков тамги ставились на разнообразные бытовые предметы, ими клеймили скот, использовали в качестве гончарных клейм, обозначающих семейно-клановую принадлежность мастерской. С. А. Яценко отмечает, что тамгообразные знаки территорий Хазарского каганата в большинстве своем относятся к иранской, а не к тюркской традиции, т. е. в данном случае, связаны больше с аланским, а не с болгарским населением. При этом, рассматривая средневековые тамги Дунайской Болгарии, он отмечает, что наиболее близкие им аналогии на салтовских территориях встречаются лишь в низовьях Дона (Саркел и др.), где болгарское население было наиболее активно в составе каганата451. Собственно двузубые и трезубые тамги встречаются на территории Хазарского каганата на самых разных категориях вещей: на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). На территории салтовской культуры ряд подобных знаков, продолжающих сармато-аланскую традицию, также связывается с символами верховной власти — тамгами правящих родов452.

При этом отмечается, что в Хазарии двузубцы значительно преобладают над трезубцами453. Среди хазарских аналогий встречены и относительно близкие к тамге Басараби по начертанию знаки (рис. 14). Тамгообразные знаки Хазарии, безусловно, внешне не идентичны «знакам Рюриковичей», но схематически многие из них очень близки (и, что немаловажно, синхронны). Затрагивая версию о происхождении «знака Рюриковичей» из хазарской (салтовской) традиции, необходимо также вспомнить и о претензии русских князей на титул «каган», что прослеживается в источниках достаточно долгое время: от сообщения Вертинских анналов о событиях 838–839 гг. до «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Существует также версия о германском происхождении «знака Рюриковичей». По мнению ряда исследователей, широко распространенный в Северной Европе символ хищной птицы послужил прототипом для трезубцев, являющихся стилизованным изображением летящего сокола, выступающего как символ власти. Параллельно со «знаками Рюриковичей» образ хищной птицы, как считается, в древнерусском материале выражен также в оформлении ажурных наконечников ножен мечей. «Североевропейская версия» происхождения «знаков Рюриковичей», восходящая еще к работам П. Паульсена, была достаточно распространена в советской историографии454, выражена В работах ряда отечественных и зарубежных современных исследователей455. Эта версия, однако, совершенно не объясняет динамику изменений двузубых и трезубых знаков на протяжении X–XII вв.На сегодняшний день пока невозможно точно установить происхождение «знаков Рюриковичей» от иранской/тюркской или от североевропейской традиции. Однако способ использования двузубцев и трезубцев в Древней Руси (в качестве граффити на различных предметах, как знаки собственности или раннегосударственной власти) и принцип наследования этих знаков при переходе от отца к сыну говорят скорее о «восточном» направлении связей. Механизм заимствования в этом случае неясен. «Знаки Рюриковичей» в Древней Руси с X в. встречаются на самых разных категориях предметов. Двузубцы и трезубцы в качестве изображений известны в домонгольской Руси X–XII вв. на металлических подвесках, вислых печатях (Новгород и Новгородская обл.), кистенях (Минск, Саркел, Киев), серебряных арабских дирхемах, первых русских монетах сребрениках и златниках, в качестве граффити на стенах храма Софии Киевской, в качестве гончарных клейм и др. Предметом нашего интереса в данном случае являются двузубцы. В выборке представлены только двузубцы, относящиеся к X — началу XI вв. На территории Древней Руси X в. известны две подвески с изображениями двузубцев. Найдены они в Гнездово (Смоленская обл.) и в Новгороде. Гнездовская подвеска происходит из частной коллекции (рис. 15, 1)456. Она была найдена на территории селища. Подвеска изготовлена из низкопробного серебра с содержанием меди в сплаве до 40–50 %. На одной стороне подвески изображен двузубец, на другой — стяг. Исходя из сходства изображений стягов на гнездовской подвеске и на подвеске с городища Каукай, изготовленной, предположительно, до 970-х гг., С. В. Белецкий считает возможным датировать подвеску из Гнездово второй половиной X в.457 Костяная подвеска с изображением двузубца происходит из раскопок Новгорода (рис. 15, 2). Она найдена в слое 26-го яруса Троицкого раскопа (датировка яруса — 954–973 гг.). На одной стороне подвески изображен трезубец, на другой — двузубец, позднее переделанный в трезубый знак. Сторона с изображением двузубца являлась лицевой. По мнению B. Л. Янина, изначальное изображение двузубца позднее было дополнено средним зубцом, что было сделано очень легким штрихом. Трезубец в данном случае может быть атрибутирован как знак Владимира. Поскольку именно в это время происходит переход Новгорода от Святослава к Владимиру, изначальный двузубый знак может быть отнесен к Святославу, а затем он был превращен в родовой знак Владимира458. Безусловно, такая реконструкция событий является версией. Для нас же принципиально важен тот факт, что датировка подвески и характер изображения двузубца позволяют связать его со Святославом. Еще одна категория предметов на территории Древней Руси, несущих изображение двузубца, — арабские монеты-дирхемы. Двузубцы процарапаны линейным или контурным изображением достаточно крупно, занимая всю центральную часть монеты, на 13 дирхемах (два из них — предположительно). В ряде случаев двузубцы нанесены на монеты, чеканенные задолго до Святослава. При этом говорить о том, что знаки на них нанесены до княжения Святослава, можно только в тех случаях, когда монета находится в составе клада, имеющего достаточно уверенную датировку (в нашей выборке это всего два случая — № 1 и 2 (см. ниже)). Также несколько двузубцев нанесено на монеты, чеканенные после смерти Святослава (№ 3, 4, 5). В нескольких случаях граффити на дирхемах интерпретируются как двузубцы лишь предположительно (№ 6, 7). В трех случаях датировки кладов позволяют связать граффити-двузубцы на монетах со временем Святослава (№ 8, 9,10). В трех случаях, хотя дата чеканки дирхемов относится ко времени до Святослава, это не исключает возможности того, что граффити-двузубцы появились на монетах в период его княжения (№ 11,12,13). 1. Древнейшая монета с граффити-двузубцем происходит из клада рубежа IX–X вв., найденного на Готланде (младшая монета клада чеканена в 880–885 гг.). Монета несет линейное изображение двузубца (хранится в Стокгольме) (рис. 16, 1).

2. Монета с контурным изображением двузубца (рис. 16, 2) происходит из Погорелыцинского клада начала X в. (Минская обл., Белоруссия). На другой стороне изображен стяг.

 

3—4. Две монеты, несущие сходные линейные изображения двузубцев (даты чеканки 979/980 гг. и 284 988/989 гг.) происходят из кладов Среднего Поднепровья (рис. 20, 3–4)459.

 

5. Контурное изображение двузубца нанесено на монету из неизвестного клада, чеканенную в 974/975 гг. (рис. 16, 5). Монета дважды пробита и использовалась как подвеска460.

 

6. Предположительно к дирхемам с граффити-двузубцем можно отнести также монету из Васьковского клада (Псковская обл.), зарытого в начале XI в. Это обрезанная половина саманидского дирхема, чеканенного в 954–961 гг. На аверсе сохранилась лишь нижняя часть двузубца (верхняя осталась на обломанной половине) (рис. 16, 6)461.

 

7. С некоторой степенью осторожности к изображениям двузубца можно отнести граффити на монете, чеканенной около 894 г. (хранится в Стокгольме)462. Характер изображения знака позволяет интерпретировать его и как неаккуратно выполненный трезубец (рис. 16, 7).

 

8. Следующая монета происходит из клада, зарытого в Среднем Поднепровье в Копиевке (Украина, Винницкая обл.) в середине 950-х гг. На дирхем, чеканенный в 911–912 гг., нанесено контурное изображение двузубца. На обратной стороне — схематическое изображение питьевого рога (рис. 16, 8).

 

9. Монета с контурным изображением двузубца (подражание Саманидам) происходит из клада с территории современной Эстонии (рис. 16, 9). Клад был зарыт в первой половине XI в. Время чеканки дирхема — X в. Двузубец нанесен неровными линиями, часть из которых не доведена до конца. Дирхем имеет два отверстия для подвешивания, расположенные таким образом, что при подвешивании знак занимал правильное положение.

 

10. Незаконченное изображение двузубца (отсутствуют правая и нижняя части знака) нанесено на монету из клада середины X в., найденного в Звеничеве, в Среднем Поднепровье. (рис. 16, 10). Монета чеканена в 895–905 гг.

 

11. Контурное изображение двузубца нанесено на дирхем, чеканенный в 919–920 гг. (хранится в Копенгагене, место находки неизвестно) (рис. 16, 11)463.

 

12. Монета с контурным изображением двузубца, саманидский дирхем 913/914 гг. Место находки неизвестно. Двузубец нанесен ровными глубокими линиями на реверсе монеты (рис. 16, 12). На аверсе — граффити, которое можно интерпретировать как изображение кормы ладьи с поднятым рулевым веслом.

 

13. Монета с контурным изображением двузубца (Саманиды, 924/925 гг.) была найдена, по всей видимости, на территории Швеции (хранится в Берлинском музее). Граффити нанесено на лицевую сторону дирхема (рис. 16, 13)464.

 

Назначение двузубцев на дирхемах точно определить невозможно, однако вполне убедительной представляется версия о государственно-владельческом смысле этих граффити. Связь монет, несущих «знаки Рюриковичей», с дружинно-княжеской средой и, более конкретно, с великокняжеской властью Киева подтверждается также тем, что около половины таких монет происходит из Среднего Поднепровья и на ряд дирхемов нанесена «дружинная символика»: изображения стяга, ладьи, питьевого рога465. Со времен Владимира на первые русские монеты — сребреники и златники — наносятся трезубцы как знаки легитимности монет (исключение — усложненный крестом двузубец Святополка). Трезубцы, ставшие в это время лично-родовым знаком Рюриковичей, выступают на первых русских монетах как символы государственной власти. По предположению И. Г. Добровольского, И. В. Дубова и Ю. К. Кузьменко, еще до начала чеканки собственной монеты княжеским знаком клеймились некоторые дирхемы, превращавшиеся таким образом в государственную платежную единицу. В период Святослава таким знаком был двузубец, который выступал на дирхемах своего рода государственно-владельческим знаком466. Это предположение тем более обосновано, поскольку из 16 известных на дирхемах «знаках Рюриковичей» 13 являются двузубцами и только три — трезубцами. Затем трезубцы ставились уже на русские монеты, и нанесение их на дирхемы просто не имело необходимости.  Два самых ярких, но при этом достаточно спорных в интерпретации предмета, несущих изображения двузубца — свинцовая печать из Киева и округлая костяная пластина из Саркела/Белой Вежи, — известны в российской науке уже достаточно давно, однако исследованы недостаточно подробно. Актовая вислая свинцовая печать с изображением двузубца была найдена в 1912 г. при раскопках Д. В. Милеева на территории Десятинной церкви (рис. 17, 1). Уже к моменту выхода фундаментального свода актовых печатей B. Л. Янина в 1970 г. этот предмет был окончательно утерян, на сегодняшний день сохранились только опубликованные прорисовки. На обеих сторонах печати помещено изображение двузубца, по краям печати идет круговая малоразборчивая надпись. Хотя изображение этой печати попало в ряд публикаций467, первый подробный анализ и атрибуция изображенного на ней двузубца были даны лишь в 1970 г. B. Л. Яниным468. Интерпретация знака на печати основывается на реконструированной в российской историографии системе преемственности «знаков Рюриковичей». B. Л. Янин прослеживает определенную закономерность в наследовании знаков: каждый знак сочетает в себе «родовые» признаки — графическую основу, общую для всех «знаков Рюриковичей», — и индивидуальные детали, характерные для конкретного князя. То есть прослеживается система наследования, существовавшая еще в боспорской и аланской традициях и отмеченная для «знаков Рюриковичей» уже А. В. Орешниковым — наследование отцовской тамги с добавлением (или изъятием) той или иной детали469. Именно эта печать стала одним из основных аргументов атрибуции двузубца в системе лично-родовых знаков именно Святославу Игоревичу. Один из фрагментов круговой надписи на печати Н. П. Лихачев прочитал как кириллические буквы «..стла..», которые интерпретировал как часть имени «Святослав». А. П. Моця и А. К. Сыромятников увидели на печати «русскую надпись, выполненную при помощи греческого алфавита и расшифровываемую как „князь Святослав“»470. Более обоснованной на сегодняшний день представляется интерпретация надписи А. А. Молчановым, прочитавшим ее как греческое написание имени «Святослав»471. Печать Святослава фигурирует и в письменных источниках. При заключении договора с греками 971 г., воспроизведенном в Повести временных лет, упоминается печать (печати), скрепляющие договор. В заключительной формуле со стороны русов говорится: «Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне, и записали в хартии этой и скрепили своими печатями»472. При раскопках Саркела, крупнейшей хазарской крепости на Нижнем Дону, была найдена круглая костяная пластина с изображением двузубца (рис. 17, 2). После масштабного похода Святослава на Хазарский каганат в 965 г. захваченная хазарская крепость Саркел превращается в древнерусский город Белая Вежа. При первой публикации этой костяной пластины М. И. Артамонов не связывал еще эту находку со Святославом и событиями 965 г.473 Эта связь была озвучена позднее, однако практически не аргументирована474. В историографии уже прочно утвердилось мнение о том, что на этой пластине изображен княжеский знак Святослава, хотя автор раскопок М. И. Артамонов не указывает археологического контекста этой находки в слоях Саркела/Белой Вежи и не дает никакой сколько-нибудь точной датировки или стратиграфической привязки. Также из Саркела происходят два двузубца, процарапанные на амфорах (рис. 17, 3–4)475. Хотя они и несут линейное изображение, аналогичное граффити на дирхемах, но, возможно, связаны с «местной» ирано-тюркской традицией тамгопользования. Более уверенно со «знаками Рюриковичей» можно связать целый ряд тамг, процарапанных на кистене X–XII вв. из Саркела. Среди них есть и двузубец (рис. 21, 5), который Белецкий считает возможным датировать X в.476. Чрезвычайно интересен случай обнаружения двузубцев на стенах гробницы Царского кургана под Керчью. Судьба этого памятника во многом похожа на историю пещерного комплекса Басараби. На вершине кургана, сооруженного в IV в. до н. э., расположена гробница одного из боспорских царей. Около IX–X вв. гробница была превращена в христианский храм. На стены 75-метрового коридора-дромоса, ведущего к погребальной камере/ храму, нанесено большое количество разновременных граффити. Среди них присутствуют три двузубца, попавшие сюда около X в. (рис. 17, 6–8). А. О. Амелькин считает эти двузубцы «знаками Рюриковичей» и связывает их появление здесь с восточным походом Святослава, затронувшим земли на восточном берегу Керченского пролива477. Как видим, ряд изображений двузубцев на различных категориях предметов действительно удается связать со Святославом и временем его княжения. На сегодняшний день генеалогия «знаков Рюриковичей» в целом разработана. Опорными хронологическими моментами здесь явились печать Святослава, знаки на златниках и сребрениках, имеющие четкую атрибуцию, и ряд печатей XI–XII вв., несущих имена князей, что также достаточно уверенно позволяет атрибутировать знаки478. Недостающие или не вполне доказуемые элементы схемы развития знаков реконструируются условно. Так, например, присутствие двузубцев в виде граффити на дирхемах в конце IX — первой половине X вв. позволило предположить, что они относятся к предшественникам Святослава — Олегу и Игорю. Поскольку двузубец в таком случае переходил от князя к князю без изменений (до эпохи Святослава), Е. А. Мельникова предположила, что на этом этапе двузубец не являлся лично-родовым знаком, выступая либо как знак правителя, главы рода Рюриковичей, либо как общеродовой знак479. В эпоху Святослава и его сыновей двузубый знак начинает изменяться при переходе к наследникам. При наследовании отцовского знака он изменяется практически во всех случаях на один новый элемент, на что специально обратил внимание С. В. Белецкий480. Владимир изменяет знак своего отца Святослава, добавив центральный зубец и превратив знак в трезубец. Его сыновья, Изяслав и Ярослав, наследовали отцовский трезубец, дополнив средний зубец каждый своим новым элементом. Внук Святослава Святополк наследовал двузубец, усложнив его левый зубец крестом (вероятно, этот знак восходит к неизвестному нам знаку его отца Ярополка). Таким образом, после Святослава «знаки Рюриковичей» приобретают характер лично-родовых. Видимое противоречие в характере наследования знака до Святослава, когда он существовал без изменений, и после, когда с каждым князем он приобретает новые элементы, вероятно, объясняется принципиальными изменениями в характере княжеской власти Древней Руси, произошедшими в последней четверти X в. До Святослава владения Рюриковичей никак не дробились и нам известны только «прямые» наследники (Олег — Игорь — Святослав). В эпоху Святослава происходит первый «раздел» земель между его сыновьями Ярополком, Олегом и Владимиром, приведший после смерти их отца к войне наследников. С этого момента начинаются изменения при наследовании «знаков Рюриковичей». При этом важно отметить, что свой лично-родовой знак, как предполагает С. В. Белецкий, Владимир начал использовать (получил?) еще при жизни своего отца Святослава. Точно так же и Святополк позднее начал пользоваться своим лично-родовым знаком (измененным двузубцем) уже при жизни Владимира Святославича481. Таким образом, эпоха Святослава Игоревича и его сыновей становится переломной в истории развития «знаков Рюриковичей». Собственно, именно с этого периода и можно говорить о появлении лично-родовых знаков в Древней Руси, только с последней четверти X в. складывается система наследования этих знаков. Появление двузубца Святослава на Нижнем Дунае в Басараби можно связать только с его активными действиями в период войны с Болгарией, а затем и с Византией в 967–971 гг. (по хронологии Повести временных лет). Возможно, нанесение «знака Рюриковичей» (в нашем случае — двузубцы в районе Керчи, в Саркеле, в Басараби, если согласиться с древнерусским происхождением этих знаков) в местах, находящихся вблизи границ Руси и связанных с военной активностью руси, имело какое-то особое (геополитическое? ментальное?) содержание. Поскольку в этих местах была распространена местная традиция тамгопользования, можно предположить, что нанесение здесь «знаков Рюриковичей» было рассчитано на понимание этого жеста местным населением. Следует обратить внимание на характерный элемент знака из Басараби — разделенная надвое вертикальной полосой нижняя ножка. Этого элемента нет на известных древнерусских аналогиях знака Святослава482, однако он присутствует на княжеских знаках его ближайших наследников. Подобный элемент прослеживается на нескольких сребрениках внука Святослава Святополка и на сребрениках сына Святослава Владимира — нижняя ножка трезубцев также разделена пополам вертикальной линией (рис. 18). Здесь мы видим соответствие принципу наследования лично-родовых знаков от отца к сыну: сохранение основной формы знака с индивидуальным изменением отдельных элементов. Возможно, эта деталь «знака Рюриковичей» (нижняя, ножка, разделенная пополам вертикальной линией) была унаследована Владимиром и Святополком (через неизвестный нам пока знак Ярополка) от своего отца и деда Святослава. Тамга из Басараби в таком случае является своего рода «недостающим звеном» в типологической цепочке княжеских знаков X — начала XI вв." (Фетисов А. А. «ЗНАК РЮРИКОВИЧЕЙ» НА НИЖНЕМ ДУНАЕ)

Ссылка на комментарий

2Дон

То есть цифирки 100 миль, 135 миль Идриси взял чисто от фанаря?

Провёл пальцем по географической карте и прикинул примерные расстояния, сопоставив их с показаниями купцов и шпионов.

 

Как и то, что "Кукийана – город тюрок, именуемых Руса "?

ну с тюрками русов сопоставляют и ещё кой-кто, для лесостепного центра (Киева) - это естественно (мадьяры, печенеги, торки, берендеи и прочии чёрные клобуки возле Киева и Переяславля толклись постоянно, поэтому их обрусение было лишь делом времени)...

Тут я и не спорю, речь об ином, предания об Игоре киевском перемешались с сюжетами саг об Ингваре ладожском.

Скорее всего авторы саги слышали о русском Ингере, и присандалили ему созвучное имя, когда сочиняли очередную сказку о сватовстве к русскому конунгу... а Ладогу выбрали для правдоподобности - в самой саге Альдегъя один из ключевых пунктов гардов, где происходят события...

Есть ряд летописных свидетельств о том что скандинавы собирали налоги с ладожской округи лишь частично отдавая их в княжескую казну.

Что за "летописные свидетельства"?

Ссылка на комментарий

Интересный момент у Ф.А.Гилярова в "Преданиях русской Начальной летописи"

( http://www.knigafund.ru/books/39213/read#page113 ):

 

ruzi.png

Получается "Из Рузи идоша".

Отсюда вполне логично такое прочтение известного "идоша за море к варягом, к руси" и указанного "послаша за море к Варягомъ к Руси (РоусЪ)":

"послаша за море к варягам в Рузи (Ruotsi)" ;)

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

"послаша за море к варягам в Рузи (Ruotsi)"

Неправильно. Это "Рузи" проще выводить из "Ругъ" множ. "Рузи". Это сейчас мы говорим "Руги" под влиянием древненовгородского диалекта (см. Зализняка), но в наддиалектном древнерусском (литературном) сказали бы "Рузи" (так же Варягъ - множ. Варязи)...

 

Так что, iske_kazaner, поздравляю Вас: Вы нашли свидетельство прямого указания на Ругов, как источник Руси!! :apl:

Изменено пользователем Abram_Solomonych
Ссылка на комментарий
Вопрос несколько не по теме. Насколько родственны слова "slave" (я так понимаю, "раб" в германских?), и "славянин"??

2Ulix, постил разъяснение специально для нашего друга Пантенола, вот почитайте дабы не возвращаться к этому вопросу и не тратить время попусту:

http://www.twow.ru/forum/index.php?showtop...ndpost&p=824767

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

Так что, iske_kazaner, поздравляю Вас: Вы нашли свидетельство прямого указания на Ругов, как источник Руси!!
Более того, с учетом:
Немецкое zz никогда не читалось как "зз" или "з". Это "с" в верхнемецком и "ц" в нижненемецком (и современной немецкой орфографии).
http://www.twow.ru/forum/index.php?showtop...ndpost&p=559118 и
Итак баварцы честно читали ruzara и ruzi как "русара" и "руси" соответственно. А вот саксонцы, которые избежали соответствующих фонетических процессов, рассматривали букву "z" именно как обозначение звука "ц" и при отсутствии пояснений со стороны баварцев, частенько читали как "руцара" и "руци".
http://www.twow.ru/forum/index.php?showtop...ndpost&p=559226

получается связка ruotsi/рузи/руси и ruzzi/руги/руци Баварского географа в нижненемецком и переходы ruotsi - руци - руги - рузи - русь.

Т.е. в зависимости от диалектов приплывавших со стороны Ruotsi варягов. :rolleyes:

 

P.S. Правда переход "Ругии" в Русь вряд ли был возможен, ИМХО о Ругии, располагавшейся на Среднем Дунае, новгородцы вряд ли знали.

Да, я тут оказывается упустил из виду Ваше:

Вы нашли свидетельство прямого указания на Ругов
Тут по тексту говорится вроде как о стране, а не о народе. Тогда уж получается "из Рузи" - "из Ругии", но тогда (в IX веке) немецкого Рюгена еще не было - был славянский Руян. Так что речь может идти только о Ругии дунайской. Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Цитата

Вы нашли свидетельство прямого указания на Ругов

 

Тут по тексту говорится вроде как о стране, а не о народе. Тогда уж получается "из Рузи" - "из Ругии", но тогда (в IX веке) немецкого Рюгена еще не было - был славянский Руян. Так что речь может идти только о Ругии дунайской.

А откуда по-Вашему взялось немецкое название острова Rugen? Кстати, по-др.-русски "народ и страна едины" - например, "греци - Греци", "немци - Немци"... Поэтому "рузи - Рузи"...

 

получается связка ruotsi/рузи/руси и ruzzi/руги/руци Баварского географа в нижненемецком и переходы ruotsi - руци - руги - рузи - русь.

Т.е. в зависимости от диалектов приплывавших со стороны Ruotsi варягов. rolleyes.gif

Получается ерунда какая-то: со всей Германии приплывали немцы различных племен и диалектов под видом Руотси-варягов, а сканды тут не при делах - в скандинавских латинских письменностях Z читается чисто /З/... :blink::apl:

Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

Кстати, по-др.-русски "народ и страна едины" - например, "греци - Греци", "немци - Немци"... Поэтому "рузи - Рузи"...
Тогда бы было "изъ Рузъ" по аналогии с: "путь из Варягъ въ Грѣкы" или "изъ Грѣкъ по Днепру", а здесь "изъ Рузи".

 

P.S. Похоже, ошибка летописца была вот в чем. Имея в записях или устных рассказах "идоша за море к варягом, к Руси", летописец истолковал это "к", как "к некоему народу", тем более "руси" шло за "варягами", то есть было воспринято как некий варяжский народ - русь. А в реале имелось ввиду "пошли за море к варягам в Ruotsi/Руси", как в других местах ПВЛ:

пришедшю ему къ Киеву и пребысть 4 лѣта/когда он вернулся в Киев и прошло четыре года
Нынѣ же увѣдалъ есть князь вашь посылати грамоту къ царству нашему/Ныне же стал князь ваш посылать грамоту в царство наше
Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

Вдогон.

Тем более, летописцы финский вряд ли уже знали, и тем более не знали, что у финнов Ruotsi=Скандинавия. Для летописца уже было непонятно, как это можно из современной ему Руси отправиться "за море в Русь". Поэтому возникли варяги-руси, к которым "пошли за море".

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Тем более, летописцы финский вряд ли уже знали, и тем более не знали, что у финнов Ruotsi=Скандинавия. Для летописца уже было непонятно, как это можно из современной ему Руси отправиться "за море в Русь". Поэтому возникли варяги-руси, к которым "пошли за море".

Остается выяснить почему энти самы шведы-руотси самими себя руотси-русь называли?

Ссылка на комментарий

2Дон

Остается выяснить почему энти самы шведы-руотси самими себя руотси-русь называли?
Уважаемый Дон, ну в мильон первый раз повторяю, они так себя НЕ НАЗЫВАЛИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Это в теории ропсов-попсов такая фигня. Ну я же уже писал: http://www.twow.ru/forum/index.php?showtop...ndpost&p=843494

А вот тех, кто переезжал из Руотси/Скандинавии на север русской равнины называли Руотси/Руотсиста. И сами эти жители, в первую очередь скандинавские финны, осевши на Ладоге или где-то там, по месту рождения так себя называли, чтобы выделиться из живших на севере русской равнины финских племен.

Поэтому русы уже жили на севере русской равнины, задолго до прихода т.н. "Рюрика", который возможно был даном или шведом, и за ним действительно те же местные "русы" по согласию с чудью, мерей и словенами поплыли за море в Руотси/Скандинавию.

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Тогда бы было "изъ Рузъ" по аналогии с: "путь из Варягъ въ Грѣкы" или "изъ Грѣкъ по Днепру", а здесь "изъ Рузи".

Ну правильно: летописец подгонял Рузи под Русь, получилось в им. падеже Рузь.

 

Имея в записях или устных рассказах "идоша за море к варягом, к Руси",

Да не было никаких "устных рассказов" - в НПЛ/ПВЛ нет ни малейших следов устной речи (как, например, в рассказах о Святославе и Владимире), и вообще все (кроме некоторых баек про смерть Олега и частично про его поход на Царьград, который совершил неизвестно кто) записи до времен Ольги и Святослава чисто литературные (книжные) - никаких легенд о Рюрике, Аскольде и Дире, Олеге и Игоре в устной форме не существовало, это всё книжники 11-12 вв. насочиняли (опираясь на свидетельства греческих источников)...

Изменено пользователем Abram_Solomonych
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.