ВВС второй мировой - Страница 19 - Новейшее время (Мировые Войны, Холодная Война) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

ВВС второй мировой


Рекомендуемые сообщения

2 Aleksander

 

Ты про дельта-древесину? Считается композитом. Действительно альтернатива фанере и люминию. Оказалось, что в войну с компонентами было совсем плохо.

 

Дельта-древисина, это скорее для силового набора, а в плане обшивки - насколько широко использовалась ткань и какие еще были альтернативы?

 

 

 

 

Про тягу не понял. У нас двигатель поршневой. Т. е. тягу дает винт. Обычно поршни меряют по мощности на станке и далее высотной характеристике.

 

Кривошипо-шатунный механизм:

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/comm...a/ac/Cshaft.gif

 

 

Я так понимаю, что чем длиннее шатун, тем, соответсвенно, больше плече кривошипа, а значит и момент будет больше. Чем больше момент на винте - тем больше тяга, как я понимаю. Но из-за длинного хода оборотов будет меньше.

 

Как мощность двигателя считается? Я забыл обороты*момент*кпд?

 

Все убегаю - по остальному подумаю..

Ссылка на комментарий
http://www.liveleak.com/view?i=c01_1274825409  - MUST-SEE видео

Шикарнейшая нарезка воздушных боев времен второй мировой войны.

http://www.avanturist.org/forum/index.php/...c,972.4280.html

Изменено пользователем Берг
Ссылка на комментарий

2 blitz

 

Вот и вопрос на кой что"Мессеру" что "Фоккеру" пeлемёты для чего?

 

для пристрелки. Вы в симуляторы когда-нибудь играли?

Ссылка на комментарий
2 blitz

 

Цитата

Вот и вопрос на кой что"Мессеру" что "Фоккеру" пeлемёты для чего?

 

 

 

для пристрелки. Вы в симуляторы когда-нибудь играли?

 

Неа нопринцып понял, тоесть для фактического поражения цели он роли не играл

Ссылка на комментарий

2 blitz

 

если можно то на ты

 

можно, конечно)

 

Не я нопринцип понял, то есть для фактического поражения цели он роли не играл

 

Да. На Ла-7, например, пулеметов не стояло - хороший летчик старался бить вупор. По этой же причине пулемет и пушку на одну кнопку ставили. Покрышкин(или кто-то из его сослуживцев) на "Аэрокобре" попровил механики переключить на одну кнопку пулеметы и пушку - после первого боя с такой системой к механику очередь выстроилась.

Изменено пользователем Квинт Пехотинец
Ссылка на комментарий

Поятно а на штурмовиках пулемёты тоже для пристрелки или реально поражали протикника

И ещё на ИЛ-2 стоял прицел ПБП-1б пилоты его расшифровывали Прицел Бьющий Пилота 1 Раз Больно, когда его заменили на прицельную разметку на стекле

И была ли хоть какая-то возможность установить бомбовый прицел на ИЛ-2

И ещё когда начали и прекратили использовать "фосфор" на ИЛ-2?

Ссылка на комментарий

Пулеметами удобно было стрелков задней полусферы на бомбере отстреливать - дал очередь, стрелок замолк, и потом спокойненько из пушки в него всаживаешь, каждый снаряд в цель кладешь. Живую силу противника на бреющем. По маслорадиаторам долбануть, если снаряды кончились - тоже вариант. Тем более, если не винтовочный калибр стоит, а MG13 например - йа, йа, даст ист фантастиш! :D

Ссылка на комментарий

2Квинт Пехотинец

Дельта-древисина, это скорее для силового набора, а в плане обшивки - насколько широко использовалась ткань и какие еще были альтернативы?

Так их всего три варианта и было у нас в стране. Древесина, люминий и дельта-древесина. А ткани альтернативы пожалуй и нет. Разве что сразу цельнометаллическое самолетостроение. Для нас не альтернатива.

Я так понимаю, что чем длиннее шатун, тем, соответсвенно, больше плече кривошипа, а значит и момент будет больше.

А так ты за момент. Теперь понял. Что интересно для авиационных двигателей времен войны про момент практически ничего не говорят.

Посмотрел схему. Что смущает, на схеме судя по всему автомобильный двигатель. Независимо от того стоят циллиндры в ряд или V-образно кинематическая схема дудет отличатся от радиального двигателя воздушного охлаждения. Вопрос насколько. Второе, раз уж речь пошла о тяге, то она здорово зависит от диаметра винта, его характеристик, скорости, в зависимости от винта подбирают передаточное число. Одним словом из-за количества влияющих факторов говорить о тяге имхо сложно.

Чем больше момент на винте - тем больше тяга, как я понимаю. Но из-за длинного хода оборотов будет меньше.

Если принять во внимание то что все моторы времен войны предельные и количество оборотов лимитировано механической прочностью имхо проблема не в меньшем числе оборотов. Выше определенного числа все одно не прыгнешь. 3000 для того времени было гроссмейстерским результатом, не для всех.

Как мощность двигателя считается? Я забыл обороты*момент*кпд?

Надо будет поискать книгу по теории поршней. Где-то на винте валялась. По памяти не помню...

2blitz

Поятно а на штурмовиках пулемёты тоже для пристрелки или реально поражали протикника

ШКАСы в крыльях Ила более-менее эффективны только при обстреле колонн на бреющем. В остальном предпочтительней схема с 4хВЯ-23.

И была ли хоть какая-то возможность установить бомбовый прицел на ИЛ-2

Коллиматорный прицел на Иле и был бомбовым. Как обычно сказался дефицит. И обученность летного состава. Молодые пацаны приходили в части с трудом умея летать. Не до прицела было.

И ещё когда начали и прекратили использовать "фосфор" на ИЛ-2?

См. http://www.23ag.ru/html/il2_pub.html не самая современная работа, но основные вопросы по Ил-2 она закрывает. Очень рекомендую.

 

На мессере и фоке пулеметы стояли изначально. Пушки были усилением вооружения. Разница между калибрами в количестве попаданий для сбития цели различных классов. У нас пулеметы снимали- березиных поначалу не хватало, плюс боролись за энерговооруженность.

Ссылка на комментарий

Тем более, при прикрытии, часто хватало просто "обозначить свое присутствие". Заходит вражина в хвост - бомберу, или ведущему, дал поверх очередь из пулемета, вижу мол тя, с$ку, он и отваливает сразу же.

Ссылка на комментарий

2 Aleksander

 

Так их всего три варианта и было у нас в стране. Древесина, люминий и дельта-древесина. А ткани альтернативы пожалуй и нет. Разве что сразу цельнометаллическое самолетостроение. Для нас не альтернатива.

 

Как понимаю, ЛаГГ фанерой обшивали? Кстати, знаешь на какой стадии заготовки древесины идет разделенее на обычную и авиационную древисину?

 

А так ты за момент. Теперь понял. Что интересно для авиационных двигателей времен войны про момент практически ничего не говорят.

Посмотрел схему. Что смущает, на схеме судя по всему автомобильный двигатель.

 

Да, крутящий момент. И мощность ДВС считатеся - крутящий момент умножить на обороты.

Движок, разумеется не авиационный - я и не про движек писал, а про кривошипо-шатунный механизм)) С картинкой нагляднее.

 

Независимо от того стоят циллиндры в ряд или V-образно кинематическая схема дудет отличатся от радиального двигателя воздушного охлаждения. Вопрос насколько.

 

Кривошипо-шатунный механизм отличаться не будет, тем не менее) Он все равно переподит поступтельное движение во вращательное, или крутящее...пофиг.

 

 

, раз уж речь пошла о тяге, то она здорово зависит от диаметра винта, его характеристик, скорости, в зависимости от винта подбирают передаточное число. Одним словом из-за количества влияющих факторов говорить о тяге имхо сложно.

 

Ну, я говорил только о двигателе - его мощности. При равной мощности двух двигателей - если мы берем один с длинным ходом поршня, а другой с коротким, то у них будут различаться составляющие этой мощности - у того, что с длинным ходом - будет больше крутящий момент, но, соответственно ниже обороты, а у того, что с клротким ходом поршня, соответсвенно наоборот. Но различаться, они, наверное будут не очень существенно.

 

 

Если принять во внимание то что все моторы времен войны предельные и количество оборотов лимитировано механической прочностью имхо проблема не в меньшем числе оборотов. Выше определенного числа все одно не прыгнешь. 3000 для того времени было гроссмейстерским результатом, не для всех.

 

В принципе, можно прикинуть... На сколько Швецов укоротил ход поршня, по сравнению с оригиналом?

 

 

Надо будет поискать книгу по теории поршней. Где-то на винте валялась. По памяти не помню...

 

Хм... что-то я немного запутался. Формула мощности при вращательном движении - это крутящий момент*угловую скорость, или момент* обороты*(пи/30), т.е. примерно в 10 раз меньше, чем просто момент*обороты, впрочем сути вопроса это не меняет - при одинаковой мощности -или момент больше или обороты...

Ссылка на комментарий
  • 5 лет спустя...

Немного из Растренина

 

Налет на Сальск или нокдаун "воздушного моста"

 

 

На очередном заседании клуба любителей авиации в Музее Жуковского с небольшим заявлением выступил известный историк Олег Растренин.
Побудительным поводом для выступления стал выход книг, посвященных оценкам действий нашей авиации во время Второй мировой войны, включая штурмовой. В одной из таких книжек Растренин с удивлением прочитал, что в известном налете 9 января 1943 г. на немецкий аэродром у г.Сальска, вошедший во многие учебники по действиям боевой авиации, немцы потерь не понесли!  Причем в книге была ссылка на самого Растренина! Этот эпизод упоминается в ряде популярных книг, посвященных сражениям в воздухе на Восточном фронте. Например, в известной книге Франца Куравского "Черный крест и Красная звезда. Воздушная война над Россией. 1941-1944 г." события трактуются так:

"Он [налет] состоялся 9 января 1943 г. Налетом, в котором участвовало 7 Ил-2, руководил капитан И.П.Бахтин. Их сопровождала эскадрилья Як-1, летевшие на высоте верхушек деревьев. Они незамеченными прошли посты аэродромных средств ПВО и обстреляли аэродром и все, что там находилось. Когда самолеты ушли, то, по советским данным, на стоянках было уничтожено 72 немецких самолета. Впрочем, эта цифра была завышена на порядок..."

Действительно в специальной зарубежной литературе данные о потерях в Сальске практически отсутствуют.
Выступление Растренина основывалось на наших архивных документах и было посвящено тому, откуда взялась цифра 72 и оценке реальных потерь противника.

86592_original.jpg

Если кратко: согласно отчетам летчиков-штурмовиков и прикрывавших летчиков-истребителей на земле было уничтожено 18-19 самолетов и два сбиты на взлете-посадке (Ме 109 и Ju 52). Еще один Ме 109 был сбит в воздушном бою при отходе от аэродрома. Учитывая, что налет осуществляли только семь Ил-2, то результат был более чем впечатляющий! Собственные потери составили два Ил-2, подбитые зенитной артиллерией над аэродромом, и два Як-1, сбитых в воздушном бою на отходе.
88362_original.jpg
Ме 109G-2 из состава II/JG52, базировавшейся в Сальске на 9.01.1943. На заднем плане справа - "Шторх"  (разведка отметила на аэродроме четыре "шторха").
Этот "109-й" принадлежал Фридриху Денку - асу с 65 победами (будет убит в бою 13 февраля 1943 г.).
Именно самолеты этой группы сбили на отходе два "Яка". Победы записали себе Герхард Баркхорн (2-й по числу побед ас люфтваффе) - 2 "яка" и Йоханес Штейнхофф (23-й среди немецких асов) - тоже 2 "яка"!


Цифра 72 появилась позже и может показаться фантастической. Но нужно учесть, что 8-я воздушная армия за полгода до того уже получала выволочку лично от Сталина за фантастические данные о потерях противника, и к вопросу проверки эффективности действия своих подчиненных относилась очень щепетильно. Такая высокая оценка потерь противника основывалась на опросе мирных жителей, которые, судя по всему, привлекались для ликвидации последствий налета на аэродром. В наградных на летчиков особо отмечается, что свидетельство подтверждает член Верховного Совета РСФСР.

Чтобы оценить, что же произошло на аэродроме Сальска, интересно взглянуть на налет подробнее.
Так, например, описывает этот налет Олег Растренин в своей книге "Гвардейские части Ил-2 во Второй мировой войне" ( англ.):
«9 января 1943 г. семь Ил-2 из 622-го шап, ведомые капитаном Бахтиным и прикрываемые семью Як-1 из 236-го иап бомбили аэродром Сальска…
Сальск стал основным аэродромом для снабжения [войск 6-й армии]: разведка выявила на нем более 150 самолетов различных типов. Ил-2 сделали первый заход, пикируя через облака, бомбя и штурмуя аэродром в течение 15 минут с 11.08 до 11.23. Они использовали в общей сложности 26 ФАБ-100, 56 РС-82, 1836 снарядов ВЯ, 300 ШВАК, 120 патронов УБ и 3820 ШКАС. Зенитки в первом заходе даже не успели открыть огонь».

А вот, что сказано в наградном листе на ведущего группы Ивана Павловича Бахтина:
86836_original.jpg

Обращает на себя внимание несколько моментов.
На аэродроме в момент удара указано в два раза больше самолетов, чем их выявила разведка – 300 (в некоторых источниках даже более точно – 312). Дело в том, что незадолго до налета на аэродром были переведены две группы пикировщиков из состава 77-й эскадры - 2-я и 3-я, имевшие в своем составе около 35-40 Ju 87.  Кроме них на аэродроме с 24 декабря 1942 г. базировались транспортные самолеты из 50-й, 102-й, 105-й, 500-й, 700-й, 900-й групп "специального назначения" – около 200-210 Ju 52, а также около 40 Ju 86 из 21-й и 22-й группы. Если добавить сюда штаб и вторую группу 52-й истребительной эскадры (до 40 истребителей Ме 109 и несколько «Шторхов») , то общее указанное количество самолетов на аэродроме - свыше 300 - вполне соответствует действительности.



87294_original.jpg

88662_original.jpg
Погрузка Ju 52 в Сальске

Сальск прикрывался серьезной зенитной группировкой – до 100 зенитных орудий, так как рядом еще располагалась и железнодорожная станция. Это определило характер удара штурмовиков: группа разделилась на две по четыре и три самолета. Аэродром обе группы Ил-2 атаковали с противоположных направлений, идя на встречу друг другу. В процессе атаки осуществлялся также и маневр по курсу, изменяя направление полета на 90 градусов,  и уходя потом вверх, в облачность. Все это сбивало огонь зениток. Обращает на себя внимание выдержка пилотов, сумевших осуществить шесть заходов на цель.
Немецкие самолеты на аэродроме Сальск размещались в четырех-пяти довольно компактных группах.
87316_original.jpg
Пример скученного размещение немецких самолетов на аэродроме зимой 1942-43 гг

Именно это позволило, как указано в наградном на Бахтина, осуществлять в одном заходе две-три атаки последовательно на несколько групп самолетов.


87847_original.jpg
Легко подсчитать, что в шести заходах семь штурмовиков могли осуществить до 70-100 атак отдельных целей.  Ju 52 достаточно крупная цель и не представляет собой особой сложности для поражения с Ил-2.
88247_original.jpg
Все семь пилотов обладали большим опытом, совершив не менее 30 боевых вылетов каждый. Практически все уже были орденоносцами. И общее количество в 72 засчитанные победы, не показалось руководству ВВС завышенными (хотя озвучивалась и другая цифра - 50 уничтоженных самолетов).

Олег Растренин считает, что наиболее правдоподобное число уничтоженных самолетов соответствует заявкам пилотов – около 20. Кроме самолетов по данным местных жителей группа Бахтина уничтожила и эвакуационный пункт с раненными, вывезенными от Паульса.

Но самое интересное, это посмотреть на деятельность немецкой транспортной авиации после налета. Согласно данным уже упомянутого Франц Куровского (Luftbrücke Stalingrad),  а также Гайварда (Stopped at Stalingrad) и Ротундо (The battle for Stalingrad), если 8 января (до 12.00 9 января - то есть точно до налета на Сальск!) в Сталинград удалось доставить 220 тонн грузов, то далее, до ночи на 14 января, полеты Ju 52 практически прекратились. В этот период полеты в Сталинград осуществляли только многомоторные самолеты (Ju 290, Не 177, Fw 200) с других аэродромов. В отдельные дни (11, 13, 14 января) Паульсу не было поставлено ни тонны грузов. Приблизиться к объему поставок 8 января удалось только один раз - 21 января. Фактически после налета на Сальск еженедельный объем подачи грузов  в Сталинград упал в три раза.

На тяжелые для немцев последствия налета на Сальск указывает также жестокое избиение сбитого летчика-штурмовика Далобаридзе, которого сумели схватить на месте вынужденной посадки конные калмыки. Судя по воспоминаниям Далобаридзе, избивал его стеком лично генерал люфтваффе. В тыл Далобаридзе увозили на Ju 52 с аэродрома Сальска, где ему довелось наблюдать большое количество разбитых самолетов и работу местных жителей по разборке обломков и засыпке воронок от бомб.

Хотя в иностранной литературе о потерях в налете на Сальск практически ничего не упоминается, тем не менее в книге Luftwaffe сolours. Transporter. V.1 на стр. 57 про Сальск сказано: «18 января в результате обстрелов и штурмовок 10 Ju52 было уничтожено, а 20 отравлено в ремонт». Нужно учесть, что утром 15 января был отдан приказ транспортной авиации покинуть Сальск, и уже 16 января большинство групп было переведено на аэродром Зверево. Таким образом, потери в результате обстрелов и штурмовок 18 января фактически являются списанием оставшихся поврежденных машин на момент ликвидации аэродрома. Более того, одна из групп транспортников - KGr.22 z.b.V. с Ju 86 - была фактически ликвидирована на момент оставления Сальска, а самолеты переданы в 21-ю группу. К тому времени Красная Армия была в 20 км от Сальска. Город был освобожден 22 января в результате обходного маневра, практически без боя.

Закончить можно словами Олега Растренина: «Уничтожение двух десятков самолетов на аэродроме отличный результат. С точки зрения организации боевого вылета - образцово, все было сделано грамотно, особенно с учетом ПВО на аэродроме Сальск... Если говорить о реальных результатах, то они хорошие, но приписывать того, чего не было тоже не стоит».

 

 

 

Ленд-лиз по-английски

 

 

146937_original.jpg
На последнем клубе любителей авиации в музее Жуковского с небольшим докладом выступил Олег Растренин. Кто про что, а Олег как всегда про противотанковые самолеты и штурмовики. На этот раз речь зашла об известном эпизоде – получении нами по ленд-лизу истребителей «Харрикейн» IID и IV, вооруженных 40-мм пушками. История достаточно известная и обычно трактуется, что «криворукие наши авиаторы» угубили ценную технику. В принципе это в чем-то близко к истине, но была одна деталь :-)

Все для нас началось с известного письма Черчилля: «..Мне пришла мысль, что, может быть, Вы пожелаете получить для Ваших операций против германских бронетанковых сил на русском фронте несколько наших "Харрикейнов", вооруженных 40-мм пушками. Во время недавних боев в Тунисе эти самолеты с успехом действовали против танков Роммеля. Одна эскадрилья в составе 16 самолетов уничтожила 19 танков в течение 4 дней... Я мог бы послать Вам максимум 60 самолетов этого типа. Сообщите мне, желаете ли Вы их получить...»
(Из строго секретного и личного послания премьер-министра г-на У. Черчилля маршалу И.В. Сталину от 10 апреля 1943 г.)

Апрель 1943 г.? Как раз был Харьков. Впервые близко «познакомились» с «тиграми» в бою. В общем, отказываться было очень не с руки. 

Понятное дело «подарок» надо было испытать, тем более печальный опыт с «даренными конями» уже был.


Тут и начались приключения. Если первые «Харрикейны» IID прибыли еще в августе 1943 г., то пушки к ним – только в октябре-ноябре. Ага, вот только снаряды к пушками пришли охолощенные – они и даже их взрыватели были без снаряжения. В общем годились только для обучения летного состава. Наличие хоть таких снарядов позволило испытать пушечное вооружение. Действительно, «Харрикейн» показал отличную кучность стрельбы и высокую вероятность поражения наземной техники. Только бронепробиваемость оказалась не очень – где-то на уровне 23-мм ВЯ. В целом, по боевой эффективности пушку можно оценить где-то на уровне 37-миллиметровки Шпитального – Ш-37.

146982_original.jpg
Пушка Виккерс «класс S». Вес – 134 кг, скорострельность – 100 выстр./мин., емкость магазина – 15 снарядов (заряжали, как водится, меньше – 12).

«Обкатка» немецкими «мессерами» G-4 показала, что у «харитонов» было только один шанс – встать в круг, либо на встречных восьмерках «оттягивать свой конец» в расположение Красной Армии.  Бронирование, конечно, было хуже, чем у Ил-2 (забронирован снизу капот двигателя и кабина пилота). Так что и потери ожидались соответственно, так сказать. 

В конце концов «Харрикейны» были переданы в один полк ПВО и в один истребительный 246-й полк, направленный на фронт. Страдания последнего полка хорошо известны - машины были все б/у, сильно поношенные, с прилично израсходованным ресурсом моторов (все ценное оборудование, например, фотопулеметы, было зажилено англичанами). Кто там говорил про отличную радиосвязь на «харитонах»?«9. Радиосвязь возможно держать на расстоянии 10-15 км с земли, а между самолетами в воздухе отсутствует». Из полученных 37 машин на фронт стартовало только 32, а долетело до туда 26. Кажись, на 1-й Белорусский – как раз к операции "Багратион".

147237_original.jpg
Дер Шлеп. Капот "харитона" 246-го полка

Снарядов все еще не было. Да что-то там снарядов, даже 100-октанового бензина не было в достатке…

«Боевая работа» на фронте продолжалась в течение месяца. Ни одного боевого вылета сделано не было – стрелять-то нечем. Зато были серьезные потери – от безделья в тылу и на … Личный состав полка получил 24 взыскания, а троих (пьянство, дебош, воровство) – разжаловали в штрафбат. Начальство полка регулярно рассылало письма с описанием «зубов лошадок Черчилля» и требовало перевооружения на что угодно, лишь бы не.

И прибых собственною персоною … и возопи: 
- Запорю!

С этим словом начались исторические времена, то есть полк наконец-то получил что-то приличные – «яки» (учился, правда, на «лагги», но это уже пустяк).

PS. Что-то дал положительного такой опыт «ленд-лиза», кроме реакции Вассермана у личного состава? Ну, небольшая польза была. Стрельба из пушек на полигоне показала главное – разместить крупнокалиберные авиационные пушки на одномоторном самолете можно. Важно только не гнаться за мощью и не надрываться со скорострельностью (все равно при реальной стрельбе использовать длинные очереди не получится). Так, при стрельбе с «Харрикейна» из-за меньшей отдачи можно было корректировать ошибку прицеливания, в отличие от «Ила». В результате развитие пушек Нудельмана пошло по пути, по которому уже прошел «пророк в своем отечестве» - Шпитальный: ствол покороче, навеска пороха – поменьше. 

PSS. А что в Англии? Да, Черчилль брехал, как водится: опыт африканской кампании показал, что «класс S» броню «Тигра», конечно же, не пробивает. Потери от зенитного огня, как наши и предполагали, оказались высокими. В результате эти «танк-бастеры» в частях просто перевооружали ракетами вместо пушек… 

 

 

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий
  • 5 месяцев спустя...

Вопрос возник. 

 

О боевых наградах СССР известно если не все то много. Кому и за какие заслуги (за определенное кол-во сбитых самолетов, за определенное кол-во вылетов, за ремонт техники и т.п.).

 

А порядок награждения в ВВС (да и др. родах войск) ВС США Франции Великобритании и др. стран по сути не известен. Скажем за сколько вылетов/сбитых самолетов в ВВС Великобритании полагались Медаль и Крест за летные заслуги ? Ими награждали последовательно или медалью сержантский а крестом офицерский состав ? Я встречал обе версии. Какая верная ? Как обстояло дело с австралийскими новозеландскими и юасовскими пилотами ? Судя по всему они имели и британские и свои (местные) награды. Т.е. фактически как я понимаю за 2-3-5... сбитых самолетов могли наградить наградами 2х стран ? 

 

Интересно что там у подводников всех воюющих сторон ? Кому и за какой потопленный тоннаж что причиталось ? Если по немцам кое что встречалось то по награждениям японцев вообще 0 инфы. 

 

Пока нашел порядок награждения для ВВС США с росписью по разным ТВД. 

Ссылка на комментарий
  • 5 месяцев спустя...

Специально для @анри:

 

Выполняя задания, я невольно знакомился с партийно-политической работой, вникал в ее содержание. Велась она непрерывно, целеустремленно и в большой мере дополняла усилия командиров по обучению летного состава боевому мастерству. Многие политработники частей и соединений были сами отличными летчиками, неоднократно участвовавшими в воздушных боях, штурмовках и бомбардировках вражеских войск. Свой боевой опыт они умело использовали в интересах воспитания молодежи, оказывали действенное влияние на молодых однополчан не только живым партийным словом, но и наглядным примером при выполнении учебно-боевых заданий.

Одним из таких опытных политработников был Александр Исупов, заместитель командира 306-й штурмовой авиадивизии по политчасти, бывший мой однокашник по Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского — секретарь нашей курсовой парторганизации. В нем летная молодежь справедливо видела умного и заботливого наставника. Хорошо помню, с каким огромным вниманием молодые летчики дивизии слушали его деловые, немногословные выступления, наблюдали за его действиями в воздухе, когда он вылетал на штурмовку позиций условного противника. Возвращаясь с задания, Исупов со знанием дела проводил разбор полета, одновременно знакомил летчиков с положением на фронтах, с трудовой героикой советского народа в тылу страны. Такие разборы превращались в живые беседы на актуальные темы и всегда достигали нужной цели. Нетрудно понять, почему молодые авиаторы тянулись к политработнику.
Александр Филиппович Исупов был высокообразованным, прекрасно эрудированным человеком, как никто другой в дивизии владел вдохновенным ораторским мастерством и самозабвенно любил доверенное ему дело. Исупов [96] много летал, безупречно владея техникой пилотирования, отважно дрался с врагом. В военную авиацию он пришел в 1931 году по партийной мобилизации, а до того был студентом Иваново-Вознесенского энергетического института. После окончания в 1933 году летной школы Александр Филиппович работал летчиком-инструктором, позднее командовал отрядом тяжелых бомбардировщиков. Закончил в 1940 году военно-воздушную академию, сначала занимал должность комиссара авиаполка, а теперь я встретился с ним уже как с заместителем командира дивизии по политчасти.
Такие опытные политработники-летчики были и в других авиасоединениях. Они всегда оставались душой партийно-политической работы, ее организаторами и руководителями. Сами активно популяризируя передовой боевой опыт, неустанно помогая командирам готовить личный состав к новым боям, широко привлекали к участию в партполитработе и молодежь. Помню, по их инициативе в каждой эскадрилье были созданы уголки новой авиатехники, где в свободные от полетов часы проводились беседы об особенностях эксплуатации боевых самолетов, о тактике воздушных боев и бомбометаний, о боевом опыте известных летчиков Красной Армии. К проведению таких бесед, показных занятий, разборам полетов привлекались специалисты самых различных авиационных профессий.

 

http://militera.lib.ru/memo/russian/grechko_sn/index.html

 

Мемуары начальника оперативного отдела 5 ВА, довольно интересные.

 

Хороший пример:

Хорошо помню такой случай. Поздно вечером 1 сентября 1943 года Иван Степанович позвонил к нам на КП. Командарма поблизости не было — трубку взял я и, конечно, сразу узнал голос Конева, [146]

— Днем авиационная разведка докладывала о выдвижении немецких танков к линии фронта. Напомните, когда и где были обнаружены танки,— истребовал он.
Как раз в этот момент погас свет. Я стал докладывать разведданные по памяти. Сообщил, что ровно в 19 часов воздушные разведчики обнаружили до 30 танков между населенными пунктами Зеленое и Новая Водолага. Новую Водалагу генерал Конев нашел на карте быстро, а селение Зеленое отыскать не смог.
Что вы там мелете? — раздраженно проговорил он,— На карте нет населенного пункта Зеленое. Есть деревня Зеленая. Ее вы имеете в виду?
В комнате вновь вспыхнул свет. Я посмотрел на карту и понял, что допустил ошибку. Извинился. В конце разговора Конев как бы между прочим заметил, что на войне неточность даже в мелочах непростительна. Этот случай помог мне еще раз убедиться, что самым главным для командующего фронтом было дело.
Изменено пользователем Тарпин
Ссылка на комментарий

Еще интересное, оттуда же:

Не выходило из головы и требование маршала Конева о воздушном прикрытии в ночное время города и железнодорожной станции Бельцы, других важных объектов. Было решено ночью для обнаружения вражеских бомбардировщиков и наведения на них советских истребителей использовать радиолокационную станцию "Редут", которая уже три с лишним месяца хранилась на армейском складе незадействованной. Получить-то ее мы получили, но специалистов по радиолокации не имели, потому она и оставалась не использованной. Решили провести эксперимент: развернули радиолокатор на южной окраине города Бельцы, подальше от кирпичных и других построек, чтобы избежать радиопомех. Опробовали "Редут", проверили его возможности — он быстро вошел в режим, квадрат за квадратом облучал небо в направлении фашистских аэродромов Роман и Хуши. Вскоре последовал доклад:

— Группа самолетов противника в воздухе! На осциллографе всплески!..
По номограмме определили: цель на удаленности 90 километров, высота 2500 метров. На этом этапе локатор сработал безупречно.

Интересно что автор по первому образованию артиллерист, но поступил в академию ВВС т.к. там был сильный отсев слушателей из числа уже поступивших летчиков. Уже в академии проходил подготовку как летнаб, что тоже логично для артиллериста.

 

А стал оператором. Еще интересного:

 

Начальник оперативного управления предложил мне вместе поработать над выполнением срочного задания — разработкой плана жесткой обороны войск 2-го Украинского фронта. По словам Павловского, спланировать оборону требовалось таким образом, чтобы "подсунуть план немцам и заставить их поверить, будто войска фронта в ближайшие месяцы наступать не собираются". От меня требовалось, в частности, обдумать и предложить соответствующие мероприятия по авиации, чтобы дезориентировать воздушного противника. [216] Часа три усердно работали. Лишь изредка, в порядке обмена мнениями, что-то уточняли или выясняли.

Я понимал свою задачу так: внешне оборонительные меры должны быть броскими, заметными, но отнюдь не рассчитанными на длительное время. Главное — перехитрить немецко-фашистское командование, ввести его в заблуждение. Этому в большой мере, безусловно, способствовал отлет из армии трех авиакорпусов в расположение 1-го Украинского фронта. Не было никакого сомнения в том, что гитлеровской военной разведкой он засечен. Чтобы создать видимость, будто воздушная армия, как и войска всего фронта, надолго обосновывается в обороне, я предложил производить время от времени демонстративную переброску самолетов с одних аэродромов на другие, соорудить дополнительно несколько ложных взлетно-посадочных площадок, изменить характер маскировки действовавших и ложных аэродромов в соответствии с требованиями обороны.
Изменено пользователем Тарпин
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.