Геральдика - Страница 3 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Геральдика


Рекомендуемые сообщения

2Bestt

Есть один достаточно широко известный вариант (прилагается).

М-да, видел я уже это уродство. Во-первых, красные когти льва - символ ярости, зачем это? Во-вторых, казак с самопалом запечатлен в совсем нереальной позе. Типа, так его выкрутили чтоб лев (герб Галицко-Волынского княжества) - слева, казак с самопалом (герб Запорожского Войска Низового) - справа, типа, символизируя западные и восточные исторические регионы Украины, а тризуб (знак княжеской державы Владимира) - по центру. Но насколько я знаю, левой частью герба считается восточная, правой - западная, типа, относительно рыцаря, который этот щит нес, так что можно было так казака не уродовать.

К тому же они все попирают колосья пшеницы - тоже непонятен смысл ???

У Украины времен Центральной Рады уже был "большой герб"

В смысле, герб УНР - тризуб, окруженный лозой с листьями и ягодами?

А свое видение большого герба я завтра принесу (постараюсь).

Ждем :apl:

Изменено пользователем Alias
Ссылка на комментарий

2Alias

красные когти льва - символ ярости

У меня на это такая точка зрения: Лев может быть с вооружением или без. Вооружение в данном случае это: когти и язык, которые по традиции изображаются червлеными.

В смысле, герб УНР - тризуб, окруженный лозой с листьями и ягодами?

А завтра принесу фотографию. Там щитодержатели, гербы исторических областей (регионов) Украины, хоругвь и т.п.

Ссылка на комментарий

2Bestt

А завтра принесу фотографию. Там щитодержатели, гербы исторических областей (регионов) Украины, хоругвь и т.п.

Никогда не видел почему-то :(

Только вот, думаю, нельзя его будет по вопросам политкорректности автоматом принимать сейчас - там, несомненно, среди исторических областей присутствуют, как минимум, Холмщина и Подляшье :)

Ссылка на комментарий

2Alias

Прежде всего хочу внести уточнения. Я вчерась трохи оговорился. Не у Украины времен Центральной Рады был тот герб, который я сейчас выложу, а в Украине был создан проект этого герба. Почему его не приняли? Хрен его знает. Проект создан Миколою Битинським. Лично мне нравится этот проект.

post-6-1124175076.jpg

Ссылка на комментарий

Как видно из картинки, этот вариант герба значительно отличается от представленного вчера. Именно этот вариант я бы взял за основу современного большого герба Украины. С небольшими изменениями. А именно: гербы 25 областей Украины можно было бы совместить в шести щитках вокруг "среднего" герба на фоне лавровых и дубовых веток.

Ссылка на комментарий

2Bestt

Да, весьма интересный герб. В принципе, я б вместо архангела Михаила (Киев) разместил бы слева казака с самопалом.

Кстати, можешь перечислить регионы, что поданы на щитках?

Не у Украины времен Центральной Рады был тот герб, который я сейчас выложу,

Угу, я ж помню, что у УНР герб больше на современный малый похож:

Герб УНР

Изменено пользователем Alias
Ссылка на комментарий

2Alias

Кстати, можешь перечислить регионы, что поданы на щитках?

Щас спробую, хотя сам видишь какого качества картинка (не все толком видно) и кроме того М.Битинський (уважаемый мной геральдист) оперировал историческими гербами (или их версиями_, кои не все мне знакомы.

Так на щитках (из тех что видны и мне знакомы):

Герб войска Запорожского, Подолье, Волынь, Бессарабия, Херсонщина, Черниговщина, Харьковщина, Закарпатье, Львовщина, Галичина, Таврия.

Хм. Щас пороюсь в "закромах". Может чего надыбаю. Тогда еще отпишусь.

 

ЗА Ага. Значит еще: Перемиська і Сянська землі - двуглавый серебряный орел на лазоревом поле.

Изменено пользователем Bestt
Ссылка на комментарий
  • 9 месяцев спустя...

Решил я немного лекций почитать по геральдике. С целью пропаганды этой интересной науки.

 

Лекции по геральдике

 

Материалы, использованные мной:

Книги – «Геральдика. Геральдические образы. Фигуры геральдики.» М.Пастуро, Москва, изд-во Астрель*АСТ 2003г.; «Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия» С.Слейтер, Москва, изд-во Эксмо, 2005г.; «Гербы Российской империи» фон Винклер, С-Петербург, изд-е И.Иванова, переиздание Москва, Планета, 1991г.;

Интернетрессурсы – Геральдика.ru, и другие.

 

Лекция 1

 

Привлекательность геральдики сегодня становится очевидной. Использование гербов в повседневной жизни уже норма. На бутылках виски и других алкогольных напитков, на пачках сигарет (например Мальборо) можно видеть «гербы». И хотя это не совсем гербы, а скорее гербоподобные эмблемы, помещение их туда производителем говорит как о понимании того, что запоминающийся гербовидный рисунок скорее привлечет потребителя (чисто рекламный ход), так и о том, что сам по себе герб является удачной и яркой «торговой маркой». Эмблемы многих футбольных клубов (особенно английских и шотландских) представляют собой гербы в чистом, классическом понимании.

Но всё это только иллюстрация. Сама же геральдика есть наука, предмет которой – изучение гербов. Герб – это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание цветов, предметов и фигур на котором имеет символическое значение. Однако пугаться этой науки не стоит. Цикл моих лекций направлен на пропаганду и распространение геральдики и на ознакомление с основными правилами и понятиями.

Итак, основы геральдики. Здесь и далее говоря «геральдика» я буду подразумевать классическую европейскую геральдику. Все понятия и условия будут озвучены исходя из классической геральдики.

Основой любого герба является щит. Нет щита – нет герба. В геральдике известно несколько разновидностей щитов:

l117to.th.png

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: "варяжский", "испанский", "итальянский", "французский", "английский", "византийский", "немецкий", ромбический, квадратный. Однако эти "национальные" названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной.

Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха – горностаевый и беличий. Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что финифть может наноситься только на металл, а металл только на финифть (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах).

Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации. Исключением из правила является случай, когда какая-либо деталь фигуры животного - когти, язык, глаза или клюв (такое животное называется вооружённым), или деталь какого-либо предмета окрашивается цветом другого типа, нежели остальное тело, и попадает на поле щита, окрашенное в цвет аналогичного типа.

В отношении особенностей применения данного важнейшего правила существуют два мнения. Одно предписывает применять правило неналожения только в ситуации, когда какая-либо фигура накладывается на поле щита, или одна фигура накладывается на другую. Однако это мнение различает понятия "наложение" и "соседство" однородных тинктур, и допускает соседство частей разделённого щита (рассечённого, пересечённого или скошенного), окрашенных однородными тинктурами. Например: щит, рассечённый на червлень и чернь, или щит, пересечённый на зелень и червлень, или щит, рассечённый на золото и серебро (герб Ватикана). Сторонники этой позиции считают что в случае разделения щита на однородные по тинктурам части правило неналожения не нарушается, хотя при этом в определённой степени страдает принцип контрастности, который и породил данное правило. Но имеются и те, кто, оберегая не только букву, но и дух правила неналожения, считают недопустимым соседство однородных тинктур.

Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее эта система приводится).

Металлы

Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.

Финифти (тинктуры,эмали)

Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:

Червлёнь – (красный) графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.

Лазурь – (голубой) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.

Зелень – (зелёный) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.

Пурпур – (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака.

Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур - огненно-красный.

Чёрнь – (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу.

 

Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных. Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает четырёх видов: "ermine" - белая область с чёрными крапинками; "ermines" - чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); "erminois" - золотая область с чёрными крапинками. Имеется также "pean" (кожа) - изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками. Беличий мех или мех голубой белки условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный мех чередовался с белым). Беличий мех, как и горностаевый, может быть противобеличьим, и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике - "potent", (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно назвать крюковидным) который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами.

 

Типы мехов:

 

l124jq.th.pngl134ti.th.pngl131te.th.png

 

Самые распространённые меха - простые горностаевый (ermine) и беличий (vair). За исключением "potent", разновидности беличьего меха редки, так же, как и "papellone" (чешуя) и "plumete" (перья). Русская геральдика использует только два меха - горностаевый и беличий (включая их "негативные" варианты).

* Русская геральдика использует только два меха - горностаевый и беличий (включая их "негативные" варианты).

 

Символика цветов

Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлёнь - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.

Пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чёрнь - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции.

Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привилегированных членов общества выполняет ту же функцию), однако сейчас это правило немного демократизировалось.

 

Пока всё. В следующей лекции я расскажу о фигурах. Геральдических и негеральдических. О фигурах можно рассуждать и рассказывать долго. Но я ограничусь всё же основными понятиями.

Изменено пользователем Bestt
Ссылка на комментарий

Лекция 2

 

Фигуры в геральдике

 

Фигуры в геральдике бывают геральдические и негеральдические. Геральдические делятся на почетные и простые.

 

Геральдические фигуры.

Почетные:

глава, столб, пояс, перевязь, оконечность, стропило, кайма, щиток, вольная часть и кресты. Почетная геральдическая фигура обычно (но не обязательно) занимает одну третью часть площади щита и может быть самостоятельной или в сочетании с другими фигурами.

l211ln.th.png l220qi.th.png

Кресты. Отдельная история. Геральдический крест образуется комбинацией пояса и столба. В его простой форме он помещается в центре щита, каждой перекладиной касаясь одного из краев щита. Крест дал больше вариантов и разновидностей, чем какая-либо другая геральдическая фигура. Некоторые исследователи говорят, что существует более 30 вариантов, другие – более 50. Я же приведу пока три варианта креста: прямой, косой и вилообразный.

l231xl.th.png

Вилообразный крест также может быть опрокинутым.

 

Из числа почетных фигур – глава, вольная часть, щиток и оконечность не могут быть повторены в щите, а также повышены или понижены.

Все почетные фигуры, за исключением щитка и внутренней каймы должны касаться краев щита, иначе они будут свободными или укороченными.

Хотя все эти фигуры ограничены прямыми линиями, иногда эти прямые линии могут быть ломаными или кривыми. Тогда они получают особые названия. Например, они могут быть волнообразными (волнистыми), зубчатыми, ступенчатыми и т.п.

l246zr.th.png

Простые:

По своей форме простые фигуры делятся на треугольные – острие, клин; четырехугольные – квадрат, брусок, гонт, ромб (веретено); круглые – круг, монета, шар, полукружие; и условные – ламбель (титло). Отличие монеты от шара – монета изображается металлическим кружком, шар – финифтяным.

 

Здесь представлены некоторые из простых геральдических фигур. Особое внимание хочу уделить ламбелю. Или как его еще называю в русской геральдике «турнирный воротник». Эта фигура, будучи помещена в герб обозначает линию младшего поколения рода. Это касается в основном английской геральдики.

l251wa.th.png

Негеральдические фигуры.

 

Все прочие фигуры, встречающиеся в гербах, являются негеральдическими, хотя иные не встретить нигде, кроме как на гербах. Все негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные или фантастические. К естественным относятся изображения человека, животных, птиц, рыб, растений, стихий, рек, гор и т.п. Т.е. всё, что встречается (встречалось) в природе, Искусственные – разнообразные предметы, созданные человеком: орудия труда, корабли, музыкальные инструменты. И конечно же оружие. Легендарные – пожалуй самые загадочные. Здесь и пегас и грифон и драконы. А также единорог, кентавр, змий, саламандра и другие. Я бы отнес сюда еще и двуглавого орла.

 

Среди животных самым распространенным символом является лев. Лев – царь зверей и король геральдики. Здесь есть одна особенность. Лев называется львом только тогда, когда он изображен стоящим на задних лапах с головой в профиль. Ежели это животное шествует на четырех лапах и при этом голова повернута в фас, то называется оно леопардом. Если лев стоит на задних лапах и голова повернута в фас, то он называется львиным леопардом. Равно как и если у леопарда (животного шествующего на четырех лапах) голова повернута в профиль, то такое животное называется леопардовым львом.

Примеры:

Слева - герб герцогства Брабантского (впоследствии ставший гербом всей Бельгии) – золотой восстающий лев на черном поле.

Справа – леопардовые львы Шлезвига.

l266uf.th.png

 

Пока всё. В следующей лекции поговорим о способах разделения щита и особенностях блазонирования.

 

ЗЫ Читать лекции дальше?

Изменено пользователем Bestt
Ссылка на комментарий
Это и есть, кстати, 12-й век - середина (Жоффруа и Санчо, если это Санчо III Болезненный - другого в 12-м веке не было в Кастилии).

 

я же говорю, что неправильно выразился.

Кастильский - 1000 г.

Вроде договор связанный с женитьбой

Ссылка на комментарий

Стоп. В 1100 г. на всем полуострове не было ни единого Санчо, принадлежащего к королевской фамилии. Санчо Рамирес арагонский откинул коньки в 1094, Санчо Гарсес наваррский - еще раньше, инфант Санчо кастильский родился, правда, до 1100, но он приказал долго жить в 1108 и гербов тогда все равно еще не было в Испании.

В Испании 12 века могли быть только Санчо III Кастильский (1157-1158) и Санчо VI Наваррский (1150-1194 гг.). Португальцев не берем.

Ссылка на комментарий

2Касс

большая часть один в один списана с книги "Геральдика для всех"

-)

Цель моих лекций не рекламирование себя, как лектора, а популяризация геральдики. Я в начале привел список использованных мной источников. Книги, которую Вы упомянули у меня нет, но я вполне допускаю, что многое из того о чём я рассказал там имеется. Не вопрос. Дело в том, что материалы касаемо геральдики разбросаны там и сям. Я же только собрал всё, выстроил по порядку, добавил от себя и выложил, то что посчитал нужным. Если в результате моих лекций станет хоть на немного больше любителей геральдики, я посчитаю свою задачу выполненной.

Ссылка на комментарий
  • 3 месяца спустя...
  • 2 недели спустя...

2Шелест

Какой город, волость или другая власть изображена ровно на 12-часов в Печати Ивана Грозного??

 

Никакой, никакая и никакая не власть. Это Голгофский крест. И надпись по кругу: "Древо дарует древнее достояние".

 

Посмотреть можно здесь:

http://rostmuseum.median.ru/publication/sr...abalina01p.html

Изменено пользователем Bestt
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.